kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Фонетика.Орфоэпия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произ­ношения и правописания.

Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.

Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

III.     Самоопределение к деятельности

— Что такое звук?

Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить бук­вы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нель­зя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются пра­вила, законы, нормы правильного произношения.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Фонетика.Орфоэпия»»

Урок 3. Фонетика.Орфоэпия

Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произ­ношения и правописания.

Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.

Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

III. Самоопределение к деятельности

Что такое звук?

Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить бук­вы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нель­зя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются пра­вила, законы, нормы правильного произношения.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 12).) Дополнительные вопросы

Сколько букв в русском алфавите? (33.)

Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков под­считать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

Назовите все буквы русского алфавита.

(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

Произношение каких гласных и согласных звуков не совпа­дает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости со­гласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответству­ющая звучанию.)

2. Фонетический разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее раз­бор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

3. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений» (с. 15).

Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.

Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсужде­ние вопросов, самостоятельные наблюдения

4. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит,
му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.

— Запишите слова в алфавитном порядке.

5. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

V. Закрепление изученного материала

1. Фонетический анализ слов

— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый. (Поют -

2. Работа по учебнику

(Упр. 22 — комментированное письмо.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание I - самостоятельное выполнение.)

4. Загадка-шутка

— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

VI. Подведение итогов урока

Как связаны фонетика и орфография?

Что изучает орфоэпия?

Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?

домашнее задание

1. Учебник: §4, упр. 15, 19, 21.

2. Рабочая тетрадь: задание 5.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
« Фонетика.Орфоэпия»

Автор: Муртазалова Лали Магомедовна

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства