Цели: 1. Формировать у учащихся понятия о деепричастии, образовании, признаках и деепричастном обороте.
2. Развивать у учащихся умение различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, находить в тексте деепричастный оборот и определять его синтаксическую роль в предложении.
3. Воспитывать интерес к искусству.
Тип урока: изучение нового материала
Материал к уроку: толковый словарь Ожегова
Работа со словами: неизменный, жизнеутверждающий, предметы обихода
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
-Чтение текста «Видимое» искусство, стр. 166
-Объясните значения слов неименный, дизнеутверждающий, предметы обихода.
-Почему слово «видимое» в заглавии текста взято в кавычки?
-О каких видах искусства вы узнали?
-Выполните фонетический разбор слова искусство, морфемный разбор слов жизнеутверждающий, общественную, мировоззрение, нравственность, зародилось. Синтаксический разбор указанного предложения в тексте задания № 222,стр. 166
Изучение нового материала.
-Вспомните материал о деепричастии за 7 класс.
-Что такое деепричастие?
-Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
-Какие признаки глагола и наречия есть у деепричастия?
-Как образуются деепричастия совершенного вида и несовершенного вида?
-Что такое деепричастный оборот?
Прочтите теоретический материал в учебнике, что нового вы узнали о деепричастии?
Закрепление изученного материала.
-Выполнение заданий №217, стр.164
Работа с опорными схемами на стр. 165
№ 220, стр. 165
№ 221, стр.165
Домашнее задание
№ 225, 226 стр.168
Итог урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Деепричастие.образование деепричастий."»
7-й класс.
Тема: "Деепричастие как часть речи"
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель урока:
- уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия, углубить знания о деепричастиях и деепричастных оборотах.
- вызвать потребность знать, расширить словарный запас, развивать умения и навыки работы с текстом
- воспитывать языковую культуру, умения работать в коллективе, любовь к русской поэзии.
Методы: проблемный, элементы КОЗ, стратегия критического мышления
Форма: групповая
Используемые учебники и учебные пособия: учебник русский язык, тексты, карточки
Используемое оборудование: компьютер,
І. Мотивационно-ориентироввочный этап:
1. Скороговорка (запись на слайде №3): Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.
Чтение и проговаривание скороговорки.
- Назовите в этой скороговорке деепричастия (стуча, бренча).
- Докажите, что это деепричастия.- Доказательство. Правило.
ІІ. Операционно-исполнительский этап:
Работа в группах:
2. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола).Совместное заполнение таблицы (в группах). Каждой группе раздаются листы с таблицами.
Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу”
Украшает глагол, дополняет его другими действиями;
“создает живописную картину действия”
Физминутка. Учитель читает фразеологические обороты, учащиеся показывают в движениях.
4. Работа с текстами (слайд №5):
Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты:
1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”: Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя…
2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом…
3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
4. А.С.Пушкина “Зима!. Крестьянин, торжествуя…”:
Зима!. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь…
5. Э.А. Асадова “Лес”:
…Ежась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши-маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька!
6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая. Уж не жалеют больше ни о ком…
7. С.Я.Маршака “Словарь”:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руках свой потайной фонарь…
8. И.А.Бунина “*”:
В саду листки берез, без шороха срываясь, Средь тонких паутин, как бабочки, блестят И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, На блеклую траву беспомощно летят…
5. “Найди пару”: Представитель от каждой группы получает карточку с незаконченным текстом пословицы. Обладателям второй половины пословицы необходимо найти свою пару: