kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс, конспект урока на тему: Проект "Имя прилагательное в нашей речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок обогащает, уточненяет и активизирует словарный состав речи учащихся, подводит детей к пониманию функции  употребления имен прилагательных в нашей речи.

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс, конспект урока на тему: Проект "Имя прилагательное в нашей речи"»

Шаханина Лариса Ивановна

МБОУ «Новотаволжанская СОШ

имени Героя Советского Союза И.П.Серикова

Шебекинского района Белгородской области»

Учитель начальных классов


Урок по русскому языку в 3 классе

Предмет: русский язык

Уровень образования: начальное общее образование

Тема: Проект «Имена прилагательные в нашей речи»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок - проект

Участники: 3 класса Б

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся, подвести детей к пониманию функции употребления имен прилагательных в нашей речи.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию об имени прилагательном, объяснять значение имени прилагательного в нашей речи, участвовать в презентации своих исследований.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные понятия: антонимы, синонимы, фразеологизмы

Межпредметные связи: чтение, изобразительное искусство

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков работы в доступной компьютеной программе, позволяющей создавать и редактировать тексты, использование автоматической проверки орфографии и пунктуации для самоконтроля, освоение современных средств коммуникации.

Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 2 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, фломастеры, бумага (формат А 3), мел, доска.


Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Комментарий, примечание


I этап. Организационный момент.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Дети заходят в кабинет, выстраиваются около своих рабочих мест.

- Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке.

Девиз:«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости"(слайд №1)

Сегодня вы получите возможность:

  • учиться защищать проект;

  • закреплять умения работать самостоятельно и в группах;

  • оценивать свои достижения.


Приветствуют учителя, гостей

настраиваются на урок, распределяются по группам


Коммуникативные УУД





Создание благоприятного для обучения климата.

По своему желанию распределяются на группы

II этап.

Самоопреде

ление к деятельности

Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

1. Введение в тему

Итак, начнем работу. Но, прежде отгадаем загадку

( слайд №2)


У существительных подчас

Ни жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни вкуса!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить!


- Что же это? ( слайд №3) (имя прилагательное)

- Дайте определение имени прилагательного.

2.Защита проекта

Сегодня на уроке вы подведёте итоги по теме имя прилагательное .

А теперь начнем защиту нашего проекта. Первыми выступит группа « Русоведы». Они нам расскажут над, чем работали и что выяснили в ходе своих исследований. ( слайд №4)



Диалог с учителем











Формулирование темы и цели проекта

Познавательные УУД

Формирование целостной картины мира, познавательной цели всего урока


Развитие речевого аппарата

III этап. Работа групп над проектом 1.Создание проекта о слове;

1.Работа по формулирова

нию учебных задач урока.

2.Защита проектов, самооценка групп.

3. Выработка критериев оценивания

работ




Группа «Русоведы»

Цели работы:

  1. Выяснить, для чего в речи нужны имена прилагательные.

  2. Изучить характерные особенности имени прилагательного


  1. Имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, красочной и яркой! Именно по прилагательным мы разгадываем загадки, кроссворды, по прочитанному представляем описанное.


Давайте проведем разминку в виде словарной работы. Называю прилагательные, а вы должны по описанию догадаться о каком словарном слове идет речь и записать в тетрадь( каждый из участников команды описывает предмет, а остальные записывают в тетрадь) ( слайд № 6)

  • круглое, овальное, бледное, приятное, красивое (Лицо)

  • светлые, тёмные, прямые, густые, волнистые (Волосы)

  • карие, светлые, голубые, серые, выразительные, задумчивые (Глаза)

  • длинный, острый, прямой, курносый (Нос)

  • высокий, ровный, выпуклый, низкий, открытый, закрытый (Лоб)

  • бледные, румяные (Щёки)

  • радостная, приветлива, грустная, задорная (Улыбка)


Проверим. (слайд №)


2. Выяснили, что имена прилагательные обозначают:

- цвет

- форму

- вкус

- величину

- материал ( из чего сделан предмет)

- качества

Выяснили, что к именам прилагательным можно подобрать близкие по значению слова – синонимы. (продолжить, записать в тетрадь)

Например: красный – алый, скупой – жадный, мокрый – сырой, маленький - крошечный, отважный – храбрый, жёлтый – золотой.

И противоположные по значению слова –антонимы. (продолжить, записать в тетрадь)

Например: студеный –горячий, высокий – низкий, кислый – сладкий, широкий – узкий, твёрдый – мягкий.


Теперь о своих исследованиях нам поведает группа

« Исследователи»

Группа «Исследователи»

Цели работы:

  1. Как изменяются имена прилагательные.

  2. Выяснить, с какой частью речи согласуются имена прилагательные.

  3. Составить алгоритм действий при работе с именем прилагательными.

Имена прилагательные изменяются:

по родам: красный – м.р., красная – ж.р., красное – ср.р.;

по числам: смелый – ед. ч., смелые – мн.ч.;

по падежам: И. п. – чистый

Р. п. – чистого

Д п. – чистому

В. п. – чистого

Т. п. – чистым

П. п. – о чистом (указывать окончания)


Мы выяснили, что имя прилагательное согласуется с именем существительным. Какого рода, числа и падежа имя существительное такого рода, числа и падежа имя прилагательное с ним связанное.

Например: дальняя дорога (ж.р., ед.ч., И. п.), в дремучем лесу (м.р., ед. ч., П. п.)


3.Составили алгоритм действий при работе с именем прилагательным. (у каждого алгоритм)

Шаг 1.

Найти существительное, к которому относится прилагательное

Шаг 2.

Определи род, число и падеж имени прилагательного. (Какого рода, числа и падежа им. сущ. такого рода, числа и падежа им. прилаг.)

Шаг 3.

Вспомни окончание прилагательного в этом падеже. (если забыл, обратись к таблице)

Шаг 4.

Сравни окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

  1. Задание: Выписать из предложения словосочетания прилагательное + существительное и определить род, число и падеж имени прилагательного.


На проталинке появилась молодая травка, и расцвели голубые подснежники.


Что можете ещё сказать об этом предложении? (это сложное предложение ,т.к. две грамматические основы)


IV. Физкультминутка.

Послушайте песню и запомните, как можно больше имен прилагательных.


Осталось защититься нашей творческой группе «Затейники», которые для нас приготовили занимательный материал по нашей теме.


Группа «Затейники»

Имя прилагательное — веселая и яркая часть речи. И мы, прибыли на станцию «Игровая», проведем ряд игр.


  1. Загадки

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это что за время года?(весна)


Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел ...
(апрель)


Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)



На зеленом на лужочке
Словно солнышки, цветочки
Жёлтые, пушистые,
Как солнце, золотистые!

(одуванчик)


В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)


Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках…
(Мимоза) 

Жемчужный колокольчик

Пришел в леса весной.

По лесу он разносит

Чудесный запах свой. (Ландыш.)

 

Маленькие, нежные,

Прямо у водицы.

Будто в зной полуденный

Просятся напиться.

С синевою неба дружат

Эти милые цветы.

Я их знаю, знает Оля.

Ну а знаешь ли их ты? (Незабудки.)

 



2. Игра-эстафета «Запиши прилагательные».(работа в группах, каждой группе даётся листок и время)

Прилагательные записываются учениками на листочке на определённую тему и зачитываются написанные прилагательные.



3. Игра «Найди свой падеж»

Ученикам прикрепляются таблички с названием падежей, ведущий читает им словосочетания (прилагательное + существительное), услышав прилагательное, стоящее в нужном падеже, ученик делает шаг вперед и называет падеж.

Богатый урожай (И.п.), у белой берёзы (Р.п.), шаловливому котенку (Д.п.), плохую погоду (В.п.), за игривым воробьём (Т.п.), о чудной картине (П.п.).


  1. Оценка работы групп

По окончании работы оценивание работы групп:

! – отлично, всё получилось,

+ - хорошо, были незначительные ошибки,

- не всё получилось, требуется помощь.


  1. Грамматическая эстафета(тест)


1) В группе однокоренных слов найди имя прилагательное и подчеркни его:

ласка, ласкать, ласковый, ласкающий,

горечь, горчить, горько, горький,

доброта, добрый, подобреть.

2) Согласуй имя прилагательное с существительным

родн... (краем, отечества, город).

3) Измени имя прилагательное по родам и выдели окончание

яркий,_______________________________________

4) Измени число имён прилагательных

храбрый -_________ белые -___________

5) Каким членом предложения является имя прилагательное в данном предложении, подчеркни.

Шумят колосья спелой ржи.(__________________________)

6) Образуй от существительных однокоренные имена прилагательные

Добро - _______________________________

Отзывчивость - _________________________

7) Разбери имена прилагательные по составу

безумный, приморский

8) Образуй сложные имена прилагательные

Белый, голубой -______________________________

Светлый, розовый -____________________________


Объединяются в группы.

Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.


Формулируют собственное мнение и аргументируют его.





Представляют свой проект. Обосновывают выбор ответа.








































Формулируют собственное мнение и аргументируют его.





Представляют свой проект. Обосновывают выбор ответа.








































Проводится взаимопроверка и оценка выполненного задания.












Формулируют собственное мнение и аргументируют его.





Представляют свой проект. Обосновывают выбор ответа.



















































































Работают с информацией, представленной учителем

























Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Личностные УУД

Формировать умение способности к саморазвитию



Коммуникативные УУД

умение вступать в диалог; умение договариваться;

умение запросить недостающую информацию у учителя;


цель-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности.


Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию

Умения и навыки работы в сотрудничестве

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;

VI этап.

Домашняя работа

И прежде, чем мы доберемся до своих квартир, вы получите задание на дом. Оно будет тоже необычным.

Зачитывается рассказ Игоря Вострякова «Прилагательное».


Каждый из вас получит написанный на листочке текст «За грибами». Прилагательные в нем пропущены, на место пропуска вставьте подходящие по смыслу прилагательные, текст запишите в тетрадь.




Слушают рассказ

Коммуникативные (умение слушать читающего)



Vэтап. Рефлексия деятельности

Самооценка деятельности

- Как думаете, достигли вы цели урока?

Подведите итог, продолжив предложения:

Я знаю…

Я умею…


-Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные. (зачитывают свои характеристики)


-Вот и закончилась защита нашего проекта. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо.





Осуществляют

самооценку Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Рефлексивные умения:

умение отвечать на вопросы


Рефлексия для анализа работы на уроке, с целью коррекции






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаханина Лариса Ивановна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432984

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства