kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фонетика. Орфоэпия.Ударение. Орфоэпические и орфографические словари.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата:                                                                                          Класс: 9   урок 2

Тема:  Фонетика. Орфоэпия. Ударение. Орфоэпические и орфографические словари. Графика. Оформление звуков на письме соответственно законам русской графики

Цель урока:.

повторить, углубить полученные в 5 классе знания учащихся по разделу «Фонетика и графика. Орфоэпия и орфография», совершенствовать орфоэпические и орфографические умения и навыки пятиклассников, умение различать звуки, передавать слова звукописью; используя полученные знания на практике;

Ожидаемый результат

развивается устная и письменная речь, фонематический слух, внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление, творческие способности; обогащать словарный запас;

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.

5 мин.

II. Проверка домашней работы.

- Что такое алфавит?

· Сколько букв в алфавите?

· С помощью чего образуются звуки?

· Какие есть звуки?

· Сколько всего гласных звуков? Назовите их.

· Сколько согласных? Назовите их.

· Какими могут быть согласные звуки?

· Назовите звонкие, глухие звуки,

· Какие есть склады?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

20 мин.

III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:

По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.

Фонетика раздел науки о языке, в котором изучаются особенности звуков речи. Фонетика исследует звуковую сторону языка.

Графика  учение о совокупности знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Основными средствами графики являются буквы. К графическим знакам относятся также знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и др.

Орфоэпия  раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения. Правила произношения – это орфоэпические нормы, которые определяют произношение звуков и место ударения в слове.

Звуки речи  звуки, из которых состоят слова. Это наименьшие единицы языка. Нужно различать звуковой и буквенный состав слов.

 

Русский язык благозвучен. Что это значит? Считается, что благозвучие предполагает сочетания звуков, удобные для произношения и приятные для слуха. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «…Написание должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».

Представление о благозвучии опирается на фонетические особенности языка. Для русского языка это связано с тем, что ему не свойственно нагромождение согласных и скопление гласных звуков. Хотя гласных только 6, а согласных в 6 разбольше, их активность в речи почти одинакова: гласных в речевом потоке примерно 42 %. Согласные звуки достаточно равномерно перемежаются гласными, чем достигается гармоническая соразмерность русской речи.

Благозвучие русской речи обусловлено и особенностями русского ударения. Ударение у нас разноместное, подвижное. Благодаря этому интонационный рисунок становится многообразным.

Языковые шутки

Дайте ответы на языковые шуточные вопросы,

· Что стоит посреди школы?

· Чего нет в дельфина, но есть в кита, акулы, краба?

· Чего нет в яблони, вишни, черешни, груши?

· Чем заканчивается лето и начинается осень?

· Что стоит посреди огорода? А посреди леса?

· Чего нет ни в дыне, но есть в арбузе, тыкве?

· Чем отличается шитья от жизни? А лиман от лимона?

Работа в группах

 Названия городов запишите в алфавитном порядке. Приходилось ли вам посещать эти города? Что вам известно о городах Казахстана? Постройте диалог об этом.

Алматы, Аксу,Тараз, Астана, Талодыкурган, Иссык,Карату,Караганды, Темиртау, Жанатас, Кокшетау, Повладар, Костанай

Исследования-анализ

Запишите слова в фонетической транскрипции. Объясните их произношение и написание. В каждой строке найдите самое длинное и самое короткое слово. Выясните лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними предложения. Со словами первой строки постройте связное высказывание.

Весна, веселый, левада, лиман, улица; голубь, кукушка, себе, тебе, кожух, подушка; сказать, испечь, спрятать, из дома, из середины, сшить; легкий, влажный, понять, дегтя, когти; завалинка, вокзал, просьба, молотьба, следовательно.

Исследования-сопоставление

 Прочитайте предложение. Что их объединяет? Найдите в каждом слова, в которых количество букв и звуков неодинакова. Свой ответ обоснуйте.

1. Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник (В. Шекспир). 2. У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности (В. Гюго). 3. Красота человека - в красоте характера. 4. Весна хорошая цветами, человек характером. 5. Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. 6. Мужество - не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество - в том, чтобы владеть собой и быть справедливым (Саади). 7. Каждый - кузнец своей судьбы (Аппий).

Творческое конструирование

10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урокаи работа с учебниками

Задание для группы

Прочитайте. Выпишите рифмующиеся слова братцы, добраться. Объясните, почему последние слоги этих слов произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

2) В чем фонетическое различие слов съесть, сесть? Определите количество букв и звуков каждого слова.

3) Какие звуки обозначают гласные буквы в рифмующихся словах сучьям, тучам?

4) Найдите в тексте обращение, вводное предложение. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обратив внимание на знаки препинания в конце предложений.

Что такое орфография?

• Что такое орфограмма?

• Основные группы орфограмм

Слова «орфоэпия» (дословно «правильное звучание») и «орфография» являются однокоренными: общий элемент орфо- восходит к греческому orthos – «прямой, правильный».

Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.

5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

стикеры

 2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями

рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

2.

1.

2.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Орфоэпия.Ударение. Орфоэпические и орфографические словари.»

Дата: Класс: 9 урок 2

Тема: Фонетика. Орфоэпия. Ударение. Орфоэпические и орфографические словари. Графика. Оформление звуков на письме соответственно законам русской графики

Цель урока:.

повторить, углубить полученные в 5 классе знания учащихся по разделу «Фонетика и графика. Орфоэпия и орфография», совершенствовать орфоэпические и орфографические умения и навыки пятиклассников, умение различать звуки, передавать слова звукописью; используя полученные знания на практике;

Ожидаемый результат

развивается устная и письменная речь, фонематический слух, внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление, творческие способности; обогащать словарный запас;


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.


5 мин.

II. Проверка домашней работы.

- Что такое алфавит?

· Сколько букв в алфавите?

· С помощью чего образуются звуки?

· Какие есть звуки?

· Сколько всего гласных звуков? Назовите их.

· Сколько согласных? Назовите их.

· Какими могут быть согласные звуки?

· Назовите звонкие, глухие звуки,

· Какие есть склады?

Ученики отвечают на вопросы учителя.


20 мин.

III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:

По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.

Фонетика раздел науки о языке, в котором изучаются особенности звуков речи. Фонетика исследует звуковую сторону языка.

Графика  учение о совокупности знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Основными средствами графики являются буквы. К графическим знакам относятся также знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и др.

Орфоэпия  раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения. Правила произношения – это орфоэпические нормы, которые определяют произношение звуков и место ударения в слове.

Звуки речи  звуки, из которых состоят слова. Это наименьшие единицы языка. Нужно различать звуковой и буквенный состав слов.

 

Русский язык благозвучен. Что это значит? Считается, что благозвучие предполагает сочетания звуков, удобные для произношения и приятные для слуха. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «…Написание должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же».

Представление о благозвучии опирается на фонетические особенности языка. Для русского языка это связано с тем, что ему не свойственно нагромождение согласных и скопление гласных звуков. Хотя гласных только 6, а согласных в 6 разбольше, их активность в речи почти одинакова: гласных в речевом потоке примерно 42 %. Согласные звуки достаточно равномерно перемежаются гласными, чем достигается гармоническая соразмерность русской речи.

Благозвучие русской речи обусловлено и особенностями русского ударения. Ударение у нас разноместное, подвижное. Благодаря этому интонационный рисунок становится многообразным.

Языковые шутки

Дайте ответы на языковые шуточные вопросы,

· Что стоит посреди школы?

· Чего нет в дельфина, но есть в кита, акулы, краба?

· Чего нет в яблони, вишни, черешни, груши?

· Чем заканчивается лето и начинается осень?

· Что стоит посреди огорода? А посреди леса?

· Чего нет ни в дыне, но есть в арбузе, тыкве?

· Чем отличается шитья от жизни? А лиман от лимона?

Работа в группах

Названия городов запишите в алфавитном порядке. Приходилось ли вам посещать эти города? Что вам известно о городах Казахстана? Постройте диалог об этом.

Алматы, Аксу,Тараз, Астана, Талодыкурган, Иссык,Карату,Караганды, Темиртау, Жанатас, Кокшетау, Повладар, Костанай

Исследования-анализ

Запишите слова в фонетической транскрипции. Объясните их произношение и написание. В каждой строке найдите самое длинное и самое короткое слово. Выясните лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними предложения. Со словами первой строки постройте связное высказывание.

Весна, веселый, левада, лиман, улица; голубь, кукушка, себе, тебе, кожух, подушка; сказать, испечь, спрятать, из дома, из середины, сшить; легкий, влажный, понять, дегтя, когти; завалинка, вокзал, просьба, молотьба, следовательно.

Исследования-сопоставление

Прочитайте предложение. Что их объединяет? Найдите в каждом слова, в которых количество букв и звуков неодинакова. Свой ответ обоснуйте.

1. Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник (В. Шекспир). 2. У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности (В. Гюго). 3. Красота человека - в красоте характера. 4. Весна хорошая цветами, человек характером. 5. Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. 6. Мужество - не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество - в том, чтобы владеть собой и быть справедливым (Саади). 7. Каждый - кузнец своей судьбы (Аппий).

Творческое конструирование


10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урокаи работа с учебниками

Задание для группы

Прочитайте. Выпишите рифмующиеся слова братцы, добраться. Объясните, почему последние слоги этих слов произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

2) В чем фонетическое различие слов съесть, сесть? Определите количество букв и звуков каждого слова.

3) Какие звуки обозначают гласные буквы в рифмующихся словах сучьям, тучам?

4) Найдите в тексте обращение, вводное предложение. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обратив внимание на знаки препинания в конце предложений.

Что такое орфография?

• Что такое орфограмма?

• Основные группы орфограмм

Слова «орфоэпия» (дословно «правильное звучание») и «орфография» являются однокоренными: общий элемент орфо- восходит к греческому orthos – «прямой, правильный».


Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.


5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

--Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки



стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.




дополнительная информация






дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями








рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?



Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?



Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?










1.



2.







1.



2.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фонетика. Орфоэпия.Ударение. Орфоэпические и орфографические словари.

Автор: Сарсенова Нагима Нурмановна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405582


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства