Дата: Класс: 9 урок 2
Тема: Фонетика. Орфоэпия. Ударение. Орфоэпические и орфографические словари. Графика. Оформление звуков на письме соответственно законам русской графики
Цель урока:.
повторить, углубить полученные в 5 классе знания учащихся по разделу «Фонетика и графика. Орфоэпия и орфография», совершенствовать орфоэпические и орфографические умения и навыки пятиклассников, умение различать звуки, передавать слова звукописью; используя полученные знания на практике;
Ожидаемый результат
развивается устная и письменная речь, фонематический слух, внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление, творческие способности; обогащать словарный запас;
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
наглядности
3 мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Ученики осмысливают поставленную цель.
5 мин.
II. Проверка домашней работы.
- Что такое алфавит?
· Сколько букв в алфавите?
· С помощью чего образуются звуки?
· Какие есть звуки?
· Сколько всего гласных звуков? Назовите их.
· Сколько согласных? Назовите их.
· Какими могут быть согласные звуки?
· Назовите звонкие, глухие звуки,
· Какие есть склады?
Ученики отвечают на вопросы учителя.
20 мин.
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:
По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.
Фонетика –раздел науки о языке, в котором изучаются особенности звуков речи. Фонетика исследует звуковую сторону языка.
Графика – учение о совокупности знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Основными средствами графики являются буквы. К графическим знакам относятся также знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и др.
Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения. Правила произношения – это орфоэпические нормы, которые определяют произношение звуков и место ударения в слове.
Звуки речи – звуки, из которых состоят слова. Это наименьшие единицы языка. Нужно различать звуковой и буквенный состав слов.
Русский язык благозвучен. Что это значит? Считается, что благозвучие предполагает сочетания звуков, удобные для произношения и приятные для слуха. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «…Написание должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».
Представление о благозвучии опирается на фонетические особенности языка. Для русского языка это связано с тем, что ему не свойственно нагромождение согласных и скопление гласных звуков. Хотя гласных только 6, а согласных в 6 разбольше, их активность в речи почти одинакова: гласных в речевом потоке примерно 42 %. Согласные звуки достаточно равномерно перемежаются гласными, чем достигается гармоническая соразмерность русской речи.
Благозвучие русской речи обусловлено и особенностями русского ударения. Ударение у нас разноместное, подвижное. Благодаря этому интонационный рисунок становится многообразным.
Языковые шутки
Дайте ответы на языковые шуточные вопросы,
· Что стоит посреди школы?
· Чего нет в дельфина, но есть в кита, акулы, краба?
· Чего нет в яблони, вишни, черешни, груши?
· Чем заканчивается лето и начинается осень?
· Что стоит посреди огорода? А посреди леса?
· Чего нет ни в дыне, но есть в арбузе, тыкве?
· Чем отличается шитья от жизни? А лиман от лимона?
Работа в группах
Названия городов запишите в алфавитном порядке. Приходилось ли вам посещать эти города? Что вам известно о городах Казахстана? Постройте диалог об этом.
Алматы, Аксу,Тараз, Астана, Талодыкурган, Иссык,Карату,Караганды, Темиртау, Жанатас, Кокшетау, Повладар, Костанай
Исследования-анализ
Запишите слова в фонетической транскрипции. Объясните их произношение и написание. В каждой строке найдите самое длинное и самое короткое слово. Выясните лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними предложения. Со словами первой строки постройте связное высказывание.
Весна, веселый, левада, лиман, улица; голубь, кукушка, себе, тебе, кожух, подушка; сказать, испечь, спрятать, из дома, из середины, сшить; легкий, влажный, понять, дегтя, когти; завалинка, вокзал, просьба, молотьба, следовательно.
Исследования-сопоставление
Прочитайте предложение. Что их объединяет? Найдите в каждом слова, в которых количество букв и звуков неодинакова. Свой ответ обоснуйте.
1. Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник (В. Шекспир). 2. У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности (В. Гюго). 3. Красота человека - в красоте характера. 4. Весна хорошая цветами, человек характером. 5. Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. 6. Мужество - не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество - в том, чтобы владеть собой и быть справедливым (Саади). 7. Каждый - кузнец своей судьбы (Аппий).
Творческое конструирование
10 мин.
IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урокаи работа с учебниками
Задание для группы
Прочитайте. Выпишите рифмующиеся слова братцы, добраться. Объясните, почему последние слоги этих слов произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
2) В чем фонетическое различие слов съесть, сесть? Определите количество букв и звуков каждого слова.
3) Какие звуки обозначают гласные буквы в рифмующихся словах сучьям, тучам?
4) Найдите в тексте обращение, вводное предложение. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обратив внимание на знаки препинания в конце предложений.
Что такое орфография?
• Что такое орфограмма?
• Основные группы орфограмм
Слова «орфоэпия» (дословно «правильное звучание») и «орфография» являются однокоренными: общий элемент орфо- восходит к греческому orthos – «прямой, правильный».
Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.
5 мин.
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.
фишки
стикеры
2 мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Записывают домашнюю работу в дневниках.
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся
оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
1.
2.
1.
2.