3 мин. | I. Организационный момент. Приветствие. Проверка состава учебной группы. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой учащихся. ( "Притча о радости") - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем. Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил: - Назови, что ты выбираешь из них. - Ложку, - ответил юноша. - Произнеси это 5 раз. Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз. - Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо… - Что же надо? Протянуть руку и взять ложку. - Вот и вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи! | Приветствуют учителя. Ученики осмысливают поставленную цель. Слушают внимательно притчу, рассказанную учителем. | Интерактивная доска |
5 мин. | II. Опрос пройденного материала. С помощью метода «Горячий микрофон» проводит опрос по пройденным темам. - Что такое причастие? - На какие вопросы отвечает? - На какие виды делится причастие? - Как образуются действительные причастия? - Как образуются страдательные причастия? - Какие признаки глагола имеет причастие? - Какие признаки прилагательного имеет причастие? - Что такое причастный оборот? - Какие причастия не изменяются по падежам и в предложении являются сказуемыми? | Ученики проявляют свои знания, отвечая на вопросы учителя. - Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. - Причастие отвечает на вопросы какой? - Причастие делится на страдательные и действительные. - Действительные причастия образуются при помощи суффиксов -ущ,- ющ; -ащ,-ящ; - вш, -ш. - Страдательные причастия образуются при помощи суффиксов -ем, -им, -ом; -нн, -енн, -т. | "Горячий микрофон" |
5 мин | III. Мотивация учебной деятельности. Работа с предложениями ( метод "Мозговая атака" ). - Сравните два предложения. Девочка сидит на стуле и рисует. Девочка рисует, сидя на стуле. - Назовите основы предложений. - В каких из предложений от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому? - В каком предложении выделенные слова обозначают неоднородные действия: одно основное, а другое добавочное? - Правильно, добавочное действие выражено словом улыбаясь. | Демонстрируют свои знания. Сравнивают предложения. - Основа этих предложений девочка рисует, сидит. - Во втором предложении. - Во втором предложении глагол рисует обозначает основное действие, а добавочное действие обозначает деепричастие улыбаясь. | Карточки |
10мин | V. Закрепление урока. 1. Образование деепричастий. 1 группа - упр. 138, с. 79. 2 группа - упр. 139, с. 80. 2. Работа с карточками. Карточка № 1. 1 группа: - Отметьте предложения с деепричастным оборотом, запишите, расставляя знаки препинания. 1) Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой. 2) Творите добро и мир ответит вам тем же. 3) Изъять милосердие – значить лишить человека нравственности. 4) Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие. 2 группа: - Отметьте предложения с деепричастным оборотом, запишите, расставляя знаки препинания. 1) Открыв окно мы любовались красивым видом города. 2) Девочка капризничает не хочет идти спать. 3) Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. 4) Мы зашли в магазин за хлебом когда возвращались домой. Карточка № 2. 1 группа: - Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 1. Войдя в аудиторию, .... 1) мной была совершена ошибка; 2) профессор поздоровался со студентами; 3) не каждым соблюдается тишина; 4) у нас возникло чувство страха. 2. Прочитав подобную клевету, ..... 1) у меня затряслись руки; 2) не хочется верить, что это сделал мой товарищ; 3) я долго не мог уснуть; 4) лучше сразу уничтожить эту анонимку. 2 группа: - Укажите грамматически правильное продолжения предложения. 1. Отдохнув несколько дней, ...... 1) я вернулся к обычной работе; 2) мною была прочитана книга; 3) часто забываются все дела; 4) у нас появились новые силы. 2. Гордо подняв голову, ..... 1) не видится ошибок; 2) у всех возникло чувство обиды; 3) она вышла из комнаты; 4) мною был никто не замечен. | Учащиеся проявляют свои способности по данной теме. Выполняют упражнения и индивидуальные задания. В первом задании группы выполняют индивидуальные задания; образуют деепричастия несовершенного и совершенного вида. Упр. 138, с. 79. Деепричастия НСВ: Продолжают - продолжая, тормозят - тормозя, слушают - слушая, слышат - слыша, везут - везя, выдумывать - выдумывая, одеваться - одеваясь, возвращаться - возвращаясь. Упр. 139, с. 80. Деепричастия СВ: Пропустить - пропустив, отправить - отправив, проснулся - проснувшись, взялся - взявшись, испёк - испёкши, рассказал - рассказав, встретиться - встретившись, побеседовали - побеседовав. Карточка № 1. 1 группа: 4) \Призывая милость к падшим\, мы воспитываем в себе милосердие. 2 группа: 1) \Открыв окно\, мы любовались красивым видом города. 3) \Разложив игрушки на диване\, дети начали какую-то интересную игру. Карточка № 2. 1 группа: 1. Войдя в аудиторию, профессор поздоровался со студентами. 2. Прочитав подобную клевету, у меня затряслись руки. 2 группа: 1. Отдохнув несколько дней, я вернулся к обычной работе. 2. Гордо подняв голову, она вышла из комнаты.
| Учебник Карточки |