Просмотр содержимого документа
«Фразеологические обороты» с элементами ТРИЗ (набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем)»
Урок в 5 классе по теме «Фразеологические обороты» с элементами ТРИЗ
(набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем) на базе программы М. М. Разумовской
Цели урока: вспомнить основные особенности фразеологизмов; отработка навыка умения понимать значение фразеологизма
Этапы урока:
1-ый этап – мотивационный;
2-ой этап – основной (решение проблемы и закрепление теоретического материала);
3-ий этап – рефлексивный.
Используемые приемы: игра «Данетка», игра «Лови ошибку», прием «Рюкзак» (Д\З – прием «Паспорт»)
Первый этап. Урок начинается с игры «Данетка». Учитель загадывает понятие «фразеологизм» и говорит учащимся исходную информацию: «Это слово связано с тем, чем мы будем заниматься с вами на уроке». Задача учащихся, задавая учителю вопросы, предполагающие ответ «да\нет», - отгадать понятие. Если игра проводится впервые в этом классе, то понятие «фразеологизм» сложное. Можно сначала попробовать провести игру с простыми понятиями. К примеру: «яблоко», «небо» и пр.
Предполагаемые вопросы:
Это предмет?
Это можно потрогать?
Это связано с лингвистикой?
В слове есть буква «з»?
Это термин?
Это связано с фонетикой?
Это связано с лексикой?
Второй этап. Отгадав понятие «фразеологизм», учащиеся переходят к повторению основных особенностей фразеологических оборотов. Стр 94 учебника по русскому языку 5 класс (см. фото) . Запись основных сведений в тетрадь.
Учителю следует сделать акцент на том, что слова, входящие в состав фразеологического оборота, теряют свое самостоятельное значение. На примере фразеологизма «сидеть сложа руки» продемонстрировать, что заложенное во фразеологизм значение будет понято только в неизменном виде, не допуская даже самых незначительных изменений в структуре (к примеру, фраза «сидеть сложа кисти» уже не является фразеологизмом, несмотря на то, что слова руки и кисти – синонимы)
Для закрепления теоретического материала предлагается игра «Лови ошибку». Перед учащимися представлен текст. В нем находится 13 фразеологизмов (поскольку учащиеся впервые в 5 классе повторяют фразеологизмы, рекомендуется сразу огласит количество фразеологических оборотов в данном тексте), но часть из них была изменена (к примеру: сидеть сложа руки – сидеть сложа кисти). Задача учеников – найти ошибочные фразеологизмы и исправить их. (Исходный текст взят на сайте: https://alinaarzumanyan.wordpress.com/2017/03/19/%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B0/)
Золотая рыбка
Анюта бежала домой сломя голову, находясь на шестом небе от счастья, ведь завтра в школе должен состояться новогодний бал-маскарад, которого она так долго ждала с замиранием сердца. Дома её ждала мама, она всю ночь не покладая ноги не сомкнув глаз готовила праздничный костюм для дочери, но, несмотря на это, работы ещё хватало.
Анюта не знала, какой костюм на этот раз сошьёт любимая мамочка, и ломала головунад этим вопросом. В прошлом году на новогоднем празднике она была в костюме Мальвины, за который получила первое место. Поэтому сейчас ей никак не хотелось упасть в лужу лицоми снова быть на высоте.
Прибежав домой, она первым делом пошла в комнату, где её ждал сюрприз…
– Вот, посмотри, что я тебе приготовила, - сказала мама. Анюта увидела замечательный ярко-оранжевый, расшитый блёстками костюм золотой рыбки. Она ещё раз убедилась, что у мамы золотые руки.
– Спасибо, мамочка! – не помня себя от счастья, вскрикнула Анечка. Ей не терпелось примерить костюм. Не было сомнений, что «золотая рыбка» будет одной из лучших на маскараде, оставалось лишь пришить плавники и украсить корону. Мама, не теряя секунд, принялась за работу. Дочка тоже не хотела сидетьсложа руки, хотя ходила уже вокруг мамы как сонная муха.
– Быстро спать, тебе нужно выспаться, - сказала мама.
Аня прошла в спальню, и проспала всю ночь без задних ног. Ей снилось, что на маскараде она завоевала главный приз за свой необыкновенный костюм. Проснувшись ни свет ни заря, Анютка побежала в комнату мамы. На кровати , переливаясь блёстками, лежал маскарадный костюм.
На маскарад Анюту собирала вся семья. Все восторженно глядели на «Золотую рыбку».
И вот двери школы распахнулись перед оравой детей, которые с интересом рассматривали замечательно украшенный зал, да и друг друга. Все были радостные, весёлые.
Анютка своим нарядом всех поразила, а в конце праздника под аплодисменты присутствующих в зале единогласно была признана королевой бала. Ей вручили главный приз – большую энциклопедию о животных.
«Спасибо, мамочка! Как я тебя люблю!»- прошептала девочка, оглядывая зал счастливыми глазами.
По пути домой она думала о том, «интересно, какой же костюм придумает мама в следующий раз?».
(красным шрифтом выделены неисправленные фразеологизмы, а зеленым подчеркиванием – исправленные).
Окончив поиски «ошибочных» фразеологизмов, учащиеся по поднятой руке зачитывают фрагмент с «ошибочным» фразеологизмом, комментируют его и зачитывают исправленный вариант.
3) Перед учащимися 5 картинок. По данным рисункам, работая в паре, следует понять, какие фразеологизмы изобразили художники, а также объяснить их значения.
(Отвыеты):
1 – Вдалбливать в голову (заставлять запомнить, усвоить);
2 – за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь (если возьмешься сразу за несколько дел, не добьешься результата ни в одном);
3 – как курица лапой (писать неразборчиво);
4 – заморить червячка (немного утолить голод);
5 – считать ворон (быть невнимательным).
Третий этап. Урок переходит в этап рефлексии (прием «Рюкзак»). Ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Каждый говорит о том, что он кладет в свой «рюкзак со знаниями» (приобретенные знания умения по данной теме). К примеру: «Я поняла, в чем разница между простыми словосочетаниями и фразеологизмами»; «Я запомнила, что слова во фразеологическом обороте теряют свое самостоятельное значение» и пр.
Домашнее задание:
Прием «Паспорт» (в нашем случае мы назовем «Паспорт фразеологизма»)
Задача учащихся – составить максимально полную характеристику одного фразеологизма. Примерный план для «паспорта фразеологизма»:
Происхождение фразеологизма
Значение фразеологизма
Ряды синонимов
Ряды антонимов
Эквиваленты в других языках
Рисунок
Рекомендуемые фразеологические обороты для данной работы: