kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Деепричастный и причастный обороты. Сравнение. Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урок позволяет организовать аналитическую работу и сравнительный анализ причастных и деепричастных оборотов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Деепричастный и причастный обороты. Сравнение. Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?»»

Муниципальное автономное учреждение средней общеобразовательной школы №12 г. Березники Пермского края





Методическая разработка


«Деепричастный и причастный обороты. Сравнение.

Всегда ли обособляются причастные и

деепричастные обороты?» (из опыта работы).








Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.




















г. Березники - 2016

Тема урока. Деепричастный и причастный обороты. Сравнение.


Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?


Цель урока. 1. Умение находить деепричастный оборот и отличать его

от причастного оборота.

2. Умение сравнивать обособленные и необособленные определения,

выраженные причастными оборотами.

3. Умение правильно выделять обособленное обстоятельство,

понять, когда деепричастный оборот не обособляется.

4. Умение создавать, применять, преобразовывать модели

для решения учебных и познавательных задач, используя

работу в группах.

5. Умение находить причастные и деепричастные обороты

в предложениях и в тексте.

Задачи урока. 1. Повторить понятия «причастие, причастный оборот»,

«деепричастие, деепричастный оборот»,

2. Выделить части речи, с которыми дружат причастие и

деепричастие.

3. Находить, отличать причастие от деепричастия

в предложении, тексте.

4. Определить, всегда ли обособляется деепричастный оборот.


Наглядность урока: таблица №1 «Составление предложений из указанных слов и

словосочетаний», презентация, карточки с предложениями

для доказательства или опровержения «Всегда ли обособляется

деепричастный оборот?», текст, портрет А.К.Саврасова, картина

Саврасова «Грачи прилетели», «Январь», «Весна. Этюд»,

мелодия для релаксации, оценочные листы.




Ход урока.



1. Ситуация успеха:


- Что называется причастием? Выделите те части речи, с которыми дружит

причастие. Глагол, наречие, прилагательное. Почему?

- Что называется деепричастием? Выделите те части речи, с которыми дружит

деепричастие. Глагол, наречие, прилагательное. Почему?

- Что называется причастным оборотом? Когда он обособляется?

- А что называется деепричастным оборотом?


- Можете ли вы на данном этапе назвать тему урока?


2. Работа по таблице №1. Составьте предложения с причастными и деепричастными

оборотами из указанных слов и словосочетаний.

3. Психологическая разрядка. Музыкальное сопровождение.


1) сидел

над партой

склонившись

ученик

2) тучу

лучи солнца

блеснули в небе

пробив

3) вздрагивая

зарницами

ушла за горизонт

туча

4) с гор дул

пропитанный

ветер

запахом фиалок

5) в небе гасло

освещённое

последнее облако

холодным закатом


- Прочитайте предложения с причастным оборотом.

- Прочитайте предложения с деепричастным оборотом.


4. Слайд №1. Записаны предложения.


Ученик сидел, склонившись над партой.

Лучи солнца, пробив тучу, блеснули в небе.

Туча, вздрагивая зарницами, ушла за горизонт.

С гор дул ветер, пропитанный запахом фиалок.

В небе гасло последнее облако, освещённое холодным закатом.



- Почему причастные обороты в этих предложениях обособлены? Когда

обособляются причастные обороты?


- Какой вопрос будет следующим?

(Когда обособляется деепричастный оборот?)

Обратим внимание на следующий слайд.


5. Слайд №2. Появляются изменённые предложения.


Ученик сидел, склонившись над партой.

Склонившись над партой, сидел ученик.

Пробив тучу, лучи солнца блеснули в небе.

Лучи солнца, пробив тучу, блеснули в небе.


- На что вы обратили внимание? Данные предложения дают нам ответ на следующий вопрос. На какой?

(Когда обособляется деепричастный оборот?)


6. Вывод учащихся.


- А может ли деепричастный оборот не обособляться?

7. Ранжирование. Поисковая работа. Группы ищут нужные карточки.

- Трудность заключается в том, что запятые в предложениях не расставлены.

Также даны предложения с причастными оборотами. Вы должны найти

предложения с деепричастными оборотами и сделать вывод -

доказательство или опровержение вашего ответа.


Люди в малом городе нежно привязанные к своему родному месту не стремятся сменить его на какой-нибудь большой город.


Мы сломя голову бежали по дороге.

Человек чувствующий чужую боль никогда не пройдёт мимо.


Друзья заметив его беспокойство ушли.


Дорога схваченная заморозками и размытая частыми дождями выглядела неровной.


Отец работал засучив рукава.


Зодчий работал не покладая рук.


Петров был мужик толковый, вёл хозяйство не разиня рот.


Прочитав письмо мать изменилась в лице.


Он работал спустя рукава.


- Всегда ли обособляется деепричастный оборот?

Чтение выбранных предложений. Объяснить, которые из деепричастных оборотов

обособляются, а которые нет. Аргументировать.

Итак, когда обособляется деепричастный оборот? А когда не обособляется?


8. Составить предложения по опорным словам.

Медленно кружась в танце,

Думая о матери,


9. Психологическая разрядка. Музыкальное сопровождение. На экране картина

Саврасова «Грачи прилетели!»


10. Работа по тексту. Определить основную мысль.

Найти и выписать предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами,

определить их синтаксическую роль.


И пришла весна. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он взглянул в окно и рассмеялся: за окном голубело небо. Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Началось!

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.

- Грачи прилетели! – напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. Вчера ещё всё было кругом было печальным, а теперь … . Пришла весна.

Почему же так долго не мог художник взяться за кисти и краски? Чего он ждал? Он ждал и нашёл наконец долгожданный момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. Теперь он мог природу показать в движении.

В картине «Грачи прилетели!» он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.



11. Итак, что для вас сегодня было важным на уроке? Что вы поняли? Как

оцениваете свою работу? Вы довольны? Кто из одноклассников поразил вас

своими ответами?


12. Заполнение оценочного листа.


Фамилия, имя ученика


Я определил проблему урока.

5 баллов

Понадобилась помощь.

4 балла

Недостаточно усвоил материал темы.

3 балла

Не понял тему.

2 балла

Я доволен своей работой на уроке.

5 баллов

Я хорошо работал.

4 балла

Мог бы быть активнее.

3 балла

Занял пассивную позицию.

2 балла


10 – 9б. – «5». 8 – 7б. – «4». 5 – 6 б. – «3»



13. Слово учителя.


14. Домашнее задание.


1) Выдумывать природу или верить только своим глазам?

Мини-сочинение, включая деепричастные обороты.

2) Записать предложения (7 – 10) с деепричастными оборотами, которые

обособляются и не обособляются.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нуриахметова Рузиля Мунавировна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 354848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства