Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроке русского языка по теме "Указательные местоимения"»
Конструкт урока русского языка для 6 класса по теме «Указательные местоимения»
Тема урока: Указательные местоимения.
Составила: Егорова Элеонора Станиславовна.
Класс: 6
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский.- М.: Просвещение, 2016.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Обучающая цель:
1) сформировать понятие об указательных местоимениях;
2) вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи;
3) расширить лексический запас учащихся;
4) отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
- воспитывать интерес к книге и к урокам русского языка.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
- уметь формулировать цель на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Предметные результаты
- получать новые знания (самостоятельно и с помощью учителя), обобщать и делать выводы;
- находить указательные местоимения; уметь изменять их, использовать в речи; структурировать полученные знания.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, диалоговую культуру учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование(Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос-беседа.
- Что называется местоимением?
- Какие разряды местоимений вы знаете? Приведите примеры.
- Каким членом предложения может быть местоимение?
Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата
Взаимопроверка:
1 В
2 ?
3 Л
4 О
5 В
6 Л
7 П
8 ?
9 Л
10 В
11 О
12 П
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
3. Работа по теме урока.
Создание проблемной ситуации.
- Давайте прочитаем текст, который отображается на экране.
Книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут вам о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогают вырабатывать характер.
Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.
Беседа.
- О чём говорится в тексте?
- К чему призывает нас автор?
- Какие книги нужно читать? А что значит слово «облагораживают»?
- Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению.
- Давайте проверим, все ли местоимения мы нашли. Какие местоимения остались без нашего внимания? Почему?
- Какую роль играют эти местоимения?
- С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомимся?
Запись темы урока.
Цели
- Давайте сначала попробуем определить, какие цели мы поставим перед собой.
Работа в парах
Поработаем с таблицей.
Заполните графы таблицы (по материалам на карточке)
- Перечислите указательные местоимения.
- Для чего служат указательные местоимения?
- Как изменяются указательные местоимения?
- Какова их синтаксическая роль?
Делать благородным, возвышая в нравственном, духовном отношении. б) перен. Совершенствовать, улучшать что-либо (свойство материала, породу животного, сорт растения и т.п.).
Наши – притяж., их, вам, они – личные, которые – относительные.
Эти, такие
Указывают на предмет, признак
Мы сегодня на уроке познакомимся с указательными местоимениями.
Цели формулируют сами.
Определять значение указательных местоимений,
Познакомиться с их морфологическими признаками, синтаксической ролью,
Уметь находить указательные местоимения в тексте и употреблять их в речи.
Ученики работают в парах над заполнением таблицы «Указательные местоимения».
Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р).
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
4. Коллективная работа.
Прочитайте предложения и выполните задания.
Выпишите предложения с указательными местоимениями. Вставьте пропущенные буквы, объясните их.
Книга выс...той в два этажа. Скажете: таких (не)бывает. И вы ош...бётесь. Книги эти (з,с)деланы в древности. В те времена м...стерам-искусникам приходилось текст вырезать на деревя(н,нн)ой доске. Сколько же труда вкладывалось в создание книг! До сих пор они уд...вляют нас тонкост...ю рисунка и м...стерством.
5. Верю – не верю.
Местоимение СЕБЯ – 2 лица.
Местоимение ЕЁ может выступать в роли притяжательного.
Местоимение в предложении «Все догадались, кто выиграл спор» - вопросительное.
Местоимения КАКОВ и ТАКОВ не изменяются по падежам.
Местоимение О НЁМ – притяжательное.
6. Лови ошибку
Давайте повторим всё, что выучили о местоимениях.
Местоимение – служебная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. Личные местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ склоняются по падежам и числам. Местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ могут выступать в роли возвратных. Местоимение СЕБЯ – притяжательное. Оно изменяется по родам, числам и падежам. Вопросительные и относительные местоимения отличаются тем, что вопросительные используются в вопросительных предложениях, а относительные служат для связи частей простого предложения.
7. А теперь составьте справку на слово ЭТОТ.
Выполняют задания и анализируют.
Анализируют, комментируют высказывания.
После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата
Местоимение – служебная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. Личные местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ склоняются по падежам и числам. Местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ могут выступать в роли возвратных. Местоимение СЕБЯ – притяжательное. Оно изменяется по родам, числам и падежам. Вопросительные и относительные местоимения отличаются тем, что вопросительные используются в вопросительных предложениях, а относительные служат для связи частей простого предложения.
Заполняют пропуски в бланке.
Справка
Дана слову «ЭТОТ» в том, что оно действительно является местоимением, служит для указания, изменяется по родам, числам и падежам, относится к разряду указательных местоимений.
Справка дана для предъявления в «Центр занятости Местоимений»
«____» ____________ 2022 г. Морфолог ________________________
После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата
25-23 – «5»
22-20 – «4»
19-13 – «3»
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усеваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Мы поставили себе целью узнать значение указательных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическую роль. Мы достигли цели?
Соберите все материалы в файл и сдайте.
- Домашнее задание.
§84, упр. 484 .
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Приложение.
Указательные местоимения – группа местоимений, которые указывают на определённый предмет, признак или количество из нескольких возможных вариантов и выделяют его из множества.
К указательным местоимениям относятся местоимения тот, этот, таков, такой, столько, сей.
По родам, числам, падежам изменяются местоимения тот, этот, такой. Изменяются по родам местоимения тот, этот, такой следующим образом: тот, этот, такой – та, эта, такая, то, это, такое. Изменяются по числам местоимения тот, этот, такой следующим образом: тот, этот, такой – те, эти, такие. Изменяются по падежам местоимения тот, этот, такой следующим образом: тот (этот), того, тому, того, тем, о том; такой, такого, такому, такого, таким, о таком.
Местоимение таков изменяется только по родам и числам. Изменение по родам – таков, такова, таково, изменение по числам – таков, таковы. Местоимение столько изменяется так же, как и местоимение сколько – только по падежам. Изменяются по падежам местоимение столько следующим образом: столько, стольких, стольким, столько, столькими, о стольких.
Указательные местоимения могут быть любыми членами предложения.