kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фразеологизмы.Источники фразеологизмов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить и сформировать понятие о фразеологизмах,научить использовать фразеологизмы в своей речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы.Источники фразеологизмов.»

Тема урока «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов»

Тип урока: усвоение нового материала в условиях реализации ФГОС.

Цели урока: формирование понятия о фразеологизмах, создание условий для эффективного усвоения теоретического материала учащимися и совершенствования умения использования фразеологизмов в собственной речи.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- познакомить учащихся с понятием «фразеологизма»;

- совершенствовать речь учащихся;

- обогащать словарный запас учеников.

2. Развивающие:

- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значение;

- развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес учащихся к изучению родного языка;

- воспитывать ценное отношение к слову.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся должны знать:

- что такое фразеологизм;

- источники появления фразеологизмов.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять смысл фразеологизмов;

- пользоваться фразеологическими словарями для получения нужной информации;

- использовать фразеологизмы в предложениях.

Личностные:

- осознание уважительного отношения к русскому языку, потребности сохранения чистоты русского языка;

- стремление к совершенствованию своей речи для свободного выражения мыслей, чувств при общении.

Метапредметные:

- владение всеми видами речевой деятельности;

- способность использования полученной информации из различных источников (средства массовой информации, ресурсы Интернета, словари), умение самостоятельно проводить поиск информации;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

- умение прислушиваться к мнению и высказыванию одноклассников, сотрудничать друг с другом в парах, группах;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Теперь, когда у вас у всех хорошее настроение, мы начнем с вами урок.

2. Актуализация знаний.

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

-Индивидуальная работа с карточкой № 1, после ее выполнения выясняют верные толкования данных выражений.

Найди верное толкование выражения

«Кот наплакал» – это много или мало?

«Бежать сломя голову» – бежать быстро или медленно?

«Кожа да кости» – это худой или толстый?

Работать «спустя рукава» - это прилежная или небрежная работа?

«Мартышкин труд» - это полезная или бесполезная работа?

Ребята, вы слышали подобные обороты в речи окружающих вас людей?

(Да.)

Как вы думаете, как эти обороты называются?

(Фразеологизмы.)

3. Постановка учебной задачи.

Итак, как прозвучит тема сегодняшнего урока?

(Фразеологизмы.)добавим ещё «Источники фразеологизмов»)

Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

4. Целеполагание.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам нужно сегодня выяснить? Чему научиться?

(Должны узнать, что такое фразеологизмы, научиться находить их в тексте, правильно их толковать и использовать в речи.)

5. Усвоение новых знаний.

Попробуйте самостоятельно дать определение, что такое фразеологизм.

(Фразеологизм – это устойчивые сочетания слов, которые можно заменить одним словом, они близки по своему лексическому значению, имеют переносное значение и употребляются только так.)

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов близкие по своему лексическому значению одному слову.

- А что же тогда мы назовем фразеологией?

(Фразеология – это раздел лингвистики, который изучает фразеологизмы.)

-Правильно. Фразеологизмы пришли к нам из народной речи, в которых выражалась народная мудрость, из мифов и легенд, их создавали поэты и писатели.

К примеру, фразеологизм «Авгиевы конюшни» произошел по легенде. У царя Элиды Авгия были громадные конюшни, которые не убирались 30 лет, но Геркулес очистил их за один день, направив через них воды бурной реки Алфей. Этот фразеологизм означает: очень загрязненное место, беспорядок в делах.

Выражение «без задних» ног возникло на основе наблюдений над животными, лошадь после работы ложится и спит, расслабив задние ноги. Они в первую очередь отдыхают при первой возможности. Если попытаться ее поднять, она будет вставать на передние ноги, а задние ее не будут слушаться. Первоначально фразеологический оборот имел значение «спать, не двигаясь от усталости». Затем смысл выражения изменился, и оно стало обозначать крайнюю степень усталости.

6. Первичное закрепление знаний.

Работа в группах по карточке № 2, (учитель консультирует, при затруднении ученики пользуются фразеологическими словарями, после выполнения каждая группа называет правильные значения фразеологизмов

Соедините стрелками фразеологизмы и их значение

«Глаза на мокром месте» обиделся

«Душа в душу» рано

«С глазу на глаз» жить дружно, в согласии

«Ломать голову» часто плачет

« Бить баклуши» наедине

«Надул губы» думать

«Ни свет ни заря» бездельничать

Послушайте стихотворение В. Суслова «Как работают слова».

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода!»

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идёт –

«Под камень лежачий вода не течёт».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом»!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

-Какие фразеологизмы здесь встретились?


7. Физ. минутка.

Просмотр презентации «Источники фразеологизмов»

Применение нового знания.9.Закрепление изученного

10. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём со гнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ;

Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.
11.Выборочно-распределительный диктант (выписать в тетрадь только фразеологизмы)

Горькое лекарство, сбивать с толку, дрова загорелись, горькая правда, приходить в школу, медвежья берлога, золотые часы, глаза загорелись, медвежья услуга, приходить в голову, сбивать с дерева, золотые руки.

-Посмотрим правильно ли вы выполнила задание, выписав только фразеологизмы.

С данными фразеологическими оборотами составьте и запишите в тетрадь предложения. (Водить за нос, делать из мухи слона, развешивать уши, строить глазки). После выполнения задания учащиеся читают предложения, обсуждают, правильно ли они составлены.

12. Подведение итогов урока.

Подведем итоги сегодняшнего урока.

«Ромашка Блума»

Что мы узнали? Чему научились?

(Сегодня на уроке мы узнали, что такое фразеология и фразеологизмы. Научились находить фразеологические обороты в тексте, составлять с ними предложения.)

Как изменилась ваша речь после употребления в ней фразеологизмов?

(Фразеологизмы придают речи образность, выразительность, потому что обладают переносным значением.)

Домашнее задание.

1.Теория

2.Выполните один из вариантов задания.

Упражнение 508 или 515 (на выбор),

3.Исследование: найти историю происхождения любого фразеологизма

Рефлексия, оценка результатов собственной деятельности.

Вы сегодня потрудились очень хорошо, молодцы! А теперь улыбнемся друг другу, скажем спасибо.

Спасибо за внимание, урок окончен!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Фразеологизмы.Источники фразеологизмов.

Автор: Павлова Нина Васильевна

Дата: 07.08.2020

Номер свидетельства: 555431


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства