Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс технологическая карта урока по теме «Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография».»
«Повторение изученного по теме: «Словообразование. Орфография».
Цель урока:закрепить в памяти знание орфограмм, связанных с образованием слов, способов образования слов, усовершенствовать перечисленные знания на практике, ликвидировать пробелы по данной теме.
Задачи урока:
Личностные:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
знать теорию по изученному разделу;
группировать орфограммы-гласные по видам; правильно писать слова с орфограммами, связанными с образованием слов;
группировать слова по способу образования; производить словообразовательный разбор, выстраивать словообразовательную цепочку слова.
Метапредметные:
Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом; с установленными нормами.
Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
.Определять существенные признаки объекта.
Тип урока:урок повторения
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, диагностики, самодиагностики, коррекции результатов изучения темы.
1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
1.21.Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом; с установленными нормами
2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики
3.1.11.Определять существенные признаки объекта.
Учитель просит учащихся сформулировать цель урока.
Учитель просит учащихся оценить свои знания в начале урока; затем после каждого вида работы и в конце урока, пользуясь критериями оценки
Учитель разбивает детей на две группы и дает свое задание каждой группе.
Учитель просит детей указывать признаки орфограмм.
Дети проговаривают определение цели (цель - это результат, к которому мы должны прийти в конце урока) и формулируют цель урока.
Учащиеся после проверки за каждое правильно написанное слово или правильно определенный способ образования ставят 1 балл.
В конце урока каждый учащийся суммирует баллы за все задания и выставляет отметку за всю работу, используя алгоритм:
«5» -38б –44б.
«4» - 34б. -33б.
«3» - 22б. – 33б.
Дети называют правила работы в группе:
-уметь договариваться (кто прочитает текст, кто даст ответ на вопрос);
-в ходе обсуждения быть вежливым;
-если в ходе работы возник спор, попробовать доказать правильность своего ответа товарищу через аргументы и факты.
Признаки-это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать; все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них.
Существенные признаки- это признаки, без которых данный объект существовать не может.
Учащиеся объясняют условия (признаки)написания орфограмм, графически обозначают орфограммы на письме.
Ход урока
I этап. Организационный
Приветствие учащихся.
Учащиеся открывают тетради и записывают в тетради число, классная работа.
II этап. Этап повторения
-Учитель проводит письменный терминологический диктант с записью учащимися слов в тетради и на доске с объяснением.
- Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.
Учитель: Слово “орфограмма” было уже в терминологических диктантах по “фонетике”, “лексике”. Не лишнее оно здесь?
- Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока: “Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография».
3.Постановка цели урока.
Учитель:Давайте, вместе определим цель урока.
- Что вы понимаете под словом «цель»?
-Цель-это результат, к которому мы должны прийти в конце урока.
Цель нашего урока :правильно писать слова с орфограммами, которые мы изучили в процессе знакомства с темой «Словообразование и орфография»: правописание чередующихся гласных; гласные и - ы после приставок; е - и в приставках пре- - при-.Учитель: Итак, в путь. Мы отправляемся от станции «Словообразование» к следующей станции.В руках у вас проездной билет(лист самооценки - приложение), который вы оплатите своими знаниями.Учитель:Прошу каждого из вас поставить оценку за знания по теме перед началом повторения, чтобы в конце урока мы смогли ее сравнить с отметкой после повторения.
(Каждое задание после проверки оценивается самостоятельно учеником. - Оценка вносится в лист самооценки).
1.Решаем лингвистическую задачу. Даны слова с орфограммой «Приставки при- - пре-.
I вариант выписывает слова с приставкой при-, II вариант с приставкой пре-. Орфограмму графически обозначаем.
Проверка: на доске высвечиваются слова с приставкой пре-.Учащиеся по цепочке (IIвариант), проверяя,зачитывают слова с пре-, обосновывая,затем называют слова с приставкой при-.( Выставляется оценка в лист самоконтроля).
Дано:
1. Пр…бить, 2. пр…бывать(в городе),
3. пр…мирение, 4. пр…творить(мечту),
5. пр…брежный, 6. пр…вилегия,
7. пр…успеть, 8. пр…града,
9. пр…встать, 10. пр..забавный
2.Вставьте пропущенные буквы ы или и. Орфограмму графически обозначьте.
Проверка:.( Выставляется оценка в лист самоконтроля.)
3. Распределите слова по способам образования. Проверьте.(Выставляется оценка в лист
самоконтроля.)
Морфемные
Неморфемные
Сберечь (прист.)
лесник (суфф.)
сотрудник (прист. – суфф.)
парашютистка (суфф.)
пододеяльник (прист. – суфф.)
побег(бессуфф.)
Птицефабрика (сложение основ с соед.гл.)
дежурный(переход из одной части речи в др.)
турпоход (сложение основ)
ТЮЗ (сложение начальных звуков)
кресло – кровать (сложение целых слов)
4.Назовите корни с чередованием гласных о-а и условия их написания; назовите корни с чередованием гласных е- и и условия их написания.
-Лаг-лож-
-Раст-ращ-рос-
-Гор-гар-
-Зар-зор-
-Бер-бира-
-Тер-тира
-Пер-пира-
-Мер-мира-
-Дер-дира-
-Стел-стила-
-Блест-блиста-
-Жег-жига-
На доске высвечиваются корни с графическим обозначением написания.
5. Прочитайте текст. Определите тип, стиль текста(устно). Подчеркните слова с чередующимися гласными в корнях; с орфограммами в приставках (для тех, кто выполнил задание быстрее).
Туристы расположились на берегу большого озера. На склоне , рядом с обгорелым пнем , они разложили свой костер. Когда заблистали звезды, каша, хотя и слегка пригорелая, была готова. Туман расстилался по земле, было сыро и тепло. Ребята подбрысывали ветки в костер , не давая ему догореть. Никто не собирался спать. Так и просидели всю ночь до зари
Проверка: ( Выставляется оценка в лист самоконтроля.)
с обгорелым разложили заблистали пригорелая расстилался догореть до зари…
IV.Рефлексия. Посчитайте средний балл за все задания. Совпадает он с отметкой в начале урока? Поставьте оценку после повторения. У кого она выше, не изменилась, ниже?
Туристы расположились на берегу большого озера.На склоне , рядом с обгорелым пнем , они разложили свой костер.Когда заблистали звезды, каша, хотя и слегка пригорелая, была готова.Туман расстилался по земле, было сыро и тепло. Ребята подбрысывали ветки в костер , не давая ему догореть. Никто не собирался спать. Так и просидели всю ночь до зари.