kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фролова Марина Юрьевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

 На уроке ученики научаться анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фролова Марина Юрьевна»

Тема: Имя числительное как часть речи


Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели:

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

- анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Предметные:

- анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с постановкой проблемного вопроса урока.


1. Наблюдение над словами, включающими число:

тройник, семилетний, дважды, пятёрка, удесятерить, одиннадцать, двойняшки, тридцать три.

Работа организуется по вопросам и заданиям, выявляются существительные, прилагательные, глаголы и наречия, лексическое значение которых включает указание на число, а грамматическое – обозначение предмета, признака предмета, действия, признака действия. Записывается группа оставшихся слов, формулируется основной вопрос урока. (К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопрос сколько? Какие у них признаки?)

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Формулировать вопрос (проблему) урока.





III. Открытие новых знаний.


Работа в парах. Игра «Третий лишний».


Определите, к каким частям речи относятся данные слова и запишите их, исключая «третье лишнее»:


  1. 1) Тройка, одиннадцать, пять. (тройка – существительное)

  2. 2) Утроить, четыре, сдвоить. (четыре – числительное)

  3. 3) Двенадцать, двадцать, двойной. (двойной – прилагательное)

  4. 4) Пятьдесят, пятерня, двойка (пятьдесят – числительное)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД


Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

IV. Открытие новых знаний.

Синтаксическая роль имён числительных.

Определите, к каким членам предложения относятся имена числительные:

Три и пять – восемь.

Разделите восемь на два.

Четвёртый урок заканчивается в двенадцать часов.


Сделаем вывод (имена числительные могут быть любым членом предложения, и сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

V. Открытие новых знаний.







Развитие учебно­языковых и правописных умений.


1.Работа с учебником: чтение правила-определения в рамке с.

- Какая информация уже была известна вам, а какую вы узнали после чтения правила?

– Найдите в учебнике, что такое количественные числительные и почему они так называются.

- Какие числительные называются порядковыми?

Работа над словарными словами количество, количественный.

2. Выпишите из словосочетаний в левый столбик количественные числительные, а в правый – порядковые:


«Двенадцать месяцев», «Первый учитель», «Три мушкетёра», «Четвёртая высота», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Семь подземных королей».


– Приведите свои примеры – названия литературных произведений, в названия которых входят числительные.


Познавательные УУД

1.Выделять главное, сворачивать информацию (до ключевых слов).

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

VI. Обобщение

Составляем схему: что мы узнали об имени числительном

Познавательные УУД

1. Анализировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, выделять главное, сворачивать информацию (до ключевых слов).

Физкульт-минутка

- Я называю слова. Если вы слышите количественные числительные – поднимаете правую руку вверх, если порядковые – левую руку, если не числительное – обе руки вверх.

Пятерка, пятый, пятиэтажный, девять, пятидневка, двадцать четвёртый, утроить, седьмой.


VII. Развитие учебно­языковых и правописных умений.



  1. Игра «Собери пословицу»:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

У ленивого семь праздников в неделю.

У семи нянек дитя без глазу.

2. Игра «Кто больше». Работа по рядам.

Наши предки тоже очень любили числительные. Давайте вспомним пословицы, поговорки, загадки и скороговорки, в которых есть числительные. Выставляем баллы.


3.Упражнение на словообразование.

Образуем слова разных частей речи, включающие корни с числовым значением «три»:

Три, третий, трёшка, тройка, утроить, трижды, трёхэтажный, трёхзначный и т.д. Выставляем баллы за каждое слово.


  1. Экскурс в историю.

Выпишите из пословиц в столбик устаревшие слова, которые имеют количественное значение:

1) Радостный день короток – меньше вершка (вьетнамская).

2) За семь вёрст комара искали, а он на носу сидел (русская).

3) Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь (русская).

4) Мал золотник, да дорог (русская).

5) Невежа оставляет дверь открытой на один дюйм, лентяй – на три, а дурак – настежь (японская).

6) Один грамм хвастливости портит центнер достоинства (французская).

7) Здоровье приходит каратами, а уходит килограммами (арабская)

Дома напишите количественные значения выписанных слов и прибавьте баллы за работу.


5. Интеграция в литературу. Чтение задач Георгия Остера.

А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?

- Определите к какой области знаний принадлежат следующие предложения:

1) В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей. (биология)

2) Скольких метров достигает цунами у берега? (10 - 50) (география)

- А на литературе вы встречаетесь с числительными?

Читаем задачи Г. Остера № 11, 126, 168, 172, 190.

- Что делает эти задачки необычными? (юмор)

- Что такое юмор? (добрый смех)


  1. Игра «Шифровальщик».

  1. Расшифруйте слова: смор1а, по2л, элек3к, 100рона,па3от, о5, 100янка, 40а, 7я, ви3на.

  2. В некоторых словах текста зашифрованы числительные, найдите их и запишите цифрами в строчку через запятую.

Вскоре семья сорок опять сядет за стол, блещущий чистотою. Сестрицы сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.

7, 40, 5, 100, 100, 3, 40, 2, 3, 2, 100, 3, 100, 3, 100

Выполняется самостоятельно письменно по образцу, проверка коллективная.

  1. Игра «Стихотворение из числительных»

Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией:

714, 15, 3247,

16, 318, 140, 327.


3, 38, 220, 126, 145,

615, 18, 2225.


713, 116, 512, 43,

2 000 000, 320, 17, 333.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

3. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.


VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? Назовите ключевые слова урока

– Задайте вопросы по теме урока.

– Чему научились на уроке, какие умения развивали?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.


1. Уметь назвать признаки числительного как части речи П. 67.

2. Юмористический конкурс задач, аналогичных тем, которые составил Георгий Остер.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Фролова Марина Юрьевна

Автор: Фролова Марина Юрьевна

Дата: 03.10.2020

Номер свидетельства: 559036


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства