Этапы урока | план | слайды |
Постановка проблемного вопроса 1мин | - Любите ли вы решать задачи на уроках математики? Я предлагаю вам решить одну лингвистическую задачу. - Почему ответы на вопрос: «Что такое союз?» могут быть разными. ( Это слово имеет несколько значений) | №1 «Что такое союз?» |
Актуализация знаний по лексике 1мин | - Если откроем словарь Ожегова, то мы увидим две словарные статьи по слову СОЮЗ. Посмотрите, оба слова пишутся и произносятся одинаково. Но имеют разные лексические значения. Как называются такие слова? Это слова –омонимы. Первый союз имеет несколько лексических значений, это многозначное слово. А второе слово союз- это грамматический термин. -Как вы думаете, какой союз может интересовать нас на уроке русского языка, если мы повторяем морфологию? -Союз как служебная часть речи | №2 Из толкового словаря русского языка С. И.Ожегова: Союз- 1.Тесное единение, связь отдельных лиц, групп. 2.Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей 3. Государственное объединение. 4.Общественное объединение, организация. Или Союз -в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения |
тема | Сможете определить тему занятия? -Союз как служебная часть речи | №3- союз как часть речи |
Актуализация знаний по союзам 1мин Работа по содержанию текста 2мин самооценка | - Что значит служебная часть речи? - (Части речи, которые не имеют самостоятельного лексического значения, и не выполняют самостоятельной синтаксич. роли). -Союзы изучаются в 7 классе. Если вам будет дано задание найти союзы в тексте, справитесь? - Читаем текст. -Определите, какие проблемы волнуют писателя Бакланова. -- Основная мысль? Позиция автора. Отвечают( проблема роли чтения, назначения литературы. Литература должна творить добро) -Давайте вернёмся к морфологии, к союзам. Наша задача: выписать из текста все союзы. Такая формулировка задания часто встречается в В2. Выполняем задание №1 на рабочих листах. - Проверим. Встаньте, у кого ответы совпали? - У кого были ошибки? Какие? - Поставьте себе оценку за выполнение задания напротив номера задания - Итак, мы увидели, что нам есть над чем поработать. | №4 В2. Выпишите из предложений 1-4 все союзы: (с вылетом) (1)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (2) Если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (3)Эта боль вызвана сочувствием к другому, а такое сочувствие должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое.(4) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, творит Добро. (Г. Бакланов) №5-ответ |
Самостоятельное определение целей урока 2мин | - Давайте определим задачи урока. -Откройте стр. 199, найдите порядок морфологического разбора союза. Внимательно изучите порядок разбора. Какие морфологические признаки имеют союзы? - Повторить нужно много. Я предлагаю вам следующую форму работы. | №6 Цели №7 –порядок разбора |
Изучение материала о союзах РАФТ 4мин | - Гульнур, займите место вот за этой партой. - Внимание. №2 поднимите цветные листы А4. -Давайте представим, что мы-учителя русского языка. Для урока рус. языка по теме «Союзы» в 7 классе нужно составить опорные схемы. Каждая команда составляет схемы по конкретной теме, соответствующей определённой морфологической характеристике союза. Темы есть на каждом столе. До начала урока осталось всего 5 минут. Вы изучаете теоретический материал по учебнику( стр.198) и составляете схемы. По истечении времени один участник команды защищает проект команды. И ещё: команда готовит по одному вопросу по изучаемому материалу для класса. Гульнур работает индивидуально Индивидуально - союз как часть речи, общее значение; 1команда – группы союзов по происхождению; 2команд – группы союзов по структуре; 3команда– сочинительные союзы, их значения; 5 команда- подчинительные союзы, их значения. Работа должна быть яркой, привлекающей внимание семиклассников, правильно составленной | №8 Рафт №9 требования |
Защита проектов 4мин+ самооценка | Комментарий учителя (по ситуации) Учитывая ваше участие в создании проекта, поставьте себе оценки | |
Закрепление полученных знаний. Практич. работа 2мин | Давайте проверим, насколько внимательно мы слушали наших учителей Пары под номерами 1-2 находят в тексте сочинительные союзы, под 3 – 4 -подчинительные (Устно) Выполните морфологический разбор чётные номера - сочинит. союза из предложения №3, нечётные номера – подчинит. союза из этого же предложения Д.з. 1. Выполнить морфологич. разбор союзов из упр. 302 2. написать сочинение- рассуждение по тексту Бакланова | №10 (3)Эта боль вызвана сочувствием к другому, а такое сочувствие должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое (Г. Бакланов) №11-ответ |
Рефлексия 3 мин | Создать синквейн по теме. Алгоритм составления синквейна: 1-я строчка. 1 существительное, выражающее тему. 2-я строчка.2 прилагательных, определяющих существительное – тему. 3-я строчка. 3 глагола, характеризующие существительное- тему 4-я строчка. Фраза, несущая определённый смысл (по теме). 5-я строчка. Существительное или словосочетание – новое звучание темы Например: Союзы. Сочинительные. Подчинительные. Соединяют. Подчиняют. Связывают. Служат для связи о.ч.п и частей предложения. Служебная часть речи | №12 Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам: |
| Итоги урока. | |
| | |