kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование функциональной грамотности учащихся при изучении темы «Роль обособленных членов предложения в 8 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот   урок является обобщающим, предусматривает повторение изученного ранее по этой теме, а также обращает внимание на роль подобных конструкций в тексте для подготовке к  сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Данный урок разработан по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Работа по этой технологии способствует успешной подготовке школьников к итоговой аттестации. В основу  данной технологии, как и в основе ФГОС ООО, лежит системно-деятельностный  подход.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование функциональной грамотности учащихся при изучении темы «Роль обособленных членов предложения в 8 классе»»
















Открытый урок

по русскому языку «Формирование функциональной грамотности учащихся при изучении темы «Роль обособленных членов предложения в 8 классе»
















Выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №27 г. Таганрога Симонова С.М.







ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «РОЛЬ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 8 КЛАССЕ»

( с использованием элементов смыслового чтения, коммуникативной методики)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Стандарты второго поколения нацеливают на эффективные решения задач социализации личности. Эта глобальная задача изменяет подходы к обучению детей. Понимание значения роли языкового явления в практике очень важно. Действует закон: научи языку так, чтобы обучающийся умел использовать его в речи. Современная методика преподавания русского языка сегодня нацелена на функциональную грамотность.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей обучающихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности обучающихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Уроки изучения раздела «Синтаксис» являются сложным материалом для восприятия обучающимися.

Синтаксис – учение о системе и способах языкового оформления мыслей в целях общения людей между собой. Под системой понимаются основные конструктивные типы предложений, характерные для языка. Под способами понимается разнообразие в организации слов в словосочетания и в предложения, условия их употребления.

Термин «синтаксис» применяется, прежде всего, для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, то есть его синтаксические единицы, связи и отношения между ними.

Основная единица синтаксиса – предложение. Оно располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур.

Основная направленность речи – это выражение и восприятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации.

Эта тема предъявляет учителю особые требования. Если на орфографические правила в принципе можно натаскать, то с синтаксисом и пунктуацией такое не пройдёт – необходимо понимание. Как помочь своим ученикам освоить и полюбить синтаксис, как не испугать их сложными понятиями, не оттолкнуть скучными классификациями?

На мой взгляд, главная задача учителя – не допускать разрыва между теоретическими сведениями и живым чувством родного языка. Понимание синтаксической логики должно естественно вырастать из наблюдений за языком, из собственной языковой практики.

Следовательно, для выполнения предметных задач необходима основа формирования учебной деятельности.

ЦЕЛИ УРОКА

Личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Развитие самосознания, позитивной самооценки, работа над развитием и совершенствованием

собственной речи, воспитание уважения к отечественной культуре, любви к родной природе

Создать условия для овладения

обучающимися приемами извлечения, преобразова

ния и использования

текстовой информации, умения создавать монологичес

кий текст

формирование

умения работать в группе, учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и аргументировать его, адекватно и

использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Развивать навыки самооргани

зации, умение определять цель предстоящей познавательной деятельности, ее вид, уровень сложности, пути достижения ожидаемого результата

Для выполнения этой задачи целесообразно использовать технологию критического мышления.

В разделе «Синтаксис и пунктуация тема «Обособленные члены предложения» в 8 классе рассчитана на 18 часа. Обособленные определения и приложения – 8 ч, обособленные обстоятельства – 6 часов, обособленные уточняющие члены предложения– 2 часа, обобщение – 2 часа.

Тема «Обособленные члены предложения» в 8 классе завершает изучение второстепенных членов предложения, содержит обобщающий материал и представляет собой своеобразный переход к сложному предложению. В центре внимания оказывается пунктуационное выделение членов предложения при их обособлении.

Обособление — это довольно сложное явление синтаксиса. Обособлением называется смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью актуализации смысловой значимости обособляемой части в структуре предложения. Обособленные члены предложения содержат добавочное сообщение, пояснение, уточнение, благодаря чему они логически подчеркиваются и приобретают больший синтаксический вес и стилистическую выразительность в предложении. Поэтому при изучении темы следует обратить особое внимание на произношение предложений с обособленными членами, на интонационное выделение обособленных членов: перед обособленным членом (если он находится не в начале предложения) повышается голос, делается пауза, фразовое ударение, характерное для интонационно-смысловых отрезков, на которые членится предложение. Такую интонацию профессор А.М. Пешковский в своем "Русском синтаксисе в научном освещении" назвал обособляющей.

Обособленные члены по своей смысловой нагрузке и по интонационному оформлению приближаются к придаточным предложениям. Отсюда синонимия простых предложений, осложненных обособленными членами, и сложноподчиненных предложений с соответствующими типами придаточных.

Обособляются только второстепенные члены предложения, т.к. главные члены служат для выражения основного, а не добавочного сообщения и не могут быть "выключены" (обособлены) в составе предложения.

Одни второстепенные члены предложения обособляются, а другие не обособляются. Предложения с обособленными членами делят на две группы: 1) предложения с полупредикативными обособленными членами (определение, приложение и обстоятельства); 2) предложения с уточняющими и поясняющими обособленными членами.

Выделяются следующие условия обособления: 1) порядок слов (имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств), 2) степень распространенности члена предложения (имеет значение для всех обособленных членов предложения), 3) уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому, 4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения.

Этот урок является обобщающим, предусматривает повторение изученного ранее по этой теме, а также обращает внимание на роль подобных конструкций в тексте для подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Данный урок разработан по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Работа по этой технологии способствует успешной подготовке школьников к итоговой аттестации. В основу данной технологии, как и в основе ФГОС ООО, лежит системно-деятельностный подход.

Ход урока:

1.Стадия вызова.

Цели и задачи, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока:

ЛУУД – создать благоприятный эмоциональный настрой на предстоящую работу;

РУУД – развивать навыки самоорганизации;

ПУУД – настроить на восприятие темы урока.

Цели, которые обучающиеся ставят перед собой на данном этапе урока:

приготовить необходимые школьные принадлежности, настроиться на восприятие темы урока

2. Задание обучающимся. Перепишите полученные предложения в соответствии с правилами грамматики. Найдите соответствие и запишите предложения. Что изменилось в предложениях? Благодаря чему?

Определите тему нашего урока? (Роль обособленных членов в предложении)

Что такое обособление? Условия обособления? (записать тему урока на доске)

Цели и задачи, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока:

предметные: напомнить правила обособления второстепенных членов; повторить синтаксическую роль; помочь осознать их семантические особенности в художественных текстах;

метапредметные:

РУУД – создать условия для освоения обучающимися навыков целеполагания, способности самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров в учебном материале; развивать навыки разработки индивидуального маршрута на уроке;

КУУД – осваивать способность формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

личностные:

получение практического опыта самоопределения, выбора пути к успеху, самопознания, самокоррекции.



Материал для анализа

Артур выбежал из гостиной через минуту, … , мчался к вокзалу железной дороги.

Полковник стрелков, …, жил тоже в Петербурге.

Большой двор, …, слегка серебрился осенней изморозью.

…, около монастыря не показывалась ни одна душа.



[кроме диких птиц и дворов; задыхаясь и дрожа от гнева; очень порядочный человек; кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями]

  1. ОСМЫСЛЕНИЕ (организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организация обратной связи)

Цели и задачи, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока:

предметные: напомнить правила обособления второстепенных членов; повторить синтаксическую роль; помочь осознать их семантические особенности в художественных текстах;

метапредметные:

РУУД – поддержание активного восприятия новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями; способности самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров в учебном материале;

КУУД – осваивать способность формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

личностные:

получение практического опыта самоопределения, выбора пути к успеху, самопознания, самокоррекции.

Работа в парах. Учитель раздаёт графическую таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал(а)» и предлагает обучающимся самостоятельно заполнить трёхчастный дневник, обсуждая информацию в парах; озвучить полученные результаты.

В ходе обсуждения выявить роль обособленных членов (уточняют, дополняют, украшают речь).



  1. Работа с лингвистическим текстом и маркировка текста.

Цели и задачи, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока:

предметные: обобщить и углубить правила обособления второстепенных членов; повторить синтаксическую роль; помочь осознать их семантические особенности в лингвистическом тексте;

метапредметные:

РУУД – развивать навыки самоорганизации, умение определять цель предстоящей познавательной деятельности, её вид, уровень сложности, пути достижения ожидаемого результата;

КУУД – создать условия для овладения обучающимися приёмами извлечения, преобразования и использования текстовой информации; умения создавать монологический текст;

личностные:

развитие самосознания, позитивной самооценки; работа над развитием и совершенствованием собственной речи.

Текст.

Обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчеркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. В предложении обособленные члены играют двойную роль – они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение, при этом причастия и деепричастия выступают в качестве второстепенных сказуемых. Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством слов. Обособленные определения нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости.

Они помогают не только увидеть, но и рассмотреть диковинную (удивительную) красоту предмета, явления. Они придают тексту особую смысловую емкость и выразительность. Обособленные члены вносят дополнительные сведения в предложения, с особой экспрессией выделяют важные детали.

Задание. Что совпало с нашими предположениями, что нет, добавим в трёхчастный дневник выделенную информацию.

5.Рефлексия. Работа в группах.

Цели и задачи, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока:

предметные: обобщить и углубить правила обособления второстепенных членов; повторить синтаксическую роль; помочь осознать их семантические особенности в художественном тексте;

метапредметные:

РУУД – развивать навыки самоорганизации, умение определять цель предстоящей познавательной деятельности, её вид, уровень сложности, пути достижения ожидаемого результата;

КУУД – создать условия для овладения обучающимися приёмами извлечения, преобразования и использования текстовой информации; умения создавать монологический текст;

личностные:

развитие самосознания, позитивной самооценки; работа над развитием и совершенствованием собственной речи.



1) Чтение текста.

1.В тот мой приезд, несмотря на конец апреля, стоял несусветный холод, и я, задвинув до отказа молнию в куртке, повернул в сторону Большого завалены хламом. 6.Жители окрестных домов так старались, что смердящие останки, исхлестанные водой, вызывали тошноту. 7. Что делаем, Ломовиса – малой речки моего детства. 2. Не самое удачное время для прогулки, но поворачивать не узнавал знакомых мест. 5. Берега реки сплошь земляки?!8. Вода этой речки поила наших дедов и прадедов. 9.Когда-то я и сам, голопузый, плескался в ее струях. 10. А теперь поверни голову – лишь гниющая тина да черная вода в обрывистых берегах. 11. И дальше скользит взгляд: от школьного стадиона, когда-то веющего духом силы и состязательности, осталась груда искореженного железа в лопухах. 12.Родина малая. 13.Речка малая.

14.Малые горки и малый лесок…

15.Нету на свете землицы роднее

Этой вот самой, зажатой в горсти.

(По Макарову А.)

2) О чём текст? Идея: О чём заставляет задуматься?

Задание группам: предлагаю рассмотреть этот текст с лингвистической точки зрения в соответствии с темой урока.

Для начала что мы должны узнать? Есть ли в тексте обособленные члены предложения? Их роль в предложении?

Каждая группа озвучит свое исследование в определенных предложениях.

6.Сочинение на тему «Значение спорта в жизни человека» (текст выводится на интерактивную доску).

Цели и задачи, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока:

помочь осознать семантические особенности в тексте;

метапредметные:

РУУД – развивать навыки самоорганизации, умение определять пути достижения ожидаемого результата;

КУУД – создать условия для овладения обучающимися приёмами извлечения, преобразования и использования текстовой информации; умения создавать монологический текст;

личностные:

развитие самосознания, позитивной самооценки; работа над развитием и совершенствованием собственной речи.



1) Вступление.

Текст, предложенный нашему вниманию, должен быть насыщен обособленными второстепенными членами предложения, каждый из которых играет важную роль.

Так в предл.1

(предложения формируются коллективно, учитель пишет на доске, пропуская некоторые орфограммы и пунктограммы)

2) Добавляем 3 предложения (деепричастный оборот, обособленные определения, средства выразительности).

3) Вывод.

Таким образом, мы доказали, что обособленные члены предложения играют очень важную роль в тексте.

Что у нас получилось? (сочинение-рассуждение).

Домашнее задание: создать сочинение по другому тексту.





7





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Симонова Светлана Михайловна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства