kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cочинение-описание предмета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Сочинение - описание предмета".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cочинение-описание предмета.»

ТЕМА УРОКА: сочинение-описание предмета.

ТИП УРОКА : объяснение нового материала.

ВИД УРОКА : урок обучающего сочинения.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Повторить понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста.

  2. Познакомить с особенностями описания предмета в научном и художественном стилях.

  3. Познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле.

  4. Показать возможные речевые недочеты сочинения-описания и способы из устранения.

  5. Совершенствовать умение анализировать готовый текст.

  6. Формировать умение отличать художественное описание от научного.

  7. Учить рецензировать написанное.

  8. Формировать умение сроить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения.

  9. Развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные, в зависимости от речевой ситуации.

МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ: репродуктивная беседа.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Учитель: В нашей жизни нас окружают различные предметы, вещи. Некоторые из них сразу привлекают наше внимание, а на некоторые мы совсем не обращаем внимания. Как вы думаете, почему так происходит? Какие вещи мы сразу замечаем? (потому что одни предметы яркие, красивые, а другие обыденные, обыкновенные)

2. Объяснение нового материала:

Организация восприятия темы.

Вопросы к классу:

Учитель:

Все с этим согласны? Да, это связано с красотой вещей, их изяществом, необычностью, загадочностью. Цветом, формой. Приведите, пожалуйста, примеры таких вещей.



Когда мы объясняли, чем именно привлекает наше внимание тот или иной предмет, что мы перечисляли?(признаки предмета)

Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета? (описание)

На какой вопрос отвечают описательные тексты? (какой?)

Учитель: Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос КАКОЙ. Основным своим содержанием имеют описание изображаемого словами предмета, явления, состояния. Самые разнообразные предметы окружают человека. Они необходимы ему, чтобы экономить время в быту, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны с какими-либо воспоминаниями, дороги сердцу людей.

Учитель: Сегодня мы с вами будем учиться описывать памятные предметы в художественном стиле. Открываем тетради по развитию речи, записываем число и тему урока «СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА». Сегодня на уроке мы будем знакомиться с текстами, содержанием которых является описание какого-либо предмета, и на примере анализа таких текстов подготовимся к написанию домашнего сочинения.

Осознание сути нового материала:

УПР.№1

Мы должны вспомнить строение описательного текста, т.е. его композицию.

Прочитаем на карточке №1 текст, определим его тему, основную мысль. По ходу чтения попробуйте разделить текст на части.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ:

О чем говорится в тексте? (о волчьей шубе). Т.е. это тема текста.

Что автор хочет показать читателю, описывая волчью шубу?(причудливость, диковинность, необычность вещи). Т.е. это основная мысль текста.

Сколько частей у вас получилось? (3) все ли согласны? Давайте обсудим, почему так?

О чем говорится в 1 части? (называется вещь). Т.е. это начало, введение, вступление.

О чем говорится во 2 части? (описание шубы). Т.е. это основная часть.

О чем говорится в 3 части? (для чего шуба служит). Т.е автор подводит итог, делает вывод.

Ученики: один ученик читает текст вслух.

Учитель: Подведем итог, из каких частей, как правило, состоит описательный текст.

НАЧАЛО: при описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит и почему о нем пойдет дальше речь, т.е. эта часть отвечает на примерные вопросы: откуда?кому?почему?когда?кем?

ОСНОВНАЯ

ЧАСТЬ: описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки.

КОНЦОВКА: чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету.

УПР№2

Учитель: Чтобы описать предмет точно, подробно необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но и в деталях.

Открываем пособие по развитию речи на стр.54 упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает.

ВОПРОС ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ:

Учитель: Какие признаки часов описывает автор?

Ученики: форма, цвет, материал, величина.

Учитель: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по форме, величине, цвету, материалу, строению (устройству), назначению. Еще раз вспомним, в каком стиле речи возможно так словами изобразить предмет?

УПР№3

Учитель: Наша с вами задача – научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит образно, красочно, с передачей собственных впечатлений о предмете.

Сравним два текста, описывающих один и тот же предмет – перочинный нож.

Первый текст читаем в пособии стр.122, второй на карточке №2.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ:

Учитель: В каком из описаний сообщаются сведения о перочинном ноже? А в каком автор делится своими впечатлениями?

Найдите и зачитайте в описании Владимира Алексеевича Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.

Почему таких слов нет во втором тексте?

Кто догадался, в каком стиле дается описание в тексте на карточке №2? (научный стиль)

Значит, описание в научном стиле – точное, полное перечисление его существенных признаков. А что отсутствует в таком тексте? (выражение отношения к предмету, его оценка). В художественном описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета.

УПР.№4

Почитаем на карточке №3, как описывает старинную шарманку Александр Иванович Куприн в повести «Белый пудель».

Каким приемом создания образности, известным нам из уроков литературы, пользуется Куприн в этом тексте-описании?(олицетворение)

Верно. Благодаря этому приему шарманка воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным.

УПР.№5

Учитель: Таким же эмоциональным, образным должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с этой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.

Возьмем карточку №4, прочитаем первый фрагмент и укажем, какие слова мешают легко воспринимать этот текст.

Эта речевая ошибка называется НЕОПРАВДАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ.

Каким способом можно исправить эту ошибку.

Запишите в тетрадях исправленный вариант. Прочитайте.

Далее работаем самостоятельно. Первый вариант исправляет ошибки во 2 фрагменте, второй – в 3.

Какими же способами можно устранить повторы?

УСТРАНЕНИЕ ПОВТОРОВ:

Замена местоимением.

Замена близким по значению словом.

При написании сочинения пользуйтесь этими способами.

Ученики: проверяют.

Учитель: работает со слайдами. Учащиеся делают записи в тетрадях.

УПР.№6

Учитель: А теперь попробуем рассмотреть вот этот интересный предмет и описать его, стремясь выразить отношение к изображаемому.

ВОПРОСЫ К КЛАССУ:

Как называется этот предмет?

Для чего он предназначен?

Чем эта ваза привлекла ваше внимание?

Опишите ее форму.

Каково ее «устройство»?

Окраска.

Материал, из которого она сделана.

Пофантазируйте, чем такая ваза может быть дорога человеку.

- Свое описание мы будем писать от первого лица. Какое местоимение будем использовать? Начнем так: «У меня на столе стоит …»

- С «кем» можно сравнить вазу, используя прием олицетворения? (с девушкой)

- Зачитаем получившиеся варианты.

Справились ли мы с задачей? Докажите. (композиция, средства образности, отношение)

Ученики: Фронтальное составление описания с записью по предложениям.

3. Домашнее задание:

Написать сочинение – описание предмета в художественном стиле.

4. Итог урока:

Учитель: Кратко поговорим о том, о чем вам следует помнить при написании сочинения дома.

Из каких частей состоит описание?

О чем говорится в каждой части сочинения-описания?

Чем художественное описание отличается от научного?

Как можно исправить неоправданные повторы?

Оценить активно работавших учеников.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Cочинение-описание предмета.

Автор: Королева Марина Николаевна

Дата: 18.05.2018

Номер свидетельства: 470084


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства