Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания.
Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.
Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.
III. Самоопределение к деятельности
— Что такое звук?
Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить буквы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нельзя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?
Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)
Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются правила, законы, нормы правильного произношения.)
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Фонетика.Орфоэпия»»
Урок 3. Фонетика.Орфоэпия
Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания.
Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.
Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.
III. Самоопределение к деятельности
— Что такое звук?
Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить буквы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нельзя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?
Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)
Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются правила, законы, нормы правильного произношения.)
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 12).) Дополнительные вопросы
Сколько букв в русском алфавите? (33.)
Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков подсчитать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)
Назовите все буквы русского алфавита.
(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)
Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)
Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)
Произношение каких гласных и согласных звуков не совпадает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)
Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответствующая звучанию.)
2. Фонетический разбор слов
(Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)
Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)
Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)
3. Работа по учебнику
Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 15).