ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский
Разработала: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский Голованова Г.С.
1. Образовательные: познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка; рассмотреть основные виды тропов и стилистических фигур.
2. Практические: совершенствовать умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства; формировать филологическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе; развивать чувство прекрасного; совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала занятия | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Включение детей в деятельность. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Вырастим древо познания!» | Включение в работу, самоопределение |
Мотивация к учебной деятельности | коммуникативные УУД: определение целей, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание | Учитель: - Ребята, давайте рассмотрим слова Н.М. Карамзина: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» - Ребята, как вы считаете, что обогащает нашу речь, делает ее яркой, меткой и выразительной? Благодаря чему она шумит, гремит или смягчается, журчит нежным ручейком? | Учащиеся делают вывод, что речь обогащается благодаря использованию изобразительно-выразительных средств языка. |
Постановка цели деятельности | постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) | Учитель: - Ребята, какую цель мы можем поставить перед собой на уроке? | Постановка целей урока: познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка; рассмотреть основные виды тропов и стилистических фигур; вырастить древо познания. (слайд №3) |
Первичное закрепление | познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, применение методов информационного поиска; логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном). | Учитель: - Ребята, давайте поработает с вами над стихотворением Ф..И. Тютчева «Листья» Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят, – Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Всё красное лето Мы были в красе – Играли с лучами, Купались в росе!.. Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!.. (слайд №4) Учитель: - Друзья, попробуем его проанализировать по плану (слайд №5) - Сверим результаты с эталоном (слайд №6) - Какие изобразительно -выразительные средства мы можем найти в этом стихотворении? | Выразительное чтение стихотворения Работа с текстом стихотворения и словарем изобразительно-выразительных средств языка Учащиеся делают вывод; говорят о функции изобразительно-выразительных средств в данном стихотворении. Поиск изобразительно-выразительных средств, работа со словарем. Оформление древа познания. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы. коммуникативные: управление поведением партнера | Учитель: - Ребята, мы с вами поработали над стихотворным текстом, теперь постараемся найти изученные изобразительно-выразительные средства языка в прозаическом произведении. Я предлагаю вам поработать в группах. Задание: отредактировать текст на определенную тему, используя изобразительно - выразительные средства языка. 1 группа: «Золотая осень»; 2 группа: «Зима-чародейка»; 3 группа: «Весна пришла»; 4 группа: «Летнее утро». (слайд №7) Один участник от группы представляет полученный текст, выразительно читает его и называет изобразительно-выразительные средства. - Каковы же функции данных средств выразительности? (слайд №12) | Работа в группах. Редактируют текст, находят нужные изобразительно-выразительные средства Представление полученного текста, сравнение его с картиной художника. (слайды № 8-11) Учащиеся делают вывод о значимости тропов и стилистических фигур, называют их функции. |
Включение в систему знаний и повторение | познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение чётко и кратко выражать свои мысли. | Учитель: - Дорогие ребята, чтобы еще раз закрепить полученные знания, предлагаю вам отгадать кроссворд (слайд № 13 ) | Работа в группах. Ответить на вопросы. Оформление древа познания. |
Рефлексия деятельности | личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принимать решения. | Выразите ваши впечатления от урока: Если урок понравился, материал понят и нет никаких вопросов – поднимите розовую карточку. Если урок не понравился или что-то осталось недопонятым – поднимите синюю карточку. | Восстановление учебной мотивации. Самоанализ |
Задание на дом | коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ и синтез полученных на уроке знаний; регулятивные: оценка результатов работы | Учитель: - Придумайте рассказ на произвольную тему, используя изобразительно-выразительные средства языка. | |