Авторы учебника: В.И.Бычков, З.М.Беляева, А.В.Рыбакова
Класс: 3 (1- 4)
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова»
и введения его в систему знаний.
Задачи урока:
1. Логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие
«сложные слова» на основе знаний детей;
2. Развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.
Оборудование:
учебник «Русский язык 3 кл, рабочая тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал
Ход урока.
1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.
Порядок на столе, Порядок в голове. Как всегда мы снова, Начать урок готовы.
Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.
-
-Открыли тетради, записали дату.
2. Повторение пройденного.
Какие части слова вы знаете? Что такое корень? Приставка? Суффикс? Окончание? А теперь мы подберём к схемам слова, работаем парами.
Создание ситуации успеха.
Учитель: Сегодня урок русского языка я начну с чтения интересного жанра
устного народного творчества.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
вкусней его на свете нет. (….)
Учитель: Вы узнали, что это за жанр? Почему вы так решили?
Учитель: Это загадка.
Дети: Доказывают. - А отгадка – хлеб
Учитель: . Мы немножко поговорим о хлебе
-Какую букву мы проверяем данном слове?
-Каким правилом мы пользуемся?
-Как проверить?
хлеб
Дети: Чтобы проверить звонкую или глухую согласную, нужно изменить слово:
Нет хлеба
Без хлеба
О хлебе
Дети: Чтобы проверить звонкую или глухую согласную, нужно подобрать однокоренные слова:
Хлебозавод , хлебница
Учитель: Что общего у этих слов? (Однокоренные)
Почему? (Близкие по значению, одинаковый корень)
_А вы знаете,как к нам хлеб на стол приходит? Много ли людей работает, чтобы он пришёл на наш стол?
Пословицы о труде и хлебе.
3. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
На доске появляется новое слово
Учитель: Куда отнести это слово? Давайте разбираться.
Учитель: Что значит хлебовоз (“хлеб возить)
Учитель: Чтобы понять лексическое значение, нам понадобилось 2 слова .Выделите в них корни.
Учитель: А теперь найдите корни в слове хлебовоз
Учитель: Какое получилось удивительное слово! В нем две основы, и в данном слове основы совпадают с корнями.
- Что соединяет корни? (Гласная О). Она называется соединительная гласная. Такие слова называют сложными. (Открывается название темы на доске).
- Давайте ещё раз проговорим:
Слово хлебовоз – сложное. Оно состоит из 2-х основ. Основы равны корню. Соединительная гласная О.
Вывешиваю на доску алгоритм ответа учеников:
1.Слово -…
2.Оно состоит из…
3.Соединительная гласная…
Учитель: Прудумайте сложные слова с первым корнем -хлеб-
Работа с учебником. Чтение текста, ответы на вопросы, нахождение сложных слов, запись
Разбор слов и лексическое значение, картинки.
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы по теме.
Учитель: С какими словами мы познакомились?
Учитель: Почему слова называются «сложные»?
Постановка проблемы.
Учитель: А у меня интересный вопрос!
Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово?
Я возьму корень – пыл – и корень – сос -.
Получилось ли у меня новое слово? (Нет)
Учитель: Что нам надо решить?
(Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово)
Учитель: Как можно решить эту проблему?
(Надо провести наблюдение – исследование)
6.Продолжение работы.
Чтение стихотворения.
После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пусть будет Е. А после твердых пусть будет О – Не перепутает их никто!
Учитель: Какой можно сделать вывод? (ответы детей).
Учитель: А сейчас вы все поработаете конструкторами. Сконструируйте слова из двух корней. Составленные слова разберите по составу. Работа в четверках.
Сено кол сок молоть
Рыба ход земля мешать
Лёд косилка мясо выжимать
Везде лов бетон трясти
Масло вод мышь рубить
Сад завод кофе ловить
Учитель: Проверим, что у вас получилось.(слайд №17)
7.Закрепление пройденного. Найдите лишнее слово
8.Подведение итогов. Домашнее задание Упр.3
Нарисуйте схему сложных слов
Учитель: А итогом нашего урока будет решение теста.
Тест “Верные и неверные высказывания”.
Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте в клеточку “+”,
не согласны “-”
1. Сложные слова – это все длинные слова.
2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-
3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-
4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.
5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –о