kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Чудеса в доме «Наречие», 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок  русского языка в 7 классе в рамках недели русского языка и литературы - путешествие в мир наречий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Чудеса в доме «Наречие», 7 класс»

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ««Чудеса в доме «Наречие», 7 класс


Цель:   Повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Наречие».

Задачи: 1. Способствовать развитию коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся.

2. Обобщить и систематизировать знания по теме «Наречие», учить учащихся активно употреблять наречия в речи, расширять словарный запас.

3. Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.

 

Ход урока

1.Орг. момент. Постановка цели и задач урока. 2. Вступительное слово учителя:

Дом наречий. Дом наречий.

Вход свободен. Нрав беспечен.

Здесь наречия живут,

В гости нас к себе зовут.

На вопросы отвечают,

Что глаголы задают:

Где? Зачем? Как? И Когда?

Вы Откуда? Вы Куда?

Отчего? Да Почему?

Да По какому случаю?

Признак действия – наречие.

 - Мы глаголам не перечим.

Их вопрос, а наш ответ.

Так ведётся много лет.

Говорить? Легко и складно.

Спорить? Яростно, взахлёб.

Жить? Отважно, безоглядно.

И всегда идти вперёд.

Для чего он, дом наречий?

Чтоб глаголам не перечить,

Чтоб владеть родною речью.

Ты с наречьями дружи,

Будь здоров. И не тужи!


Я начала наш урок со стихотворения, в котором говорится о части речи , с которой мы познакомились на предыдущих уроках Что это за часть речи? (Наречие)

Именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок. Наша цель – обобщить и систематизировать как можно больше знаний по теме «Наречие», активно употреблять наречия в речи, а также расширить словарный запас и оценить богатство русского языка, у вас будет возможность проверить свои знания об этой части речи, участвуя в различных конкурсах.

Я надеюсь, что работать вы будете прекрасно, отвечать уверенно, быстро и четко, читать выразительно, громко и звонко, писать аккуратно и красиво, чувствовать себя на уроке легко и комфортно.

3. Блиц-турнир «Что ты знаешь о наречии?»

Суть задания, которое вам нужно выполнить, - продолжить начатое высказывание.

Я начинаю говорить какой-либо факт о наречиях, а вы продолжаете мою мысль.

1. Наречие –… самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.

2. Наречия отвечают на вопросы: … (как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?).

3. В предложении наречия чаще всего бывают… (Обстоятельствами).

4. По значению наречия можно разделить на два разряда: … (обстоятельственные и определительные).

5. Продолжите цепочку. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, … (место, причину и цель).

6. Определительные наречия обозначают … (меру и степень, качество действия).

7. Обстоятельственные наречия, обозначающие место, отвечают на вопросы … (где? Куда? Откуда?).

8. У наречий имеются две степени сравнения: ... (сравнительная и превосходная).

9. Сравнительная форма наречий имеет две формы … (простую и составную).

10. Превосходная степень наречий имеет, как правило, … (составную форму).

11. Не с наречиями на - О и - Е пишется раздельно, если: (1- слово не употребляется без НЕ-; 2-наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению словом)

12. НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1 -есть противопоставление с союзом А; 2 - к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.)

13. На конце наречий пишется буква А, если в этих словах есть приставки ... (из-, до-, с-).

14. Дефис в наречиях пишется после приставок … (по-, в-, кое).

15. Дефис в наречиях пишется при наличии в слове суффиксов … (-ому, -ему, -ых, -их, -и, -то, -либо, -нибудь).

16. Три слова исключения, на конце которых после шипящих Ь не пишется, это … (уж, замуж, невтерпёж).

4. Попрактикуемся!

Мы выяснили, что главный морфологический признак наречий – неизменяемость, следовательно, у наречий нет и не может быть окончания. Какие ещё части речи могут иметь такой состав? (Деепричастие, инфинитив.)

А чем является гласная на конце наречий? (Суффиксом). Сейчас нам и предстоит решить задачу: 

1. О или А на конце наречий:

Как узнать? Приставки из, до, с – суффикс А;

приставки в, на, за – суффикс О.

Справ …                                                           Вправ ...

Налев …                                                           Издавн …

Дочист Занов…

2.  А теперь устная орфоэпическая разминка. Правильно расставьте ударение в наречиях, записанных на доске:

ВпередИ,  ненадОлго, нАвзничь, дОсуха, нАдвое, красИвее.

3. Комментируемый диктант: Записать диктуемые словосочетания, объяснить графически орфограммы в наречиях.

Отклониться вправо, вытереть насухо, заблестеть снова, располагаться справа, загорать изредка, начинать заново. 4. Физминутка с наречими: Встаньте прямо, поверните голову налево, направо, посмотрите вверх, вниз; слегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза, посмотрите вдаль, сядьте правильно, слушайте внимательно, пишите аккуратно.

5. Найди в загадках наречия: 1) Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает. (Роса) 2) Громко стучит, звонко кричит,
А что говорит, никому не понять
И мудрецам не узнать. (Гром)

3) Сперва блеск, за блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь)

4) Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)

5) Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает. (Снег) .

6) Что вверх корнем растёт? (Сосулька)

7). Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)

8) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

6. Игра «Замени одним словом». Догадайтесь, о чем пойдет разговор? (Ь в наречиях). Напомните правило:

Всадник мчался во весь опор (= вскачь).

Дерево было все усыпано плодами (=сплошь).

Не терпится дослушать до конца (=невтерпеж).

7. А теперь игра «Кто дольше продержит мелок?»

(Выходят 2 ученика, одновременно будут писать слова. Выбывает тот, кто сделает ошибку).

Плащ, груш, вскачь, свеж, замуж, убираешься, ночь, грач, увлечься, настежь, колюч, сплошь, мимо дач, дочь,  невтерпеж, держишь, наотмашь, горяч.

Отгадайте загадку: какая змея бывает наречием? Уж. (Это омонимы).

8. Работа с текстом. По ходу чтения текста выписать наречия:

Настоящая весна приходит в наш край в середине марта. Радостно,  по-весеннему  чирикают  воробьи.  С каждым днем сильнее греет  солнце. Вокруг царит ослепительная красота. Красота эта не яркая, броская, а нежная, скрытая, словно спрятанная под волшебным   покрывалом.  Будешь наблюдательным – и сделаешь массу открытий.

Жизнь северной природы достойна того, чтобы о ней было рассказано  по-человечески, благожелательно, правдиво и вдумчиво.

9.  О или Е?

Необходимо вспомнить написание в наречиях О-Е после шипящих. (Под ударением – О, без ударения – Е, искл. – ещё)

Если пишем О – руки поднимаем и тянемся вверх. Если Е – руки опускаем и наклоняемся вниз: Горячо, волнующе, колюче, свежо, зловеще, хорошо, заискивающе, общо, еще.

10. Экспресс-тест по теме «О-А в суффиксах наречий»

Влев.., насух.., задолг.. о о о

Начист..,вправ.., издалек.. о о

Наглух.., затемн.., сначал.. о о

Соединим все О. Если выполнили задание правильно, то при соединении всех букв О у вас в тетрадях появится 5.

11. Наречие или существительное? Прилагательное или наречие?

Задание: Как отличить слитное или раздельное написание одинаковых на слух слов? Объяснение.

Увидел вдали                                       Виднелся в дали моря

Вначале не умел плавать                     В начале года

Преобразиться вмиг                             В миг опасности

С начала апреля                                    Сначала выучи

А как быть с отличием прилагательных и наречий, образованных от прилагательных и предлогов?

Как буду определять любую часть речи? (По вопросу)

По-прежнему гулять, по прежнему времени (Объяснения)

И чтобы проверить ваше умение видеть части речи – задание по вариантам.

Составить СС: по летнему (1вариант), по модному (2 вариант)

12. А еще мне хочется проверить, умеете ли вы читать мысли

Я начинаю, а вы заканчивайте то, что я задумала: день – (ночь), черное – (белое), добро – (зло) (Антонимы).  А какая часть речи зло? Давайте попробуем разобраться.

Задание на карточке

Причинить зло, смеяться зло, лицо зло. (Объяснения)

13. Диктант «Угадай-ка!»

По лексическому значению определить слово и записать его.

1.  Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине)

2.  Лист бумаги, сложенный в 4 раза (вчетверо)

3.  Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое)

4. Дежурные, убиравшие класс 2 раза (дважды) 5.  Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно) 14. Орфографический диктант «Почему?»

Задание: записать слова, объяснить и обозначить графически орфограммы в наречиях: По – дорожному, извне, по двое, наглухо, мало – помалу, бок о бок, зачастую, вничью, по – сорочьи, в одиночку, по – моему, вверх, во – вторых, в открытую, насмарку, на ура.

15. Игра «Объясняй-ка». Я называю фразеологизм с наречием, вы его объяснение

Крепко спит – как убитый

быстро бежать – во весь дух, во все лопатки,

хорошо знать – как свои пять пальцев,

мало – кот наплакал,

близко – рукой подать,

рано – ни свет ни заря.

Учитель: Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что говорит о богатстве и красоте нашего языка. Недаром И.С.Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

16. Предлагаю побыть учителями и исправить ошибки (устно)

Обратно (снова) пошел проливной дождь.

Вперед (сначала) подумай, потом отвечай.

Держитесь более свободнее.

5. Итоги урока. Оценки

6. Домашнее задание

7. Рефлексия

Требуется подобрать наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.

Работать – …А я считаю, что вы сегодня поработали ……отлично, замечательно, чудесно, великолепно!

И я …..искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!




7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Чудеса в доме «Наречие», 7 класс

Автор: Федорович Светлана Вольдемаровна

Дата: 14.01.2017

Номер свидетельства: 379150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Тестовые задания для  5 классов с казахским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(67) "tiestovyie-zadaniia-dlia-5-klassov-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1414076747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства