- Прочитайте предложения с деепричастным оборотом.
4. Слайд №1. Записаны предложения.
Ученик сидел, склонившись над партой.
Лучи солнца, пробив тучу, блеснули в небе.
Туча, вздрагивая зарницами, ушла за горизонт.
С гор дул ветер, пропитанный запахом фиалок.
В небе гасло последнее облако, освещённое холодным закатом.
- Почему причастные обороты в этих предложениях обособлены? Когда
обособляются причастные обороты?
- Какой вопрос будет следующим?
(Когда обособляется деепричастный оборот?)
Обратим внимание на следующий слайд.
5. Слайд №2. Появляются изменённые предложения.
Ученик сидел, склонившись над партой.
Склонившись над партой, сидел ученик.
Пробив тучу, лучи солнца блеснули в небе.
Лучи солнца, пробив тучу, блеснули в небе.
- На что вы обратили внимание? Данные предложения дают нам ответ на следующий вопрос. На какой?
(Когда обособляется деепричастный оборот?)
6. Вывод учащихся.
- А может ли деепричастный оборот не обособляться?
7. Ранжирование. Поисковая работа. Группы ищут нужные карточки.
- Трудность заключается в том, что запятые в предложениях не расставлены.
Также даны предложения с причастными оборотами. Вы должны найти
предложения с деепричастными оборотами и сделать вывод -
доказательство или опровержение вашего ответа.
Люди в малом городе нежно привязанные к своему родному месту не стремятся сменить его на какой-нибудь большой город.
Мы сломя голову бежали по дороге.
Человек чувствующий чужую боль никогда не пройдёт мимо.
Друзья заметив его беспокойство ушли.
Дорога схваченная заморозками и размытая частыми дождями выглядела неровной.
Отец работал засучив рукава.
Зодчий работал не покладая рук.
Петров был мужик толковый, вёл хозяйство не разиня рот.
Прочитав письмо мать изменилась в лице.
Он работал спустя рукава.
- Всегда ли обособляется деепричастный оборот?
Чтение выбранных предложений. Объяснить, которые из деепричастных оборотов
обособляются, а которые нет. Аргументировать.
Итак, когда обособляется деепричастный оборот? А когда не обособляется?
8. Составить предложения по опорным словам.
Медленно кружась в танце,
Думая о матери,
9. Психологическая разрядка. Музыкальное сопровождение. На экране картина
Саврасова «Грачи прилетели!»
10. Работа по тексту. Определить основную мысль.
Найти и выписать предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами,
определить их синтаксическую роль.
И пришла весна. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он взглянул в окно и рассмеялся: за окном голубело небо. Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Началось!
Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.
- Грачи прилетели! – напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. Вчера ещё всё было кругом было печальным, а теперь … . Пришла весна.
Почему же так долго не мог художник взяться за кисти и краски? Чего он ждал? Он ждал и нашёл наконец долгожданный момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. Теперь он мог природу показать в движении.
В картине «Грачи прилетели!» он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.
11. Итак, что для вас сегодня было важным на уроке? Что вы поняли? Как
оцениваете свою работу? Вы довольны? Кто из одноклассников поразил вас
своими ответами?
12. Заполнение оценочного листа.
Фамилия, имя ученика
Я определил проблему урока.
5 баллов
Понадобилась помощь.
4 балла
Недостаточно усвоил материал темы.
3 балла
Не понял тему.
2 балла
Я доволен своей работой на уроке.
5 баллов
Я хорошо работал.
4 балла
Мог бы быть активнее.
3 балла
Занял пассивную позицию.
2 балла
10 – 9б. – «5». 8 – 7б. – «4». 5 – 6 б. – «3»
13. Слово учителя.
14. Домашнее задание.
1) Выдумывать природу или верить только своим глазам?
Мини-сочинение, включая деепричастные обороты.
2) Записать предложения (7 – 10) с деепричастными оборотами, которые