kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективность применения технологии модерации во внеурочной деятельности и на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                     Ученик – это не сосуд,

                                                                            который нужно наполнить,

                                                                                      а  факел, который нужно зажечь.

Сократ

           Мир  стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие  позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют  самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно  применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели  сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество.

          Накопленный опыт позволяет мне говорить о высокой эффективности применения технологии модерации в образовательном процессе.
Проведение  обучения на основе технологии модерации  приводит к  повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее  настроение.

       В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик  действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей образования, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

        Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

      В концепции  модернизации Российского образования выделена основная цель общего среднего образования – это «подготовка разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию».

Задачами этой программы являются:

  • Обеспечение качественного образования;
  • Обновление содержания и технологий образования.

          Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс. Причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.

  Новизну моего опыта составляет то, что в связи с переходом на ФГОС, системно-деятельностный подход стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, в которой основной задачей является: научить обучающихся самостоятельно добывать новые знания через  активное приобщение  к обучению; сформировать  навык работы в команде и расширение спектра практических работ для овладения обязательным минимум знаний и применением их в дальнейшей жизнедеятельности.

          Цель моей педагогической деятельности  не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, а позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были   знания актуальные, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы  обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания  в своей жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность применения технологии модерации во внеурочной деятельности и на уроках русского языка »

Эффективность применения технологии модерации во внеурочной деятельности и на уроках русского языка

Меркулова Инна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ п. Юбилейный

Хвойнинского района.

Ученик – это не сосуд,

который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Сократ

Мир  стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие  позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют  самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно  применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели  сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество.

Накопленный опыт позволяет мне говорить о высокой эффективности применения технологии модерации в образовательном процессе.
Проведение  обучения на основе технологии модерации  приводит к  повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее  настроение.

      В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей образования, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

     В концепции  модернизации Российского образования выделена основная цель общего среднего образования – это «подготовка разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию».

Задачами этой программы являются:

  • Обеспечение качественного образования;

  • Обновление содержания и технологий образования.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс. Причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.

Новизну моего опыта составляет то, что в связи с переходом на ФГОС, системно-деятельностный подход стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, в которой основной задачей является: научить обучающихся самостоятельно добывать новые знания через  активное приобщение  к обучению; сформировать  навык работы в команде и расширение спектра практических работ для овладения обязательным минимум знаний и применением их в дальнейшей жизнедеятельности.

Цель моей педагогической деятельности не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, а позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были   знания актуальные, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы  обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания  в своей жизни.

Возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе, к совместной деятельности с другими участниками образовательного процесса. В связи с этим в педагогической деятельности эффективно использую современные образовательные технологии:

1.Развивающие технологии: личностно – ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская), проблемное обучение (основано на теоритических положениях Дж.Дьюи), метод проектов, технология модерации, технология встречных усилий.

2.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технологии уровневой дифференциации (Н.П. Гузик), уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова, компьютерные (новые информационные) технологии.

Однако предпочтение отдаю технологии модерации, т. к. считаю, что она выполняет заказ современного общества:

  • ориентируется на развитие творческой личности,

  • развивает воображение и мышление учащихся,

  • учит применять знания в нестандартных ситуациях;

результативна, т. к:

  • дети являются равноправными участниками процесса обучения,

  • учатся самостоятельно добывать знания,

  • повышается мотивация обучения и успешность каждого ребёнка,

  • дети получают глубокие, прочные, осознанные знания;

а также практична: ведь проблемные ситуации могут создаваться на любом уроке и на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Разработка и внедрение образовательной технологии модерации при обучении русскому языку

Проведенный на сайте www.edu-reforma.ru опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных  эффективных образовательных технологий.

          При использовании технологии модерации  принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.

     Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто  вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов.

Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться,  и это способствует мотивации учения. Дети охотно участвуют во внеурочной и внеклассной деятельности. Благоприятные условия для развития речи складываются во время экскурсий по историческим и литературным местам. Возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать творческую работу об интересной экскурсии. Мы вместе с детьми по возможности совершаем поездки в театр, музеи с последующим обсуждением спектакля, что оказывает положительное влияние на речетворчество учащихся. Погружаясь в художественные миры писателей, поэтов, живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь.  

В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения. Я отобрала те активные методы, которые позволяют мне на практике эффективно решать конкретные задачи каждой фазы модерации. 
Фазы (этапы) модерации:

     - инициация (начало урока, знакомство);

     - вхождение или погружение в  тему (сообщение целей урока);

     - формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

     - интерактивная лекция (передача  и объяснение информации);

     - проработка содержания темы (групповая  работа обучающихся);

     - подведение итогов (рефлексия, оценка  урока);

     - эмоциональная разрядка (разминки).         

Ключевой момент модерации – интеракция. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся  формирую малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся  основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут  осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик –    ученик, учитель – малая группа, учитель – класс.

Группы формирую, исходя из пожеланий ребят или своему усмотрению. Для формирования мини-команд я  использую различные методы: самые простые из них не требуют предварительной подготовки, например, можно объединить рядом сидящих учеников либо попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый, а затем сформировать группы по номерам.

     Иногда заранее готовлю небольшие  карточки разных цветов, на уроке раздаю обучающимся и прошу объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и форму  карточек) и др.   

При изучении разных тем идеально подходят такие методы как «Дерево ожиданий», «Список покупок», «Разноцветные листы», «Лицензия на приобретение знаний», «Поляна снежинок» и др., где обучающиеся формулируют задачи, которые они ставят перед собой, исходя из цели урока.

      В центре внимания  современных эффективных форм и методов обучения находится  самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие (коммуникация). Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в  основном между учителем и учеником и учителем и классом, в  интерактивном обучении возникают новые взаимодействия. 

Так, при изучении темы «Сложноподчинённое предложение» в 9 классе я использую метод «Гусеницы», при котором учащиеся работают с текстом учебника, а потом обсуждают этот вопрос в своей мини-группе либо, работая с учебником, заполняют инсерт - таблицу, а потом также отрабатывают этот материал в парах. Инсерт - таблица может иметь такой вид:

Уже знал (а)

Узнал (а) сейчас

Возник вопрос




Мотивация

Признание равноправной роли ученика в образовательном  процессе несет  мощнейший мотивационный потенциал. Это убедительно показывают уже ставшие привычными для школ уроки самоуправления.

Здесь я хочу остановиться скорее не на уроках самоуправления, а на празднике, посвященному Дне Учителя. Вот уже много лет в нашей школе проходит День самоуправления. В этот День обучающиеся являются и директорами, и завучами, и учителями, и учениками. Такие мероприятия позволяют  реально ощутить свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих товарищей и придает привычным школьным процессам совсем иной, мотивационный, характер. 

Работа  в  команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Спрятавшись за спины всего класса, легко можно под шумок послушать плеер, поболтать с подружкой, дернуть за косичку и т.д. В мини-команде просто не до этого. Перед каждой командой поставлена конкретная  цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в  достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот,  мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей   цели, ощущение твоей нужности команде.

Какие же АМ применяю на этапах технологии модерации?

1. Этап инициации 

Чаще всего на данном этапе использую метод «Пусть говорят». Цель: психологический настрой на работу, создание атмосферы дружелюбия и симпатии. Технология проведения метода: озвучиваю эпиграф урока, слова выдающихся ученных и прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»  Например: 1) «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами» Г. Лессинг; 2) «Рано или поздно всякая правильная идея находит применение в том или ином деле» А.Н. Крылов. Эпиграф я выбираю неслучайно, он должен отражать или содержание урока или деятельность учащихся на занятии, то есть если на протяжении урока я буду показывать связь русского языка с другими науками, с жизнью, подойдет второй эпиграф, если ученики будут самостоятельно формулировать правило можно предложить первый. Главное – все должно быть четко, быстро, на этот этап урока не должно уйти много времени. Но ученики должны в итоге правильно истолковать слова эпиграфа. Этот метод позволяет мне динамично начать урок, обеспечить рабочий настрой и создать хорошую атмосферу. 

2. Этап вхождения или погружения в тему. 
Здесь мне и детям очень нравятся такие задания как «Разгадывание кроссворда», «Верно - неверно», эффективен метод «Творческий эксперимент», который вызывает у учащихся большой интерес. Например, перед учениками ставится проблема, они предлагают пути её решения, исследуют материал, сравнивают с эталоном.

3. Формирование ожиданий учеников
АМО «Мозговой штурм» Цель: генерировать максимальное количество идей на заданную тему, развить способность видеть проблему в многообразии подходов, способствовать развитию эмоциональной и творческой своды в паре на базе решения общей проблемы.

Такие методы как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

  1. Интерактивная лекция

Часто при изучении новой темы работу организовываю так, чтобы учащиеся самостоятельно прорабатывали новый материал. Применение метода «Творческая лаборатория», позволяет учащимся в ходе выполнения практической работы сформулировать новые понятия и факты. Эту работу можно организовывать в парах, группах, со всем классом, индивидуально. Для представления материала самостоятельной работы обучающихся я использую следующие методы: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». 

5. Активные методы релаксации

Когда я вижу, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, мы делаем паузу, вспоминаем о восстанавливающей силе релаксации. Пример активных методов релаксации: Метод «Земля, воздух, огонь и вода». Цель – повысить уровень энергии в классе. Проведение: прошу обучающихся по команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Например, изобразить воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.

6. Этап проработки содержания темы

Можно назвать много методов для данного этапа, которые проводятся и фронтально и в группах, но мне ближе «Аукцион», «Соседушка посмотри». Цель: включить новое знание в систему знаний.

7. Этап подведения итогов урока. Рефлексия. 
Для завершения образовательного мероприятия использую такие активные методы как: «Мухомор», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». По их названию можно догадаться о технике проведения. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.     

     Технология  модерации  в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

  В заключение хочется отметить, что использование технологии модерации позволило мне:

-  повысить эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

- повысить интерес детей к изучению русского языка и к учению в целом, улучшить качество преподаваемого предмета, активизировать творческий потенциал ученика и учителя;

-  осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

- обеспечить гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

- улучшить организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения; 
- обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств; 
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу. 

Однако остановимся на некоторых затруднениях, которые возникают в

процессе применения технологии модерации:

во – первых, для плодотворной деятельности учащихся недостаточно учебно- познавательных мотивов. Нужно сформировать социальные мотивы, направленные на сотрудничество с другими людьми. Далеко не каждый ученик готов поделиться с другими своими наработками, мыслями;

во – вторых, требуется новый подход в оценке деятельности учащихся. Это не может быть просто учет знаний исторических фактов изучаемой эпохи. Обязательно в ней должны быть такие составляющие, как самостоятельность мышления, новизна оценки исторических событий, привлечение дополнительных источников знаний учащимися и др.

Мои выводы о результативности опыта базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании учащихся. Я изучала мнение детей о значении для них работы в технологии модерации.

Анализ информации позволил сделать вывод о том, что на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для этих учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении материала. Ученики в анкетах пишут, что на уроках они в большей степени могут самореализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

Я распространяю свой опыт работы в сообществах учителей русского языка и литературы, на заседаниях школьных и районных МО, на сайте школы, выступаю на методических и педагогических советах.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897).

3.Использованы материалы сайта  http://www.moi-universitet.ru/ Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет
4.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/library/moderatsiya-effektivnaya-obrazovatelnaya-tekhnologiya

5. http://www.uchportal.ru/board/2-1-0-50 -Технология модерации и АМО как

средство повышения мотивации обучения и эффективности урока -

Морина Светлана Алексеевна


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Меркулова Инна Ивановна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200423


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства