kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе как жанр публицистической прозы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Эссе – как жанр публицистической прозы»

Тип занятия: аналитическая беседа с элементами практической групповой работы

Цели:

образовательная: познакомить учащихся с жанром публицистической прозы – эссе;

развивающая: развивать навыки самостоятельной работы;

воспитательная: воспитывать любовь к родному краю;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эссе как жанр публицистической прозы»

План-конспект урока

Тема: «Эссе – как жанр публицистической прозы»

Тип занятия: аналитическая беседа с элементами практической групповой работы

Цели:

образовательная: познакомить учащихся с жанром публицистической прозы – эссе;

развивающая: развивать навыки самостоятельной работы;

воспитательная: воспитывать любовь к родному краю;

План урока:

I. Вступительное слово учителя

II. Составление схемы «От очерка к эссе»

III. Работа над текстом о Благовещенске

IV. Итоги урока

V. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Тема сегодняшнего занятия – «Эссе как жанр публицистической прозы». Все ваши экзаменационные сочинения – это эссе, даже в ваших учебниках есть эта тема, поэтому сегодня очень важно понять специфику этого жанра. Итак, мы должны научиться выделять основные жанровые черты эссе и формировать умение создавать и анализировать данную разновидность сочинений.

Еще раз посмотрите на тему.

Вспомните, что такое «жанр»? (Вид произведения).

Что такое публицистическая проза? Приведите примеры. (Это статьи, заметки, обзоры, рецензии, интервью, очерки и другие газетно-журнальные жанры, которые освещают вопросы и показывают явления общественной жизни).

Эссе тоже относится к жанру публицистической прозы. Откройте ваши учебники (параграф 29, с.178 – по новым учебникам).

Читаем первый абзац:

Эссе (нескл., ср.р., от франц. essai – буквально «опыт») – это разновидность очерка научного, исторического, критического, публицистического характера.

А что такое очерк?

Очерк – это небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий.

Читаем далее:

Однако, в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.

Итак, что главное в очерке? (достоверность).

Что главное в эссе? (впечатления, ассоциации, чувства).

Что такое ассоциации? (Это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое).

II. Составление схемы «От очерка к эссе»

фактический рассказ о событии, человеке – о предмете описания

ОЧЕРК



-Что нужно добавить

к очерку, чтобы он

превратился в эссе?

ЭССЕ

Я

впечатления, ассоциации, чувства













Читаем далее материал учебника:

В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом трудность и прелесть жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы.

Чаще всего эссе по форме представляет собой сочинение-размышление. В этом случае в нем активно используются такие приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложения; субъективный характер изложения подчеркивается частым использованием вводных слов.

Примером эссе является стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». Послушаем его:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Что в этом стихотворении является предметом описания? (язык). Это очерковый элемент.

Как дается предмет описания? (через личностное восприятие). Где мы это видим? (ты… мне).

Оно так сильно, что мы чувствуем его огромную любовь к Родине.

Что вы знаете об истории этого стихотворения? (написано в 1882г., связано с ВОВ).

Рассказ о г. Орле в годы войны.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова.

Коменданта заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Он решил посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял… Первое, что видел каждый, были слова:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины и т.д.».

Только ли к русскому языку видим любовь в этом стихотворении?

Если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с любыми испытаниями, которые выпали на его долю.

Мы с вами живем далеко от Орла, но мы любим свой город, годимся им.

Перед вами текст «Наш город». Сейчас я его вам прочитаю.

Как хороша ты, родная земля! Город родной, Благовещенск, любим тебя, как дорогого человека.

Чувствуем ли мы, горожане, торжественность и величавость названия нашего города? Изредка. В минуты душевной сосредоточенности. Живем здесь – и все. Хотя величие духа первопоселенцев – основателей города, передавших и нам чувство гордости за свою малую родину, заметно во всем. В старинных постройках, созданных как будто на века. В прямых улицах, делящих город на аккуратные кварталы. Да и во всем его расположении.

Много ли еще найдется в России городов, где, выйдя на улицу и прошагав несколько кварталов, можно просто отдохнуть? А, постояв на берегу величавой реки и глядя на ее бесконечное движение, вдруг ощутить, что на сердце стало спокойнее и мысли обрели ровный, гармоничный ход? Здесь можно: он на редкость уютный и спокойный, наш город, один из множества российских городов.

И все-таки особенный. Даже имя его, прочитанное или произнесенное вслух, невольно заставляет откликнуться сердца людей. Западает он в душу, занимает в ней особое место.

Вопросы:

Какие чувства вызывает это сочинение? (патриотизма).

Как вы думаете, в каком стиле написано данное сочинение? (публицистический).

А какой здесь тип речи? (рассуждение).

В каком жанре? (эссе).

Эссе – это сочинение-рассуждение, а значит оно должно содержать тезис, доказательства (аргументы), вывод.

Найдите в этом тексте, где здесь тезис, где аргументы, а где вывод?

Обратите внимание, что при написании эссе нужно соблюдать абзацы.

Какие особенности, доказывающие, что это эссе, еще можно выделить?

Чувства автора, ассоциации, впечатления. Приведите примеры.

Речевые особенности:

вопросно-ответная форма изложения;

цепь вопросов;

расчленение предложения;

однородные члены, сравнения;



Теперь обратимся к учебнику. На стр. 187 у вас есть текст под номером 4. Это фрагмент из сочинения школьницы. Давайте прочитаем его и подумаем, на какую тему написано сочинение? («О времени и о себе»).

Мне 15 лет. Мы, пятнадцатилетние, считаем, что это самый лучший возраст. Пятнадцать лет - это лето круглый год, солнце в пасмурном небе... В пятнадцать лет ты уже взрослый человек, но еще ребенок. Мы любим играть. Играть в куклы, в прятки, в жизнь.

А жизнь - это убегающие вдаль секунды, минуты, часы, дни, годы... В нашем возрасте их не замечаешь. А когда заметишь, оглянешься назад, то можешь обнаружить, что случайно наступил на чью-то жизнь. Хорошо, если только немного задел, а ведь мог наступить крепко, приплюснуть, раздавить. Мы жестоки. И наша пятнадцатилетняя жестокость - просто ответная реакция на время. Мы не виноваты. Время нас сделало такими.

Можно ли его отнести к жанру эссе? (можно). Какие языковые средства доказывают, что это эссе?

Какое место в композиции вашего эссе мог бы занять этот фрагмент? (аргументы).

Подумайте, с чего бы можно было начать эссе? Чем закончить? (С 15 лет начинается жизнь).

А если бы это было б сочинением на экзамене, то что еще нужно было бы добавить? (примеры из художественной литературы).

Каких героев примерно такого возраста вы знаете? (Ассоль («Алые паруса», Саня Григорьев («Два капитана»), Петр Гринев («Капитанская дочка»).

Итоги урока:

Чем мы сегодня занимались на уроке? Что узнали?

Мы работали над одним из жанров публицистического стиля – эссе. Доказали, что основной чертой является преломление очеркового содержания через личностное восприятие.

V. Домашнее задание

Выучить теорию по теме эссе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Эссе как жанр публицистической прозы

Автор: Хижняк Алина Николаевна

Дата: 22.03.2020

Номер свидетельства: 543725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Алгоритм написания эссе по обществознанию "
    ["seo_title"] => string(49) "alghoritm-napisaniia-essie-po-obshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "130711"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415977493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства