kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Душа слова"(конспект урока)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён в рамках ДНЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА,который приурочен ко дню рождения нашего земляка, ученого-лингвиста Олега Николаевича Трубачева.На уроке   использовался этимологический  словарь Трубачева О.Н.,Данный урок  формирует  у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, синтаксисе;содействует развитию внимания, памяти, логического мышления, самооценки; совершенствует грамматико-орфографические, речевые умения и навыки;способствует воспитанию в детях чувства доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки, стремления совершать добрые дела, помогать и сочувствовать людям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Душа слова"(конспект урока) »

Открытый урок русского языка в 4 Г классе

Тема: "Душа слова" (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)

Дата проведения: 17.10.2013

Цели:

1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, синтаксисе;

2) Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, самооценки; совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию в детях чувства доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки, стремления совершать добрые дела, помогать и сочувствовать людям.


Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.


Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.


Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.


Методы: частично-поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)


Приёмы обучения: создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.


Формы работы: фронтальные, индивидуальные.


Оборудование:

  • портрет Трубачева О.Н

  • карточки – задания

  • плакаты: “Душа слова ”, пословицы


Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

Психологический настрой учащихся к деятельности.

Учитель:

- Дорогие ребята! Я рада видеть вас здоровыми и радостными на нашем необычном уроке русского языка. - Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

- Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.

2. Постановка темы и целей урока

-В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание "В добрый час!" употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих "сбережения" от злых сил и духов? Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем.


-Послушайте, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: "Земля согревается солнышком, а душа – добротой". (Пословица написана на доске.)

- Что же такое душа? (Душа - внутренний мир человека)

-Как вы думаете, а у слова есть свой внутренний мир? А какой он? (его значение, содержание)

Т.е. слово имеет свой внутренний мир, свое содержание, душу. Я предлагаю вам послушать высказывание Л.Н.Толстого,которое нам приготовила

1) ученик

«Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.»

Да,словом можно разъединить людей, рассорить и примерить. Какие же бывают слова расскажет нам

2) ученик.


Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.


- Как вы думаете, что мы сегодня будем на уроке делать? (разговаривать о словах, рассматривать его внутренний мир)

Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование.

- Вы хотите сегодня на уроке стать исследователями? (Да).



Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное. А какое узнаете чуть позже.

- Запишите в тетради сегодняшнее число

  1. Актуализация знаний. Введение

Отгадайте загадку и попробуйте назвать предмет нашего исследования:
«Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям?»(Слово). Правильно, ребята, это слово. 
А знаете ли вы, что великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что «Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата». Как вы думаете, почему? (Высказывания детей). 
- Итак, ребята, тема нашего исследования - «Слово». Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Посмотрите на плакат и составьте из следующих букв анаграммы это поистине волшебное слово. 
О Д Б О Р Т А  Кто составил, поднимайте руку.

- Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной буквы.

–Мы заглянем в его внутренний мир с разных сторон науки о русском языке.

- Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык!

  1. «Открытие» нового знания

- Так, что же такое доброта? Чтобы узнать всю правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его. А в этом нам сможет помочь такая наука, как Этимология. Что же это за наука кто знает? (это наука о происхождении слов, его первоначальном значении.)

Ответить на вопрос где и когда появилось слово, из каких частей оно образовалось мы попросим Этимологический словарь славянских языков. Создателем которого был – Трубачев Олег Николаевич. Расскажет нам об этом словаре

3) ученик

«Этимологический словарь — это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. Крупные толковые словари также могут содержать заметки об этимологии слов.

Так как происхождение многих слов не поддаётся точному однозначному определению, то этимологические словари фиксируют различные точки зрения и содержат ссылки на соответствующую литературу.»



Вы знаете, что сейчас проходит городской фестиваль «Дни русского языка», который приурочен ко дню рождения нашего земляка, ученого-лингвиста Олега Николаевича Трубачева.

Мы уже приняли участие в конкурсе-викторине «Грамотеи». И конечно наш урок мы тоже посвятим именно этому легендарному человеку, о котором нам расскажет 4)5)уч.


Трубачев Олег Николаевич  родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. С младых лет проявилась у него неодолимая тяга к языкам, к чтению: он самостоятельно выучил немецкий, польский, затем английский, французский… В годы Великой Отечественной войны ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. После семья поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и поступил в университет.

___________________________________________________________________________________

Олег Трубачев рано обратил на себя внимание учителей способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии.

Знал более 50-ти языков, в том числе древние. Что помогло делать поразительные научные открытия в области русской культуры. Трубачев написал более 200 научных работ. Главное дело Трубачева — фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» в 13 – ти томах. Работа над ним продолжалась более 40 лет!

За фундаментальный труд "Этимологический словарь славянских языков.» О. Н. Трубачев был удостоен первой золотой медали имени В. И. Даля и присуждено почетное звание Doctor (доктор).

_______________________________________________________________________

Слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?....ОТВЕТЫ уч-ся.....



- Но как же узнать, правы вы или нет?

- Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей).

- Правильно, в толковом словаре. (Одни из крупнейших словарей русского языка -Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович)


Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.

Хороший, нравственный: добрые дела.

Дружески близкий: добрые знакомые.

Хорошего качества, добротный: доброе вино, добрый конь.

Незапятнанный, безукоризненный, достойный, честный: доброе имя, добрая память.


- Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть происхождение и лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да).

- Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько).

- Значит, каким оно будет? (Многозначным).

- А теперь попробуйте, составить словосочетания с нашим исследуемым словом в разных значениях.

Добрый (душа, глаза, вести, друг, конь, молодец, день).



- А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы?

- Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).

- Запишем слова синонимы:

Доброта - отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, ласка, душевность, нежность, забота.

- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).

- Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? ( Злоба)

- Запишите антоним: Доброта – злоба.


- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу.

  • Доброе слово и кошке приятно.

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • В ком добра нет, в том и правды мало.

  • Не ищи красоты, ищи доброты.

Физминутка:

Учитель:

- Ребята, встаньте парами лицом друг к другу.

- Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло рук. Представьте себе энергию, которая течет сквозь ваши руки к рукам вашего соседа по парте. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вы передайте друг другу теплоту и доброту руками. А сейчас музыка затихает и вы открываете глазки. И можете сказать что-нибудь хорошее и приятное друг другу.

- ДОБРОТА ПОСЕЛИЛАСЬ В ВАШИХ ДУШАХ!

5. Первичное закрепление

– Вспомним какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.)

- Давайте проведем соревнование, чей ряд больше придумает родственных слов к данному слову.

Дети работают самостоятельно в группах , затем через две минуты зачитывают родственные слова к слову "доброта".

-добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро, добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.


На доску прикрепляется карточка:


Предложение рассыпалось, помогите его собрать.


добро, побеждает, В, всегда, сказках, зло. Один ученик работает у доски.


- Чему мы сегодня учились?


- С каким ученым мы сегодня с вами познакомились? Какой великий труд он написал?

А можно еще сказать, что "Мы учились доброте"? Стихотворение о доброте прочитают нам6),7) __________________________________


6) Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.


7) Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.


6.Закрепление изученного материала.

- Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс!

- Это произошло благодаря ВАМ!

-У каждого из вас есть маленькое солнышко.  Это солнышко - доброта.

- Ведь любовь  и помощь согревают как солнце.

- Повесьте это солнышко на ту часть доски, которая как вам кажется наиболее подходит на вопрос «Каким вам запомнился наш урок?»

(познавательным, интересным, необычным, скучным)

  • Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на уроке.

















ПРИЛОЖЕНИЯ


1)

«Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.»

______________________________________________________________________

2)

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

______________________________________________________________________

3)

Этимологический словарь — это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и других изменениях, которые они претерпели. Крупные толковые словари также могут содержать заметки об этимологии слов.

Так как происхождение многих слов не поддаётся точному однозначному определению, то этимологические словари фиксируют различные точки зрения и содержат ссылки на соответствующую литературу.


4)

Трубачёв Олег Николаевич  родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. С младых лет проявилась у него неодолимая тяга к языкам, к чтению: он самостоятельно выучил немецкий, польский, затем английский, французский… В годы Великой Отечественной войны ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. После семья поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и поступил в университет.


5)

Олег Трубачёв рано обратил на себя внимание учителей способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии.

Знал более 50-ти языков, в том числе древние. Что помогло делать поразительные научные открытия в области русской культуры. Трубачёв написал более 200 научных работ. Главное дело Трубачёва — фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» в 13 – ти томах. Работа над ним продолжалась более 40 лет!

За фундаментальный труд "Этимологический словарь славянских языков.» О. Н. Трубачев был удостоен первой золотой медали имени В. И. Даля и присуждено почетное звание Doctor (доктор).

______________________________________________________________________


6) Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

______________________________________________________________

7) Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.


К славянским относятся и русский,и украинский, и белорусский,и польский, и чешский, и болгарский, и сербский языки.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Душа слова"(конспект урока)

Автор: Фонова Галина Александровна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141595


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства