kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Древо познания, или изобразительно-выразительные средства языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит конспект урока по ФГОС. Предназначен для 6 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Древо познания, или изобразительно-выразительные средства языка"»

ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский













Методическая разработка

урока русского языка

в 6 классе


Тема: "Древо познания, или изобразительно-выразительные средства языка"









Разработала: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский Голованова Г.С.






















2012


Класс: 6


Предмет: русский язык


Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011г., автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова


Тип урока: интегрированный урок русского языка и литературы


Тема урока: «Древо познания, или изобразительно-выразительные средства языка»


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, карточки с текстом, словарик, алгоритм работы; репродукции картин.


Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля



Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка; рассмотреть основные виды тропов и стилистических фигур.

2. Практические: совершенствовать умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства; формировать филологическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе; развивать чувство прекрасного; совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.


Планируемые результаты:


познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;


личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; самоопределение;


регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона реального действия и его результата;


коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

















Ход урока


Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала занятия


личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция


Включение детей в деятельность.


Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Вырастим древо познания!»


Включение в работу, самоопределение

Мотивация к учебной деятельности


коммуникативные УУД: определение целей, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание



Учитель: - Ребята, давайте рассмотрим слова Н.М. Карамзина: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуж­дого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»

- Ребята, как вы считаете, что обогащает нашу речь, делает ее яркой, меткой и выразительной? Благодаря чему она шумит, гремит или смягчается, журчит нежным ручейком?


Учащиеся делают вывод, что речь обогащается благодаря использованию изобразительно-выразительных средств языка.


Постановка цели деятельности


постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)




Учитель: - Ребята, какую цель мы можем поставить перед собой на уроке?

Постановка целей урока:

  • познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка;

  • рассмотреть основные виды тропов и стилистических фигур;

  • вырастить древо познания.

(слайд №3)

Первичное закрепление



познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

применение методов информационного поиска;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция,

контроль (сличение знаний с эталоном).



Учитель: - Ребята, давайте поработает с вами над стихотворением Ф..И. Тютчева «Листья»


Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят, –

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Всё красное лето

Мы были в красе –

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

(слайд №4)


Учитель: - Друзья, попробуем его проанализировать по плану (слайд №5)





- Сверим результаты с эталоном (слайд №6)





- Какие изобразительно -выразительные средства мы можем найти в этом стихотворении?

Выразительное чтение стихотворения






































Работа с текстом стихотворения и словарем изобразительно-выразительных средств языка




Учащиеся делают вывод; говорят о функции изобразительно-выразительных средств в данном стихотворении.


Поиск изобразительно-выразительных средств, работа со словарем.


Оформление древа познания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные: оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера


Учитель: - Ребята, мы с вами поработали над стихотворным текстом, теперь постараемся найти изученные изобразительно-выразительные средства языка в прозаическом произведении. Я предлагаю вам поработать в группах.


Задание: отредактировать текст на определенную тему, используя изобразительно - выразительные средства языка.

1 группа: «Золотая осень»;

2 группа: «Зима-чародейка»;

3 группа: «Весна пришла»;

4 группа: «Летнее утро».

(слайд №7)



Один участник от группы представляет полученный текст, выразительно читает его и называет изобразительно-выразительные средства.



- Каковы же функции данных средств выразительности?

(слайд №12)

Работа в группах.












Редактируют текст, находят нужные изобразительно-выразительные средства











Представление полученного текста, сравнение его с картиной художника. (слайды № 8-11)




Учащиеся делают вывод о значимости тропов и стилистических фигур, называют их функции.

Включение в систему знаний и повторение


познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение чётко и кратко выражать свои мысли.


Учитель: - Дорогие ребята, чтобы еще раз закрепить полученные знания, предлагаю вам отгадать кроссворд (слайд № 13 )

Работа в группах.


Ответить на вопросы.






Оформление древа познания.

Рефлексия деятельности


личностные: самоопределение,

регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принимать решения.



Выразите ваши впечатления от урока:

Если урок понравился, материал понят и нет никаких вопросов – поднимите розовую карточку.


Если урок не понравился или что-то осталось недопонятым – поднимите синюю карточку.


Восстановление учебной мотивации.






Самоанализ

Задание на дом

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ и синтез полученных на уроке знаний;

регулятивные: оценка результатов работы


Учитель:

- Придумайте рассказ на произвольную тему, используя изобразительно-выразительные средства языка.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Древо познания, или изобразительно-выразительные средства языка"

Автор: Голованова Галина Сергеевна

Дата: 28.01.2017

Номер свидетельства: 384688


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства