Просмотр содержимого документа
«Cпособы выражения подлежащего в предложении»
Подлежащее и способы его выражения
Цели:
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся о самостоятельных частях речи;
- закрепить знания о подлежащем, как о главном члене предложения;
- дать представление о способах выражения подлежащего в предложении;
Развивающие:
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- умение находить подлежащее в предложении;
- умение анализировать и делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к родному языку;
- воспитывать самостоятельность уч-ся;
Цели урока: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения; учить находить подлежащее в предложениях и определять его состав; продолжить работу над анализом текста.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Вот мы и добрались с вами до ядра предложения, до его грамматической основы. Проверим, хорошо ли вы разобрались в пройденном материале. Итак, блиц-опрос.
1. Предложение – это… одна из основных единиц языка. Оно обладает рядом признаков: имеет законченную структуру, отличается смысловой и интонационной законченностью, выполняет коммуникативную задачу.
2. Предложение не существует без… грамматической основы.
3. Предложения по количеству основ делятся на… простые и сложные.
4. По цели высказывания предложения бывают… повествовательные, вопросительные, побудительные.
5. По интонации предложения делятся на…восклицательные и невосклицательные.
6. По наличию второстепенных членов предложения бывают… распространёнными и нераспространёнными.
7. Свойство предложения, которое заключается в способности соотносить содержание с действительностью и как оно выражается (предикативность, выражается с помощью грамматических категорий времени, лица и модальности).
II. Объяснение нового учебного материала.
- Ребята, посмотрите на эпиграф нашего урока и догадайтесь, о чём идёт речь?
В грамматической организации предложения занимает
господствующее положение; называет предмет, о котором говорится.
Краткий справочник по современному русскому языку
- Правильно, речь сегодня пойдет о подлежащем. Запишите тему урока. Чему же мы должны будем научиться на уроке, что узнать? (Сообщение темы урока, целей урока).
Работа с учебником.
- Откройте §16, бегло просмотрите текст и определите, какую новую для вас информацию он содержит.
Работа с таблицей (на доске).
III. Закрепление изученного.
Выполнение упр. 280.
Какая картина рисуется в вашем воображении?
Рассмотрите репродукцию картины Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком». Сравните стихотворение М.Ю. Лермонтова и эту картину. Что их объединяет? Какими средствами пользуется поэт, а какими – художник, чтобы передать свои чувства и настроения?
IV. Физминутка
V. Самостоятельная работа (тест).
YI. Работа с текстом.
Утро было матово-с…реневое как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскирован…ые фон…ри с фарфоровыми с…реневыми абажурами. С…реневыми были снега ра…т…лающиеся безгранично во все стороны с…реневым был иней на березах, с…реневыми были обл…ка — там, где должно было с минуты на минуту пок…зат…ся со…нце. Я не удивился бы если бы из-за снегов выплыл в небо с…реневый солнечный шар. Но, вопреки возможному, со…нце вышло ярко(красное), и все в мире порозовело, покраснело: щелкнули выключателем, и зажегся другой фонарь, теперь уже с б…гровым абажуром.
(В. Солоухин)
Выразительное чтение текста.
Докажите, что перед нами текст.
К какому стилю и типу речи относится текст?
Какие средства художественной выразительности придают описанию необыкновенную наглядность?
Подчеркнуть в тексте все грамматические основы, указать, чем выражены подлежащие. Сделайте вывод, каким членом предложения чаще всего могут быть выражены подлежащие. Почему?
VII.Выводы.
- Был ли, на ваш взгляд, наш урок обучающим? - Чему именно вы научились?