kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cложные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке учащиеся познакомятся с образованием сложных слов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cложные слова»

Тема: «Сложные слова».

Предмет: русский язык.


Авторы учебника: В.И.Бычков, З.М.Беляева, А.В.Рыбакова

Класс: 3 (1- 4)


Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова»

и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

1. Логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие

«сложные слова» на основе знаний детей;

2. Развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;

3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.


Оборудование:

учебник «Русский язык 3 кл, рабочая тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся,
раздаточный материал


Ход урока.

1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова,
Начать урок готовы.

Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.

-

-Открыли тетради, записали дату.


2. Повторение пройденного.

Какие части слова вы знаете? Что такое корень? Приставка? Суффикс? Окончание? А теперь мы подберём к схемам слова, работаем парами.

Создание ситуации успеха.

Учитель: Сегодня урок русского языка я начну с чтения интересного жанра

устного народного творчества.


Он и чёрный, он и белый,

         А бывает подгорелый.

      Без него плохой обед,

вкусней его на свете нет. (….)



Учитель: Вы узнали, что это за жанр? Почему вы так решили?

Учитель: Это загадка.


Дети: Доказывают.
- А отгадка – хлеб

Учитель: . Мы немножко поговорим о хлебе

-Какую букву мы проверяем данном слове?

-Каким правилом мы пользуемся?

-Как проверить?

хлеб

Дети: Чтобы проверить звонкую или глухую согласную, нужно изменить слово:

Нет хлеба

Без хлеба

О хлебе


Дети: Чтобы проверить звонкую или глухую согласную, нужно подобрать однокоренные слова:

Хлебозавод , хлебница

Учитель: Что общего у этих слов? (Однокоренные)

Почему? (Близкие по значению, одинаковый корень)

_А вы знаете,как к нам хлеб на стол приходит? Много ли людей работает, чтобы он пришёл на наш стол?

Пословицы о труде и хлебе.

3. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

На доске появляется новое слово

Учитель: Куда отнести это слово? Давайте разбираться.

Учитель: Что значит хлебовоз (“хлеб возить)

Учитель: Чтобы понять лексическое значение, нам понадобилось 2 слова .Выделите в них корни.

Учитель: А теперь найдите корни в слове хлебовоз

Учитель: Какое получилось удивительное слово! В нем две основы, и в данном слове основы совпадают с корнями.

- Что соединяет корни? (Гласная О). Она называется соединительная гласная. Такие слова называют сложными. (Открывается название темы на доске).

- Давайте ещё раз проговорим:

Слово хлебовоз – сложное. Оно состоит из 2-х основ. Основы равны корню. Соединительная гласная О.

Вывешиваю на доску алгоритм ответа учеников:

1.Слово -…

2.Оно состоит из…

3.Соединительная гласная…


Учитель: Прудумайте сложные слова с первым корнем -хлеб-


Работа с учебником. Чтение текста, ответы на вопросы, нахождение сложных слов, запись


Разбор слов и лексическое значение, картинки.

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме.

Учитель: С какими словами мы познакомились?

Учитель: Почему слова называются «сложные»?

 Постановка проблемы.

Учитель: А у меня интересный вопрос!

Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово?

Я возьму корень пыл и корень – сос -.

Получилось ли у меня новое слово? (Нет)


Учитель: Что нам надо решить?

(Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово)


Учитель: Как можно решить эту проблему?

(Надо провести наблюдение – исследование)


6.Продолжение работы.

Чтение стихотворения.

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!

Учитель: Какой можно сделать вывод? (ответы детей).

Учитель: А сейчас вы все поработаете конструкторами. Сконструируйте слова из двух корней. Составленные слова разберите по составу. Работа в четверках.

Сено кол сок молоть

Рыба ход земля мешать

Лёд косилка мясо выжимать

Везде лов бетон трясти

Масло вод мышь рубить

Сад завод кофе ловить

Учитель: Проверим, что у вас получилось.(слайд №17)

7.Закрепление пройденного. Найдите лишнее слово

8.Подведение итогов. Домашнее задание Упр.3

Нарисуйте схему сложных слов


Учитель: А итогом нашего урока будет решение теста.

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте в клеточку “+”,

не согласны “-”


1. Сложные слова – это все длинные слова.


2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-


3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-


4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.


5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –о

Проверка.


МБОУ « Норваш Шигалинская СОШ»





Урок русского

языка в 3 классе

Тема урока «Сложные слова»









Работа учительницы

начальных классов

Васильевой О.С.

МБОУ « Норваш Шигалинская СОШ



2017 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Cложные слова

Автор: Васильева Ольга Сергеевна

Дата: 06.10.2017

Номер свидетельства: 431131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Тема: Сложные слова. Соединительные гласные о и е."
    ["seo_title"] => string(56) "tiema_slozhnyie_slova_soiedinitiel_nyie_ghlasnyie_o_i_ie"
    ["file_id"] => string(6) "350388"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476847644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Тема: Сложные слова. Соединительные гласные о и е."
    ["seo_title"] => string(58) "tiema_slozhnyie_slova_soiedinitiel_nyie_ghlasnyie_o_i_ie_1"
    ["file_id"] => string(6) "350389"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476847657"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Тема: Сложные слова. Соединительные гласные о и е."
    ["seo_title"] => string(58) "tiema_slozhnyie_slova_soiedinitiel_nyie_ghlasnyie_o_i_ie_2"
    ["file_id"] => string(6) "350390"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476847658"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Тема: Сложные слова. Соединительные гласные о и е."
    ["seo_title"] => string(58) "tiema_slozhnyie_slova_soiedinitiel_nyie_ghlasnyie_o_i_ie_3"
    ["file_id"] => string(6) "350391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476847662"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Тема: Сложные слова. Соединительные гласные о и е."
    ["seo_title"] => string(58) "tiema_slozhnyie_slova_soiedinitiel_nyie_ghlasnyie_o_i_ie_4"
    ["file_id"] => string(6) "350392"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476847662"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства