Тема урока | Основные способы образования слов в русском языке. |
Цель | Формирование представлений о способах словообразования в русском языке. |
Задачи |
Для учителя | Для учащихся |
направленные на достижение предметного результата |
Помогать освоению базовых понятий лингвистики: словообразование, словообразовательная пара, цепочка. Развивать умения проводить морфемный анализ слова, осмыслять особенности языкового оформления, использовать выразительные средства языка. | Освоить базовые понятия лингвистики: словообразование, словообразовательная пара, цепочка. Проводить морфемный анализ слова, осмыслять особенности языкового оформления, использовать выразительные средства языка. |
Направленные на достижение метапредметного результата: Владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение |
Совершенствовать приёмы отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования. | Овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования. |
Направленные на достижение личностного результата: |
Помогать осознавать эстетическую ценность русского языка; воспитывать уважительное отношение к родному языку, побудить к речевому самосовершенствованию | Осознавать эстетическую ценность русского языка; воспитывать уважительное отношение к родному языку, стремиться к речевому самосовершенствованию |
Формируемые УУД | Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Словообразование, морфемы, морфемные модели, способ образования. |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа. |
Интернет-ресурсы | http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net, http://www.proshkolu.ru/, http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru, blestki.com, http://allforchildren.ru |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов. | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I.1 Мотивация к учебной деятельности и целеполагание. 1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»). 2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. | Приветствие учителя, сообщение о готовности класса к уроку, оформление тетради (запись числа, темы) | - Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
Тренировочный диктант Ветчина, грейпфрут, апельсин, винегрет, железо, каучук, бисер, экология, километр, верблюд, насекомое, горизонт.
Проверяем. Молодцы! Поставьте карандашем на полях себе оценку. | | Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; |
1.2. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание. | Настраивает на работу с однокоренными словами, одновременно повторяя морфемы | Составляют слова, дают ответ: | У каждого из вас на столе лежат осенние листья. Подберите и запишите однокоренные слова со словом лист . листик Листок листочек Листва Лиственный лиственник лиственница Листопад листать | Способ образования, морфема, морфемный разбор | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические) |
1.3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта. | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, задаёт проблемный вопрос. | Дают ответ: | Как образовались эти слова? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Чем мы будем заниматься на уроке? Что мы должны узнать? Чему научиться? | | Целеполагание ( Р) Постановка вопросов ( К) Самостоятельное формулирование цели, темы (П – общеучебное) Формулирование проблемы (П) |
II .Этап открытия новых знаний и способов действий. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. | Использует параграф учебника. Предлагает работу с текстом для выбора слов других способов словообразования, предлагает помощь в работе опорным конспектом. Задаёт вопросы. | Самостоятельно работают с учебником, составляют опорный конспект отвечают на вопросы. Составляют опорный конспект | Все ли способы образования слов представлены в наших словах? Тема нашего урока :Способы образования слов в русском языке».
Работа по группам (парами) Определите способы образования слов – развеселый, ( приставочный) – овражек,(суффиксальный) – лесовоз, (Сложение) -подсвечник (приставочно- суффиксальный)
Составим опорный конспект. Основные способы образования слов в русском языке 1 Приставочный листать – пролистать 2 Суффиксальный Лист - листок 3 Приставочно-суффиксальный листать-перелистывать 4 Бессуффиксный скрипеть - скрип 5 Сложение Лист + падать – листопад 6 Переход слов одной части речи в другую Прил. Сущ. Столовая комната – столовая | Алгоритм применения правила на практике, морфемные модели. | Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П - моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации. |
III. Физкультминутка | | | | | |
IV. Первичное закрепление во внешней речи. 1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: – фронтально: – в парах или группах. 2)закрепление способа действия на практике | Предлагает придумать свои примеры к схеме правила. | Записывают в тетради свои примеры по пунктам схемы | | Использование алгоритма в самостоятельной работе | Контроль ( Р) Оценка ( Р) Коррекция ( Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). Управление поведением партнёра. |
V. Обобщение и систематизация. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся. | Организует самостоятельную работу детей. | Отвечают на вопросы. | Как вы будете применять полученные знания? Упр 160, стр 90 | Способы словообразования | Контроль ( Р) Оценка ( Р) Коррекция ( Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). |
VI. Рефлексия деятельности. Закрепление и коррекция способов действия. | Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Что нового вы узнали на уроке? Как вы научились действовать? Свободно ли вы ориентируетесь в данной теме? Справились ли мы с задачей урока? | Все правила, повторяемые на уроке. | Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразование ( Л) |
VII. Домашняя работа | Учитель даёт дифференцированное задание на дом. | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | составить рассказ по теме о способах образования слов. | | |