III этап. Работа групп над проектом 1.Создание проекта о слове; 1.Работа по формулирова нию учебных задач урока. 2.Защита проектов, самооценка групп. 3. Выработка критериев оценивания работ | Группа «Русоведы» Цели работы: Выяснить, для чего в речи нужны имена прилагательные. Изучить характерные особенности имени прилагательного Имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, красочной и яркой! Именно по прилагательным мы разгадываем загадки, кроссворды, по прочитанному представляем описанное. Давайте проведем разминку в виде словарной работы. Называю прилагательные, а вы должны по описанию догадаться о каком словарном слове идет речь и записать в тетрадь( каждый из участников команды описывает предмет, а остальные записывают в тетрадь) ( слайд № 6) круглое, овальное, бледное, приятное, красивое (Лицо) светлые, тёмные, прямые, густые, волнистые (Волосы) карие, светлые, голубые, серые, выразительные, задумчивые (Глаза) длинный, острый, прямой, курносый (Нос) высокий, ровный, выпуклый, низкий, открытый, закрытый (Лоб) бледные, румяные (Щёки) радостная, приветлива, грустная, задорная (Улыбка) Проверим. (слайд №) 2. Выяснили, что имена прилагательные обозначают: - цвет - форму - вкус - величину - материал ( из чего сделан предмет) - качества Выяснили, что к именам прилагательным можно подобрать близкие по значению слова – синонимы. (продолжить, записать в тетрадь) Например: красный – алый, скупой – жадный, мокрый – сырой, маленький - крошечный, отважный – храбрый, жёлтый – золотой. И противоположные по значению слова –антонимы. (продолжить, записать в тетрадь) Например: студеный –горячий, высокий – низкий, кислый – сладкий, широкий – узкий, твёрдый – мягкий. Теперь о своих исследованиях нам поведает группа « Исследователи» Группа «Исследователи» Цели работы: Как изменяются имена прилагательные. Выяснить, с какой частью речи согласуются имена прилагательные. Составить алгоритм действий при работе с именем прилагательными. Имена прилагательные изменяются: по родам: красный – м.р., красная – ж.р., красное – ср.р.; по числам: смелый – ед. ч., смелые – мн.ч.; по падежам: И. п. – чистый Р. п. – чистого Д п. – чистому В. п. – чистого Т. п. – чистым П. п. – о чистом (указывать окончания) Мы выяснили, что имя прилагательное согласуется с именем существительным. Какого рода, числа и падежа имя существительное такого рода, числа и падежа имя прилагательное с ним связанное. Например: дальняя дорога (ж.р., ед.ч., И. п.), в дремучем лесу (м.р., ед. ч., П. п.) 3.Составили алгоритм действий при работе с именем прилагательным. (у каждого алгоритм) Шаг 1. Найти существительное, к которому относится прилагательное Шаг 2. Определи род, число и падеж имени прилагательного. (Какого рода, числа и падежа им. сущ. такого рода, числа и падежа им. прилаг.) Шаг 3. Вспомни окончание прилагательного в этом падеже. (если забыл, обратись к таблице) Шаг 4. Сравни окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает. Задание: Выписать из предложения словосочетания прилагательное + существительное и определить род, число и падеж имени прилагательного. На проталинке появилась молодая травка, и расцвели голубые подснежники. Что можете ещё сказать об этом предложении? (это сложное предложение ,т.к. две грамматические основы) IV. Физкультминутка. Послушайте песню и запомните, как можно больше имен прилагательных. Осталось защититься нашей творческой группе «Затейники», которые для нас приготовили занимательный материал по нашей теме. Группа «Затейники» Имя прилагательное — веселая и яркая часть речи. И мы, прибыли на станцию «Игровая», проведем ряд игр. Загадки Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это что за время года?(весна) Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель - В гости к нам пришел ... (апрель) Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май) У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник) На зеленом на лужочке Словно солнышки, цветочки Жёлтые, пушистые, Как солнце, золотистые! (одуванчик) В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеек) Жёлтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках… (Мимоза) Жемчужный колокольчик Пришел в леса весной. По лесу он разносит Чудесный запах свой. (Ландыш.) Маленькие, нежные, Прямо у водицы. Будто в зной полуденный Просятся напиться. С синевою неба дружат Эти милые цветы. Я их знаю, знает Оля. Ну а знаешь ли их ты? (Незабудки.) 2. Игра-эстафета «Запиши прилагательные».(работа в группах, каждой группе даётся листок и время) Прилагательные записываются учениками на листочке на определённую тему и зачитываются написанные прилагательные. 3. Игра «Найди свой падеж» Ученикам прикрепляются таблички с названием падежей, ведущий читает им словосочетания (прилагательное + существительное), услышав прилагательное, стоящее в нужном падеже, ученик делает шаг вперед и называет падеж. Богатый урожай (И.п.), у белой берёзы (Р.п.), шаловливому котенку (Д.п.), плохую погоду (В.п.), за игривым воробьём (Т.п.), о чудной картине (П.п.). Оценка работы групп По окончании работы оценивание работы групп: ! – отлично, всё получилось, + - хорошо, были незначительные ошибки, - не всё получилось, требуется помощь. Грамматическая эстафета(тест) 1) В группе однокоренных слов найди имя прилагательное и подчеркни его: ласка, ласкать, ласковый, ласкающий, горечь, горчить, горько, горький, доброта, добрый, подобреть. 2) Согласуй имя прилагательное с существительным родн... (краем, отечества, город). 3) Измени имя прилагательное по родам и выдели окончание яркий,_______________________________________ 4) Измени число имён прилагательных храбрый -_________ белые -___________ 5) Каким членом предложения является имя прилагательное в данном предложении, подчеркни. Шумят колосья спелой ржи.(__________________________) 6) Образуй от существительных однокоренные имена прилагательные Добро - _______________________________ Отзывчивость - _________________________ 7) Разбери имена прилагательные по составу безумный, приморский 8) Образуй сложные имена прилагательные Белый, голубой -______________________________ Светлый, розовый -____________________________ | Объединяются в группы. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Представляют свой проект. Обосновывают выбор ответа. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Представляют свой проект. Обосновывают выбор ответа. Проводится взаимопроверка и оценка выполненного задания. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Представляют свой проект. Обосновывают выбор ответа. Работают с информацией, представленной учителем | Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Личностные УУД Формировать умение способности к саморазвитию Коммуникативные УУД умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя; | цель-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию Умения и навыки работы в сотрудничестве - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером;
|