Просмотр содержимого документа
«Деепричастие.Деепричастный оборот. »
Урок русского языка
«Деепричастие
и
деепричастный оборот»
Урок в 6 классе
Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественном произведении.
Цели:
1.Закрепление знаний и умений по теме по теме «Деепричастие и деепричастный оборот».
2.Формирование представлений о роли деепричастий в художественных произведениях.
Задачи:
1.Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах.
2. Повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.
Оборудование: презентация к уроку, опорные схемы, технологические карты для учащихся, тексты произведений А.С. Пушкина.
Ход урока.
Мобилизующий этап. 6 минут
Слово учителя. Приветствие.
Сегодня на уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы.
А какова тема этой встречи, цели и задачи, мы выясним с вами, выполнив первое задание.
Перед вами предложения:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, (Блестя на солнце), снег лежит...
(Скользя по утреннему снегу), Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня...
Вспомните, какие слова пропущены в каждом предложении?
Что объединяет эти слова? (это особая форма глагола – деепричастие)
Ещё раз посмотрите на предложения и на основании вставленных слов сформулируйте тему урока.
(Ученики: ТЕМА Деепричастие и деепричастный оборот)
Знакомы ли мы уже с этой темой? (да)
Сформулируйте цели нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы.
Воспользуйтесь для этого опорными схемами.
ЦЕЛЬ:
закрепить умение находить ____________________________ в предложениях и текстах;
повторить правило постановки ____________________________________ .
Ответ.
закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах;
повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.
Обратимся еще раз к предложениям.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит...
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня...
Кто автор этих строк? Из какого они произведения?
С произведениями какого автора мы будем сегодня работать?
А раз мы будем сегодня работать с необычными упражнениями, то в течение урока будем выявлять, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в художественных произведениях А.С. Пушкина.
Ведь деепричастие – необыкновенная форма глагола.
Известный русский писатель Алексей Петрович Югов верно отметил: «Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».
По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.
Актуализация знаний.
А сейчас мы с вами составим необычный портрет, лингвистический.
Портрет деепричастия.
Работать в течение урока мы будем по картам, которые есть у каждого из вас.
Все задания мы будем выполнять в картах.
1 задание.
Лингвистический портрет деепричастия.
Составить его вам поможет план-подсказка. Работаем парами, помогая друг другу.
2 человека работают у доски (на обратной стороне, после сверяют работу с классом).
План-подсказка
Глагольные
1.Обозначает ______________действие
2. Образуется от _______________
3.Имеет вид _________и__________
4.Имеет _______________________
Наречные
Изменяемость________________
В предложении является
___________________________
2 задание.
Что такое деепричастный оборот?
Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?
5. Объясните лексическое значение слов гармония, истинный, используя задания теста:
1.Определите лексическое значение слова «гармония», употреблённого в тексте:
А) Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, соответствующий раздел в теории музыки.
Б) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
В) Гармония - (разг.). То же, что гармоника.
2. В каком значении употребляется в тексте слово «истинный»:
А) Соответствующий истине, содержащий истину.
Б) Точный, устанавливаемый научно (спец.).
В) Действительный, настоящий, несомненный.
Спасибо за работу!
Урок русского языка в 6 классе
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный . Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!