kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультатив ТЕКСТ И ЕГО СПЕЦИФИКА КАК РИТОРСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подобные  занятия актуальны в старших классах, так как  главная особенность современных  риторических знаний состоит в том, что они выполняют  социальные задачи: воспитание достойного члена общества, компетентного, с осознанной позицией, демонстрирующего высоконравственные общественные нормы поведения и приемы организации речевых отношений.  Текст как одна из форм речи  обеспечивает понимание учащимися основных элементов процесса речевого общения, способствует формированию  умений и навыков, необходимых для создания высказывания и эффективного речевого поведения в любых речевых ситуациях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив ТЕКСТ И ЕГО СПЕЦИФИКА КАК РИТОРСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»





ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 класс

(повышенный уровень)


ТЕКСТ И ЕГО СПЕЦИФИКА КАК РИТОРСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ






Автор:

Фисюк Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

государственного учреждения

образования «Средняя школа № 31

г. Могилёва»

высшая квалификационная категория

Р.т. 80222752050

М.т. 80293226588









Могилёв, 2017





Пояснительная записка

Данное факультативное занятие проводилось в 11 «А» классе для учащихся, изучающих русский язык на повышенном уровне в рамках факультативного курса «Стилистика: основы речевого общения», предусмотренного программой факультативных занятий Министерства образования РБ.

Тема моего занятия: Текст и его специфика как риторского произведения.

Цель:  знакомство с текстом как риторским произведением, понимание его специфики.

Задачи:

  1. совершенствовать навыки чтения и анализа текста;

  2. способствовать воспитанию культуры речи, потребности в изучении законов речевого поведения, потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

  3. развивать универсальные умения учащихся: анализировать тексты различных стилей, придавать им свой личностный смысл, видеть и вычленять основные проблемы текста, предлагать пути их разрешении, осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, проводить самооценку собственных знаний и умений, владеть языком как средством коммуникации, занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей;

  4. формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные метапредметные компетенции.

Ресурсное обеспечение: учебные тексты, раздаточный материал для практической работы, мультимедийная установка, компьютер, рабочие тетради.

Тип занятия: применение знаний и формирование умений.

Методы, применяемые на занятии: частично - поисковый, наглядный, метод проблемного изложения материала, аналитическое чтение.

Прогнозируемые результаты: учащиеся должны различать публичную монологическую и публичную диалогическую речи; определяют специфику текста ораторского выступления; подбирают микротексты различного стилевого назначения; определяют их жанр, форму, композицию, тему и основную мысль, образы адресата и адресанта; указывают особенности средств языка.

Факультативное занятие состоит из 8 этапов, каждый из которых выполняет определённую задачу и формирует метапредметные компетенции учащихся: организационный, мотивационный, актуализация знаний, защита проектов, работа в группах, аукцион знаний, презентация умений, рефлексия. На основе подготовленных учащимися проектов была составлена «Памятка для учащихся» по работе с текстом.

Подобные занятия актуальны в старших классах, так как главная особенность современных риторических знаний состоит в том, что они выполняют социальные задачи: воспитание достойного члена общества, компетентного, с осознанной позицией, демонстрирующего высоконравственные общественные нормы поведения и приемы организации речевых отношений. Текст как одна из форм речи обеспечивает понимание учащимися основных элементов процесса речевого общения, способствует формированию умений и навыков, необходимых для создания высказывания и эффективного речевого поведения в любых речевых ситуациях.


















Факультативное занятие по русскому языку в 11 классе

Тема: Текст и его специфика как риторского произведения.

Цель:  знакомство с текстом как риторским произведением, понимание его специфики.

Задачи:

  1. совершенствовать навыки чтения и анализа текста;

  2. способствовать воспитанию культуры речи, потребности в изучении законов речевого поведения, потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

  3. развивать универсальные умения учащихся: анализировать тексты различных стилей, придавать им свой личностный смысл, видеть и вычленять основные проблемы текста, предлагать пути их разрешении, осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, проводить самооценку собственных знаний и умений, владеть языком как средством коммуникации, занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации различные позиции, понимать позиции других людей;

  4. формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные метапредметные компетенции.

Ресурсное обеспечение: учебные тексты, раздаточный материал для практической работы, мультимедийная установка, компьютер, рабочие тетради.

Тип занятия: применение знаний и формирование умений.

Методы, применяемые на занятии: частично - поисковый, наглядный, метод проблемного изложения материала, аналитическое чтение.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают публичную монологическую и публичную диалогическую речи; определяют специфику текста ораторского выступления; подбирают микротексты различного стилевого назначения; определяют их жанр, форму, композицию, тему и основную мысль, образы адресата и адресанта; указывают особенности средств языка.



ХОД ЗАНЯТИЯ



  1. Организационный этап

Метапредметные компетенции:

Регулятивные: организация учебной деятельности.

Слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Мы продолжаем с вами цикл факультативных занятий под общим названием «Современная риторика: правила речевого общения».

Сегодня на занятии вы можете критиковать друг друга в диалоге, но не высмеивать; осваивая риторические правила, старайтесь следовать предлагаемым образцам; вы имеете право на творчество и, выполняя творческие задания, стремитесь к реализации индивидуальности; с радостью воспринимайте риторические успехи товарищей и терпимо относитесь к риторическим неудачам; содержательность высказывания составляет интеллектуальное достоинство речи и поэтому извлекайте из текстов, которые вы услышите на занятии, выразительно-изобразительные средства, чтобы использовать их в собственном конкретном контексте речи.

  1. Мотивационный этап

Метапредметные компетенции:

Познавательные: постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: построение устного высказывания: умение передавать содержание текста, умение слушать и слышать.

-Давайте обратимся к тексту, который лежит у вас на столах. Он поможет вам определить тему занятия и поставить цель.

Работа с текстом

Послушайте текст. Определите его стиль, тип речи, тему и основную мысль.

Сила слова

Мы живём в мире слов в той же степени, в какой мы живём в мире вещей. Слова обладают магической силой, и сила эта питает­ся властью слов над нами. Слова приказа, слова приговора, слова диктора, читающего новости, — наша жизнь так зависит от них, что стоящие за ними факты бледнеют и утрачивают своё значение. Наши слова обладают животворящей, иногда даже магической силой. Они заряжают нас энергией, придают уверенность, подни­мают настроение, поддерживают, но могут и лишить сил, далее — испортить настроение и всю жизнь, а могут и создать чувство уве­ренности. Через слово мы определяем интеллект человека. «Заговори, чтоб я тебя увидел», — говорил Сократ.

-О чем пойдет речь на занятии?

(О слове, то есть о тексте).

-Почему о тексте?

(Потому что текст-это плетение слов, связанных определённой темой).

  1. Формулирование темы урока, постановка целей.

Метапредметные компетенции:

Регулятивные: умение принимать учебную цель и намечать задачи деятельности, умение планировать этапы осуществления деятельности, умение осуществлять учебное взаимодействие.

Познавательные: постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: построение устного высказывания: умение передавать содержание текста, умение слушать и слышать.

Тема занятия: «Текст и его специфика как риторского произведения»

-Какую цель вы сегодня ставите перед собой на занятии?

Цель: знакомство с текстом как риторским произведением, понимание его специфики.

Эпиграф: «Заговори, чтоб я тебя увидел», — говорил Сократ.

-Пусть эти слова, ребята, для вас станут девизом не только на сегодняшнем занятии, но и в вашей дальнейшей жизни.

Главный вопрос урока: В чем состоит специфика текста как риторского произведения?

  1. Актуализация изученного о тексте.

Метапредметные компетенции:

Познавательные: постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: построение устного высказывания: умение передавать содержание текста, умение слушать и слышать.

-Для того, чтобы говорить о тексте как риторском произведении, мы должны вспомнить всё, что мы знаем о тексте.

Беседа по вопросам:

  1. Что такое текст?

  2. Какие признаки текста вы знаете? (тематическое единство, связность, последовательность, завершённость, развёрнутость).

  3. Какова классическая структура текста? (вступление, основная часть и заключение).

  4. Какие речевые формы текста вы знаете? (устная и письменная)

  5. Чем отличаются понятия «устная» и «разговорная речь»?

  6. Назовите языковые признаки функциональных стилей.

  7. Подумайте, каким из методов изложения материала вы чаще пользуйтесь при составлении текстов?

Памятка для учащихся

Современные речедеятели используют методы изложения материала главной части, сформировавшиеся на базе многовековой практики:

1)Индуктивный метод - анализ материала от частного к общему, от конкретных фактов к выводам.

2)Дедуктивный метод - рассуждение от общего к частному, выдвижение каких - то положений, а затем разъяснение их смысла на примерах.

3)Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев проблему, автор текста, уже больше к ней не возвращается.

4)Исторический метод - подача материала в хронологической последовательности, например, на исторические или биографические темы.

5)Концентрический метод - расположение сообщаемого вокруг главной проблемы, единого центра. Говорящий анализирует предмет со всех сторон, при помощи разных определений (примеров, объяснений и т. п.), переходя от общего рассмотрения к более глубокому.

6)Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов, сходных между собой.

7)Метод контраста построен на основе сравнения полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления.

Использование различных методов в одном монологе позволяет сделать его основную часть оригинальной, нестандартной.

  1. Чем отличается доказывание от убеждения?

  1. Основная часть

Метапредметные компетенции:

Регулятивные: умение осуществлять учебное взаимодействие.

Познавательные: умение осуществлять наблюдение, осмысливать учебный материал, осуществлять логические приёмы мышления: анализ, синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Информационные: умения и навыки работы с текстом и дополнительными источниками информации.

Коммуникативные: владение различными видами речевой деятельности (монолог, умение вести диалог, аналитическое чтение), владение способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуации общения.

Личностные: умения объяснять нравственные мотивы, формирование эстетических и ценностных ориентаций учащихся, потребности в творческом самовыражении.

Проекты учащихся

  1. -Что такое аргументация?

Это совокупность аргументов — положений, истинность которых проверена и доказана практикой — называется аргументацией.

Аргументы делят на два вида:

1) Аргументы к существу дела — это факты, устанавливаемые путём наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т. д.;

2) Аргументы к человеку — это ссылка на высказывания, мнения авторитетных людей: учёных, писателей, общественных деятелей, специалистов; расточение похвал, привлечение внимания к достоинствам и недостаткам, вкусам оппонента; возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.

Аргументы первого вида нацелены на то, чтобы доказать, то есть установить истинность тезиса, а второго — на то, чтобы убедить — сделать слушателей своими единомышленниками, вселить в них уверенность, что истинность тезиса доказана. Основа убедительности речи — её доказательность, но важную роль играет риторическое мастерство: пафос, манеры, голос и т. д.

  1. - В чём особенность риторического текста?

Риторический текст имеет трёхчастную форму: вступление, основная (главная) часть, заключение. Вступление является одновременно настройкой на слу­шателей. Основной отрезок речи образует главная часть (те­ма и ключевые мысли; объяснение, пример, следствие, дока­зательство). Заключение содержит обзор, кульминацию, окончание. Вместе с тем схемы, которая подходила бы для всех речей, не существует. Но в риторическом тексте необходимо соблюдать некоторые правила:

◦ правило трёх частей;

◦ адресат речи;

◦ определение темы и основной мысли;

◦ логическое построение (композиция);

◦ использование видов описания, повествования, рассуж­дения;

◦ употребление эмоционально-экспрессивных выражений, риторических фигур, риторических вопросов и т. д.;

◦ соблюдение норм литературного языка.

В ходе экспериментов было установлено, что запоминается и усваивается лучше всего то, что даётся в начале или в конце сообщения, что объясняется действием так называемого психологического закона «края». Поэтому важно продумать содержание вступления и заключения.

РАБОТА В ГРУППАХ

  1. Послушайте выступление Ф. Искандера в одной из радио­передач для учащихся. Определите особенности данного жанра публицистического подстиля. Докажите, что это риторический текст в жанре публичного выступления. С этой целью проанализируйте особенности текста: назовите струк­турные части, определите тезис, найдите аргументы (доказа­тельства), вывод.

Сейчас, где бы я ни жил, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней, с зелёным шатром грецкого ореха, под которым мы валялись в самые жаркие часы. Мне не хватает просторной кухни с её земляным полом, с боль­шим жарким очагом, с длинной тяжёлой скамьёй, стоящей у очага. На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные рассказы. Мне не хватает самих стен из прочных каштановых досок, наивно оклеенных газетными и журнальными листами, плакатами, дешё­выми картинками.

Среди газетных и журнальных страниц двадцатых и тридцатых годов попадались иногда очень интересные вещи, и так уютно бы­ло читать их, лёжа на полу или влезая на стул, на кушетку. А иног­да я не удерживался и срывал какой-нибудь лист, чтобы перевер­нуть его и посмотреть, что будет дальше. Я перечитал все стены дедушкиного дома. И чего только там не было!

Один из плакатов помню хорошо. Мужичок, горестно всплес­нувший руками, перед неожиданно, словно от библейского прокля­тья, развёрзшимся мостом, в который провалилась его лошадёнка вместе с телегой. Под этой поучительной картинкой была не менее поучительная подпись: «Поздно, братец, горевать, надо было страховать!» Я не очень верю этому мужичку. Уж как-то слишком по-бабьи выражает он своё горе. Не успела лошадь провалиться, как он уже всплеснул руками и больше ничего не делает. То, что я видел вокруг себя, подсказывало мне, что крестьянин навряд ли так легко расстанется со своей лошадью, он до конца будет пытаться спасти её, удержать если не за вожжи, то хотя бы за хвост. Подпись под этой картинкой тоже вызывала недоумение. Я так до конца и не понял, что именно надо было страховать — лошадь или мост. Мне казалось, что всё-таки лошадь. Но тогда получалось, что мост так и должен остаться проваливающимся, потому что, если он перестанет проваливаться, тогда и лошадь не­зачем будет страховать. Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта дет­ства — бессознательная вера в необходимость здравого смысла. Следовательно, раз в чём-то нет здравого смысла, надо искать, что исказило его или куда он затерялся.

Детство верит, что мир разу­мен, а всё неразумное — это помехи, которые можно устранить, стоит повернуть нужный рычаг. Может быть, дело в том, что в детстве мы ещё слышим шум материнской крови, проносившейся сквозь нас и вскормившей нас. Мир руками наших матерей делал нам добро и только добро, и разве не естественно, что доверие к его разумности у нас первично. А как же иначе?

Я думаю, что настоящие люди — это те, кто с годами не утрачи­вают детской веры в разумность мира, ибо эта вера поддерживает истинную страсть к борьбе с безумием жестокости и глупости.

2. Выберите правильный ответ на вопрос: какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Детская вера в разумность мира поддерживает человека в борьбе с трудностями.

2) В памяти о родном доме, о детстве человек черпает нрав­ственные силы.

3. Выразите своё согласие или несогласие с утверждением авто­ра в последнем абзаце текста.

  1. Прочитайте отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Оне­гин» молча. Укажите изобразительно-выразительные сред­ства языка (тропы), использованные автором. Прокомментируйте их назначение.

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел, (метафора)

Кто постепенно жизни холод (метафора)

С летами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался, (оксюморон)

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов,

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился,

О ком твердили целый век:

N.N. прекрасный человек.

Словарная работа: чернь, франт, хват (Работа с «Толковым словарём»).

2. Прочитайте выразительно стихотворение вслух для одноклассников. Можно ли в таком случае определить читаемый вами текст как риторический? Обоснуйте своё суждение (воздействует на адресата, задача: чему хочет научить, зачем, с какой целью говорит: коммуникативная цель: информировать, воодушевить и сплотить, убедить, призвать к действию; тип речи по цели (намерению) автора: информационная, убеждающая, побуждающая), тезис, аргументация, отбор языковых средств).

  1. Прочитайте текст в группе. Проанализируйте его с точки зрения правил риторики. Прочитайте текст вслух, используя приём ре­феративного чтения.

Реферативное чтение – это чтение со сжатостью информации или её расширением-добавлением слов, обращённых к адресату.

Воздухом равно дышат люди, бедные и богатые, разных убеждений, возрастов, национальностей и вероисповеданий... Бесплатность его никогда не обсуждалась до нашего времени. Но и воздух оказался не бесплатен в перспективе. Со­знание современного человека трещит, осложнённое теперь ещё и экологическими проблемами. ...Но перестроиться всё ещё не может. Воздух, вода, земля... ка­кой бесполезной вещью может оказаться бриллиант. Язык — тот же океан. Как бы ни были обширны и глубоки и тот, и другой, в них очень трудно добавить хоть каплю, хоть слово. Все­го этого столько, сколько есть. Но — не больше. (А. Битов)

Для справок: как вы знаете ... , так как ... , в чём же причина ... , именно в том ... , во-первых ... , во-вторых ... , и наконец ... , анализируя текст ..., следовательно ..., а теперь рассмотрим ... и т. д.

ФИЗКУЛЬТПАУЗА «РЕЧЬ ОРАТОРА»

Каждый учащийся должен прикрепить свою карточку(тема, цель, вопросы, подвопросы, образные средства и стилистические фигуры) на ту часть дерева, которая соответствует этим карточкам и объяснить почему.

Люди античного мира любили и умели мыслить образно. Не­ редко они сравнивали речь оратора с деревом, отдельные части которого: корни, ствол, ветви (большие и маленькие), листья, цве­ты они соотносили с частями ораторского выступления, полагая, что каждая из частей связана со всеми другими.

Рассмотрим рисунок ( на доске прикреплено дерево).

Часть 1 — это корень древа, скрытый от глаз аудитории. Под ним понималась причина, приведшая оратора на трибуну: а) стремление прославиться, стать известным; б) надежда получить плату, гонорар за выступление; в) предположение, что выступление будет для аудитории по­лезным, будет способствовать расшире­нию её кругозора, становлению про­фессиональных умений и навыков;

часть 2 — ствол, который представ­ляет собой тему выступления, основ­ную проблему ораторской речи;

часть 3 — несущие ветви, под которыми подразумевались основные вопросы в плане лекции, в классической риторике чаще всего таких ветвей три;

часть 4 — более мелкие веточки, иными словами, подвопросы, на которые делится каж­дый основной вопрос темы;

часть 5 — это крона древа, представленная листьями, то есть словами, в которые оратор «одевает» своё устное высказывание. Опытный оратор использует за время выступления несколько ты­сяч таких листьев-слов;

часть 6 — цветы, то есть те украшения, которые могут сделать речь изящной, выразительной. Цицерон называл такое украшение лекифом (лекиф — античный флакон тонкой работы, в котором в те времена женщины хранили духи, розовое масло и пр.).

Таким образом, риторика рассматривала эти закономерности в качестве предварительной творческой и профессиональной подго­товки оратора, что позволяло ему избегать многих досадных оши­бок в тот момент, когда он вынужден был говорить перед аудитори­ей, глядя в глаза своим слушателям. Это дерево- речь оратора!

-Какие языковые средства создания текста вы знаете?

«Памятка для учащихся»- «Учимся учиться»

Языковые средства создания текста

В риторическом тексте широко используются изобразительно-вы­разительные средства языка. Эмоциональность, выразительность пуб­личной речи достигается использованием тропов и стилистических фи­гур, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности.

Стилистические фигуры — особые синтаксические построения:

анафора — повторение отдельных слов или оборотов в начале сле­дующих друг за другом предложений;

эпифора — одинаковая концовка, повторение слов и их полный па­раллелизм, кольцо строфы (с одинаковым началом её и концовкой);

антитеза — соединение слов с противоположным значением в сти­листических целях;

градация — расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создаётся нараста­ние выразительности;

период — особое смысловое и ритмомелодическое построение пред­ложения. Период характерен и для прозаического текста.

Индивидуальное задание

Послушайте стихотворение Э. Асадова (учащаяся читает наизусть под аккомпанемент). Что, по вашему мнению, оживляет повествование, позволяет передать эмоционально-экспрессивные особенности речи автора, ярче показать его внутреннее состояние, отношение к пред­мету?

Не привыкайте никогда к любви

Не привыкайте никогда к любви!

Не соглашайтесь, как бы ни устали,

Чтоб замолчали ваши соловьи

И чтоб цветы прекрасные увяли.

И, главное, не верьте никогда,

Что будто всё приходит и уходит.

Да, звёзды меркнут, но одна звезда

По имени Любовь всегда-всегда

Обязана гореть на небосводе!

Не привыкайте никогда к любви,

Разменивая счастье на привычки,

Словно костёр на крохотные спички,

Не мелочись, а яростно живи!

Не привыкайте к счастью никогда!

Напротив, светлым озарясь гореньем,

Смотрите на любовь свою всегда

С живым и постоянным удивленьем.



Алмаз не подчиняется годам

И никогда не обратится в малость.

Дивитесь же всегда тому, что вам

Заслуженно иль нет — судить не нам,

Но счастье в мире всё-таки досталось!

И, чтоб любви не таяла звезда,

Исполнитесь возвышенным искусством:

Не позволяйте выдыхаться чувствам,

Не привыкайте к счастью никогда.

  1. Прочитайте текст в группе. Докажите, что данный текст представляет собой период. При затруднении обратитесь к теоретичес­кому материалу. Укажите особенности сложных предложений, их структуру. Назовите образные средства языка, используемые автором.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жа­лись, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни ды­мили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли её, не только на газонах бульваров, но и меж­ду плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди — большие, взрослые люди — не переставали обманывать и мучить себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, — кра­сота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важ­но то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом. (Л. Толстой)

2. Объясните постановку знаков препинания в тексте.

Сообщение учащегося

Знаете ли вы, что... Средством эзоповского языка была и русская пунктуация. В связи с этим вспомним, как удалось И. Крылову придать юриди­чески и цензурно невинный характер оскорбительному, обличительному письму, адресованному директору театра Соймонову. Вот выдержки из этого послания: «И последний подлец, каков только может быть, Ваше превосходительство, огорчился бы...», «...видя глупое, Ваше превосходительство, можно ли не смеять­ся...». Стоит изменить пунктуацию этих предложений, как стано­вится очевидным скрытый смысл фраз.

  1. Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Определите стиль текста, тип речи, тему и основную мысль.

Вечером на Прорве слишком много помех то за соседним кус­том начнёт кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудо­вая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зар…слями начнёт разг…раться багровое зарево и мрачная луна взойдёт над просторами в…черней земли. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь — луна подымается в настороже…ой тишине. Она появляется как владетель этих тёмных вод ст…летних ив, таинстве...ых дли…ых ночей. Шатры чёрных ив нависают над головой. Глядя на них, на­чинаешь понимать значение старых слов. Очевидно такие шатры в прежние времена назывались «сенью». Под сенью ив...

И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово «полночь» приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звёзд, и горечь воздуха, и далёкий костёр в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнан­ных в ночное, — всё это полночь. С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжига­ет лицо лёгким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звёзды. Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются тёмными от росы. Вспоминаются слова С. Аксакова: «На зелёном цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кус­тов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, ти­хо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, уля­гутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды. Природа вступит в вечные права свои. Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к само­му себе». (По К. Паустовскому)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ УЧАЩЕГОСЯ (заранее подготовленное одним из членов группы).
Прочитайте текст молча так, как если бы вы зримо увидели осеннюю ночь и пережили её вместе с писателем. Расскажите одноклассникам, что и как вы увидели в эту ночь, какие чувс­тва вас волновали. Постарайтесь говорить так, чтобы вызвать зрительный образ, чтобы слушающие «увидели» эту осеннюю ночь. Используйте в своём рассказе авторскую лексику.

Представление текста

- Как вы думаете, можно ли данный рассказ назвать риторическим текстом? Обоснуйте своё мнение.

-Каждой группе дана информация к размышлению. Представьте свой риторический текст по данной теме.

Информация к размышлению

«В настоящей литературе, — писал К. Паустовский, — нет мелочей. Каждое, даже на первый взгляд ничтожное слово, каж­дая запятая и точка нужны. Хорошо известно, какое потрясаю­щее впечатление производит точка, поставленная вовремя».

Информация к размышлению

Познать и почувствовать всё богатство родного языка, родной речи — одна из задач тех, кто решается выступать публично. (Г. Винокур)

  1. Итог урока.

Метапредметные компетенции:

Регулятивные: умение оценивать учебные действия, производить самооценку.

Познавательные: умение осуществлять логическое действие «обобщение», умение применять знания в нестандартных ситуациях, на практике.

Коммуникативные: умение слушать и слышать, умения и навыки устной и письменной речи.

Аукцион знаний. Презентации умений.

Выполните тестовые задания.

1. Текст имеет признаки

А. целостность, логичность изложения, композиционная завершённость, принадлежит к определённому стилю речи

Б. не делится на абзацы, может быть незавершённым: без введения или заключения

В. предназначен только для публичного выступления

2. Языковые средства выразительности вносят в речь

А. образность, эмоциональность, экспрессивность, вырази­тельность

Б. уместность, определённый смысл, тональность

В. безликость, невыразительность, неточность

3. Наиболее часто используются в риторическом тексте

А. тропы и фигуры речи, риторические вопросы, восклица­ния, инверсия

Б. слова с переносным значением, прямая и косвенная речь, диалог, научные термины

В. темп, тембр, мелодичность, благозвучие, звукообраз

4.В риторическом тексте необходимо соблюдать такие правила

А. правило трёх частей, адресат речи, тема и основная мысль, композиция (логическое построение)

Б. действенность речи, движение, аргументированность

В. ограничение в отборе фактов и мыслей, грамотность, не­принуждённость

5.Основные принципы публичного выступления — это

А. принципы последовательности, усиления, экономии, ор­ганического единства

Б. отсутствие определённых принципов

В. авторские

6.В публичном выступлении можно использовать формы речи

А. только устную (диалог)

Б. только письменную (монолог)

В. и устную, и письменную (монолог, диалог, полилог)

Полилог-разговор, беседа между многими лицами.

( 1-А, 2-А, 3-А, 4-А, Б, В,5-А, 6-А)

Ответ на главный вопрос урока: В чем состоит специфика текста как риторского произведения?

  1. Рефлексия.

Метапредметные компетенции:

Регулятивные: умение осуществлять самооценку.

Личностная: формирование позитивной самооценки.

Учебные умения

Владею

Не владею

Нужно ещё поработать

Навык чтения текста различных стилей




Навык анализа текста различных стилей




Определение текста как риторского




Навык коммуникативного взаимодействия




Понимание практической значимости своей деятельности






  1. Опережающее задание.

Метапредметные компетенции:

Регулятивные: умение выполнять определённые действия в соответствии с ориентировочной основой.

Познавательные: умение осуществлять наблюдение.

Информационные: умения и навыки работы с различными источниками информации, вычленение главной информации.

Коммуникативные: умение создавать собственный текст, умение передавать содержание текста.

Личностные: формирование эстетических и ценностных ориентаций учащихся, потребности в творческом самовыражении.

-Тема следующего факультативного занятия: «Подготовка оратора к выступлению».

Перед вами ставится задача: Представьте, что вы экскурсовод Музея русского искусства. Вам надо во время экскурсии остановиться у картины худож­ника К. Сомова «Радуга» из коллекции О. Тульчинского, киевского коллекционера. Составьте и запишите текст-описание картины. Проанализируйте его с точки зрения ритори­ческого произведения. Составьте устное выска­зывание по картине, используя справочный материал и отры­вок из стихотворения.

* * *

На небе радуга сияет и блестит,

Как будто нам по ней проход открыт.

Луч многоцветный опустился из небес,

В прекрасной радужной пыли сияет лес.

Листва мерцает, словно изумруд,

Отсветы радуги видны и там и тут,

Лес в сказку погрузился и затих,

Он хочет задержать чудесный миг. (И. Мордовина)

Для справок: Небесный свод, после дождя, небесный мост, семь цветов радуги.

















Список используемой литературы

  1. Мурина, Л. А. Современная риторика : основы речевого общения : 11-й кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения /Л. А. Мурина. — Минск : Нар. асвета, 2010. — 111 с. — (Русский язык. Факультативные занятия).

  2. Михальская, А. К. Русский язык: Риторика 10-11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений филолог. профиля/А.К.Михальская.-6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2011.-491, [5]с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Факультатив ТЕКСТ И ЕГО СПЕЦИФИКА КАК РИТОРСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Автор: Фисюк Татьяна Николаевна

Дата: 08.11.2017

Номер свидетельства: 437580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства