kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование читательской грамотности на уроке русского языка по теме "Указательные местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с использованием методов и приёмов развития читательской грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроке русского языка по теме "Указательные местоимения"»

Конструкт урока русского языка для 6 класса по теме «Указательные местоимения»

Тема урокаУказательные местоимения.

Составила: Егорова Элеонора Станиславовна.

Класс: 6

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский.- М.: Просвещение, 2016.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Обучающая цель:

1) сформировать понятие об указательных местоимениях;

2) вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи;

3) расширить лексический запас учащихся;

4) отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

2.Развивающая цель:

- развивать читательскую грамотность, внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 

3.Воспитывающая цель:

  • воспитывать интерес к книге и к урокам русского языка.



Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные  УУД: 

- уметь формулировать цель на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.


Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения


Предметные результаты

- получать новые знания (самостоятельно и с помощью учителя), обобщать и делать выводы;

- находить указательные местоимения; уметь изменять их, использовать в речи; структурировать полученные знания.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: 

- развивать этические чувства, доб­рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, диалоговую культуру учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие. 





Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-беседа.

- Что называется местоимением?







- Какие разряды местоимений вы знаете? Приведите примеры.





- Каким членом предложения может быть местоимение?



Проверочная работа. Далее ученикам предлагается задание – заполнить квадрат, знаками указывая разряды местоимений.


1. Водить за собой.

2. Что написано?

3. Заглянуть к ним.

4. Дом, который стоит у дороги.

5. Возьми себе.

6. Приходи ко мне.

7. Возьми мою ручку.

8.Сколько стоит?

9. Рассказать ему.

10. Позвать к себе.

11 Узнать, кто сделал.

12. Своими силами.




Л – личные

В – возвратные

? - вопросительные

О – относительные

П - притяжательные



Отвечают на вопросы.





Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.







Личные (я, ты), возвратное (себя), вопросительные (кто? что?), относительные (кто, что), притяжательные (мой, твой).







Любым членом предложения.





Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата

Взаимопроверка:



1 В

2 ?

3 Л

4 О


5 В

6 Л

7 П

8 ?

9 Л

10 В

11 О

12 П














Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.



3. Работа по теме урока.

Создание проблемной ситуации.

- Давайте прочитаем текст, который отображается на экране.


Книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут вам о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогают вырабатывать характер.

Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.



Беседа.

- О чём говорится в тексте?

- К чему призывает нас автор?

- Какие книги нужно читать? А что значит слово «облагораживают»?





- Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению.

- Давайте проверим, все ли местоимения мы нашли. Какие местоимения остались без нашего внимания? Почему?

- Какую роль играют эти местоимения?

- С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомимся?



Запись темы урока.

Цели

- Давайте сначала попробуем определить, какие цели мы поставим перед собой.









Работа в парах

Поработаем с таблицей.

Заполните графы таблицы (по материалам на карточке)



- Перечислите указательные местоимения.



- Для чего служат указательные местоимения?

- Как изменяются указательные местоимения?

- Какова их синтаксическая роль?

















































Делать благородным, возвышая в нравственном, духовном отношении. б) перен. Совершенствовать, улучшать что-либо (свойство материала, породу животного, сорт растения и т.п.).



Наши – притяж., их, вам, они – личные, которые – относительные.









Эти, такие



Указывают на предмет, признак



Мы сегодня на уроке познакомимся с указательными местоимениями.









Цели формулируют сами.

Определять значение указательных местоимений,

Познакомиться с их морфологическими признаками, синтаксической ролью,

Уметь находить указательные местоимения в тексте и употреблять их в речи.







Ученики работают в парах над заполнением таблицы «Указательные местоимения».



Разряд

Местоимения

Значение

Вопросы

Изменя –

ются

Синтакси-

ческая

роль

Указательные

Тот

этот

такой

таков

столько

сей

Указательное значение

Какой?

Каков?

Сколько?

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ - по падежам, по родам и числам;

ТАКОВ - по родам и числам

СТОЛЬКО - по падежам

Могут быть любыми членами предложения

Сравнивают результаты.

Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения (П)

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р).

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

4. Коллективная работа.

Прочитайте предложения и выполните задания.

Выпишите предложения с указательными местоимениями. Вставьте пропущенные буквы, объясните их.

Книга выс...той в два этажа. Скажете: таких (не)бывает. И вы ош...бётесь. Книги эти (з,с)деланы в древности. В те времена м...стерам-искусникам приходилось текст вырезать на деревя(н,нн)ой доске. Сколько же труда вкладывалось в создание книг! До сих пор они уд...вляют нас тонкост...ю рисунка и м...стерством.


5. Верю – не верю.

Местоимение СЕБЯ – 2 лица.

Местоимение ЕЁ может выступать в роли притяжательного.

Местоимение в предложении «Все догадались, кто выиграл спор» - вопросительное.

Местоимения КАКОВ и ТАКОВ не изменяются по падежам.

Местоимение О НЁМ – притяжательное.


6. Лови ошибку

Давайте повторим всё, что выучили о местоимениях.

Местоимение – служебная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. Личные местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ склоняются по падежам и числам. Местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ могут выступать в роли возвратных. Местоимение СЕБЯ – притяжательное. Оно изменяется по родам, числам и падежам. Вопросительные и относительные местоимения отличаются тем, что вопросительные используются в вопросительных предложениях, а относительные служат для связи частей простого предложения.



7. А теперь составьте справку на слово ЭТОТ.









Выполняют задания и анализируют.





























Анализируют, комментируют высказывания.





























После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата



Местоимение – служебная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. Личные местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ склоняются по падежам и числам. Местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ могут выступать в роли возвратных. Местоимение СЕБЯ – притяжательное. Оно изменяется по родам, числам и падежам. Вопросительные и относительные местоимения отличаются тем, что вопросительные используются в вопросительных предложениях, а относительные служат для связи частей простого предложения.

























Заполняют пропуски в бланке.

Справка

Дана слову «ЭТОТ» в том, что оно действительно является местоимением, служит для указания , изменяется по родам, числам и падежам, относится к разряду указательных местоимений.

Справка дана для предъявления в «Центр занятости Местоимений»

«____» ____________ 2022 г. Морфолог ________________________



После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата

25-23 – «5»

22-20 – «4»

19-13 – «3»

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усеваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Мы поставили себе целью узнать значение указательных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическую роль. Мы достигли цели?



Соберите все материалы в файл и сдайте.



Домашнее задание.

§84, упр. 484 .



Дают ответы на вопросы



Анализируют работу на уроке через самооценку











Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)




Приложение.

Указательные местоимения – группа местоимений, которые указывают на определённый предмет, признак или количество из нескольких возможных вариантов и выделяют его из множества.

К указательным местоимениям относятся местоимения тот, этот, таков, такой, столько, сей.

По родам, числам, падежам изменяются местоимения тот, этот, такой. Изменяются по родам местоимения тот, этот, такой следующим образом: тот, этот, такой – та, эта, такая, то, это, такое. Изменяются по числам местоимения тот, этот, такой следующим образом: тот, этот, такой – те, эти, такие. Изменяются по падежам местоимения тот, этот, такой следующим образом: тот (этот), того, тому, того, тем, о том; такой, такого, такому, такого, таким, о таком.

Местоимение таков изменяется только по родам и числам. Изменение по родам – таков, такова, таково, изменение по числам – таков, таковы. Местоимение столько изменяется так же, как и местоимение сколько – только по падежам. Изменяются по падежам местоимение столько следующим образом: столько, стольких, стольким, столько, столькими, о стольких.

Указательные местоимения могут быть любыми членами предложения.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Элеонора Станиславовна Егорова

Дата: 14.05.2022

Номер свидетельства: 606829


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства