Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по развитию смыслового чтения. ( Урок русского языка в 5 классе. Подготовка к изложению « Отважный пингвинёнок»).»
Фрагмент урока по развитию смыслового чтения. ( Урок русского языка в 5 классе. Подготовка к изложению « Отважный пингвинёнок»).
1 этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация.
Сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению об удивительной птице. Отгадав загадку, вы узнаете, о ком пойдёт речь.
Не летает эта птица!
В Антарктиде между льдин
Ходит важно и гордится,
Что одет во фрак…(пингвин).
Вы догадались, что сегодня мы пишем изложение о пингвине.
Давайте послушаем интересное сообщение о пингвинах ( индивидуальное сообщение с показом слайдов).
Пингвин – один из самых необычных и своеобразных представителей птичьего мира. Внешним видом и походкой пингвины похожи на маленьких человечков.
Неуклюжие на суше и не способные летать по воздуху, пингвины умеют «летать» под водой. Они живут на самом суровом континенте – Антарктиде. Пингвины способны в суровых условиях антарктической зимы выращивать потомство.
Птенчиков высиживают не только мамы, но и папы. После того как самка – мама снесёт одно яйцо, папа-пингвин будет высиживать (точнее, выстаивать) птенчика. Папе холодно, а не побегаешь, чтобы согреться, на лапах лежит яйцо.
Пингвины группами и стаями держатся в море, а во время размножения обязательно образуют колонии.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста. Знакомство с текстом.
Послушаем текст изложения « Отважный пингвинёнок» (чтение – слушание) Текст читает учитель.
2. Выявление первичного восприятия.
- Что удивило вас в этом рассказе?
- Что показалось интересным?
3.Повторное выборочное чтение.
Чтобы легче было написать изложение, необходимо составить план.
- Сколько частей в нашем тексте?
Читаем каждую часть и определяем микротему, которая отражает главную мысль. Находим ключевые слова.
План.
Маленький пингвинёнок.
Трудное решение.
Храбрый поступок.
Отважный пингвинёнок.
4. Обобщающая беседа по содержанию текста.
- Кто является главным героем рассказа? Опишите его.
- За кем наблюдал пингвинёнок?
- Почему долго не прыгал в открытое море?
- Как пингвинёнок преодолел свой страх?
- Какие слова и выражения использует автор для описания состояния пингвинёнка после прыжка?
- Как вы понимаете слово « вскарабкался»?
- Как автор оценивает поступок маленького пингвинёнка?
- Определите тип речи и стиль рассказа.
- Подберите синонимы к слову «отважный».
- Почему автор называет текст «Отважный пингвинёнок»?
- Какова тема и основная мысль текста?
Орфографическая, пунктуационная, грамматическая , лексическая работа по тексту.
3. Работа с текстом после чтения.
Выразительно читаем текст.
- Каким человеком представляется вам автор рассказа?
Геннадий Яковлевич Снегирёв - писатель (1933 – 2004) , известный в основном, своими детскими повестями и рассказами о природе и животных. Много путешествовал. В Антарктиде с интересом наблюдал за удивительными птицами – пингвинами. Результатом этих наблюдений стал рассказ «Отважный пингвинёнок».
- Какой эпизод рассказа проиллюстрирован в учебнике?