kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фразеологические обороты» с элементами ТРИЗ (набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный материал применим при изучении фразеологических оборотов в 5 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фразеологические обороты» с элементами ТРИЗ (набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем)»

Урок в 5 классе по теме «Фразеологические обороты» с элементами ТРИЗ

(набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем) на базе программы М. М. Разумовской



Цели урока: вспомнить основные особенности фразеологизмов; отработка навыка умения понимать значение фразеологизма

Этапы урока:  

  • 1-ый этап – мотивационный;

  • 2-ой этап – основной (решение проблемы и закрепление теоретического материала);

  • 3-ий этап – рефлексивный.

Используемые приемы: игра «Данетка», игра «Лови ошибку», прием «Рюкзак» (Д\З – прием «Паспорт»)



Первый этап. Урок начинается с игры «Данетка». Учитель загадывает понятие «фразеологизм» и говорит учащимся исходную информацию: «Это слово связано с тем, чем мы будем заниматься с вами на уроке». Задача учащихся, задавая учителю вопросы, предполагающие ответ «да\нет», - отгадать понятие. Если игра проводится впервые в этом классе, то понятие «фразеологизм» сложное. Можно сначала попробовать провести игру с простыми понятиями. К примеру: «яблоко», «небо» и пр.

Предполагаемые вопросы:

  • Это предмет?

  • Это можно потрогать?

  • Это связано с лингвистикой?

  • В слове есть буква «з»?

  • Это термин?

  • Это связано с фонетикой?

  • Это связано с лексикой?

Второй этап. Отгадав понятие «фразеологизм», учащиеся переходят к повторению основных особенностей фразеологических оборотов. Стр 94 учебника по русскому языку 5 класс (см. фото) . Запись основных сведений в тетрадь.



Учителю следует сделать акцент на том, что слова, входящие в состав фразеологического оборота, теряют свое самостоятельное значение. На примере фразеологизма «сидеть сложа руки» продемонстрировать, что заложенное во фразеологизм значение будет понято только в неизменном виде, не допуская даже самых незначительных изменений в структуре (к примеру, фраза «сидеть сложа кисти» уже не является фразеологизмом, несмотря на то, что слова руки и кисти – синонимы)

Для закрепления теоретического материала предлагается игра «Лови ошибку». Перед учащимися представлен текст. В нем находится 13 фразеологизмов (поскольку учащиеся впервые в 5 классе повторяют фразеологизмы, рекомендуется сразу огласит количество фразеологических оборотов в данном тексте), но часть из них была изменена (к примеру: сидеть сложа руки – сидеть сложа кисти). Задача учеников – найти ошибочные фразеологизмы и исправить их. (Исходный текст взят на сайте: https://alinaarzumanyan.wordpress.com/2017/03/19/%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B0/)

Золотая рыбка

Анюта бежала домой сломя голову, находясь на шестом небе от счастья, ведь завтра  в школе  должен состояться новогодний бал-маскарад, которого она так долго ждала с замиранием сердца. Дома её ждала мама, она всю ночь не покладая ног и не сомкнув глаз готовила праздничный костюм для дочери, но, несмотря на это, работы ещё хватало.

Анюта не знала, какой костюм на этот раз сошьёт любимая мамочка, и ломала голову над этим вопросом. В прошлом году на новогоднем празднике  она была в костюме Мальвины, за который получила первое место. Поэтому сейчас  ей никак не хотелось упасть в лужу лицом и снова быть на высоте.

Прибежав домой, она первым делом пошла в комнату, где её ждал сюрприз…

Вот, посмотри, что я тебе приготовила, - сказала мама. Анюта увидела замечательный ярко-оранжевый, расшитый блёстками костюм золотой рыбки.  Она ещё раз убедилась, что у мамы золотые руки.

Спасибо, мамочка! – не помня себя от счастья, вскрикнула Анечка. Ей не терпелось примерить костюм. Не было сомнений, что «золотая рыбка» будет одной из лучших на маскараде, оставалось лишь пришить плавники и украсить корону. Мама, не теряя секунд, принялась за работу. Дочка тоже не хотела сидеть сложа руки, хотя ходила уже вокруг мамы как сонная муха.

Быстро спать, тебе нужно выспаться, - сказала мама.

Аня прошла в спальню, и проспала всю ночь без задних ног. Ей снилось, что на маскараде она завоевала главный приз за свой необыкновенный костюм. Проснувшись ни свет ни заря, Анютка побежала в комнату мамы. На кровати , переливаясь блёстками, лежал маскарадный костюм.

На маскарад Анюту собирала вся семья. Все восторженно глядели на «Золотую рыбку». 

И вот двери школы распахнулись перед оравой детей, которые с интересом рассматривали замечательно украшенный зал, да и друг друга. Все были радостные, весёлые.

Анютка своим нарядом всех поразила, а в конце праздника под аплодисменты присутствующих в зале единогласно была признана королевой бала. Ей вручили главный приз – большую энциклопедию о животных.

«Спасибо, мамочка! Как я тебя люблю!»- прошептала девочка, оглядывая зал счастливыми глазами.

По пути домой она думала о том, «интересно, какой же костюм придумает мама в следующий раз?».

(красным шрифтом выделены неисправленные фразеологизмы, а зеленым подчеркиванием – исправленные).

Окончив поиски «ошибочных» фразеологизмов, учащиеся по поднятой руке зачитывают фрагмент с «ошибочным» фразеологизмом, комментируют его и зачитывают исправленный вариант.

3) Перед учащимися 5 картинок. По данным рисункам, работая в паре, следует понять, какие фразеологизмы изобразили художники, а также объяснить их значения.









(Отвыеты):

1 – Вдалбливать в голову (заставлять запомнить, усвоить);

2 – за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь (если возьмешься сразу за несколько дел, не добьешься результата ни в одном);

3 – как курица лапой (писать неразборчиво);

4 – заморить червячка (немного утолить голод);

5 – считать ворон (быть невнимательным).

Третий этап. Урок переходит в этап рефлексии (прием «Рюкзак»).  Ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Каждый говорит о том, что он кладет в свой «рюкзак со знаниями» (приобретенные знания умения по данной теме). К примеру: «Я поняла, в чем разница между простыми словосочетаниями и фразеологизмами»; «Я запомнила, что слова во фразеологическом обороте теряют свое самостоятельное значение» и пр.



Домашнее задание:

Прием «Паспорт» (в нашем случае мы назовем «Паспорт фразеологизма»)

Задача учащихся – составить максимально полную характеристику одного фразеологизма. Примерный план для «паспорта фразеологизма»:

  1. Происхождение фразеологизма

  2. Значение фразеологизма

  3. Ряды синонимов

  4. Ряды антонимов

  5. Эквиваленты в других языках

  6. Рисунок



Рекомендуемые фразеологические обороты для данной работы:

  • Лясы точить

  • Набрать воды в рот

  • Пруд пруди

  • Вагон и маленькая тележка

  • С гулькин нос

  • Бить баклуши

(Ниже прикрепляю «паспорта фразеологизмов» моих учеников)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ефремова Александра Владимировна

Дата: 30.08.2022

Номер свидетельства: 612348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства