kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что в имени тебе моём?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Познавательная

Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием.

Дать представление о происхождении имени людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей определенной эпохи.

Развивающая

Развивать исследовательские навыки и умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом; вызвать интерес к особым словам – именам.

Сформировать умение работать в группе и индивидуально; формулировать выводы.

Воспитательная

Воспитать человеческое достоинство, уважение 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что в имени тебе моём?»

Урок-исследование. Развитие речи по русскому языку в 7«а» классе по теме:

«Что в имени тебе моём?»


Абдуллаева Ф.А.,учитель русского языка и литературы.

МБОУ СОШ №14 г. Махачкала - 2014г. Цели урока:

Познавательная

Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием.

Дать представление о происхождении имени людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей определенной эпохи.

Развивающая

Развивать исследовательские навыки и умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом; вызвать интерес к особым словам – именам.

Сформировать умение работать в группе и индивидуально; формулировать выводы.

Воспитательная

Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.

Подготовительный этап:

1. Исследовательская работа:подготовить сообщение по теме:

Происхождение и значение собственного имени. Учащиеся пишут работы о своих именах. С некоторыми учащимися готовятся сообщения по теме урока. Все учащиеся ищут пословицы, дразнилки, поговорки, частушки, песни с упоминанием имени.

2. План сбора материала:

а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык;
б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по имени святых, другие причины);

Оборудование: интерактивная доска для отображения текстов, литература о происхождении имён, книги-словари об именах и фамилиях; на доске записано число и тема урока.

Используемые методы: словесный, наглядный, исследовательский, методы устной и письменной работы, анализ и синтез.



Приложение 1: кроссворд

Приложение 2: (собирается после проведения урока): карточки с высказываниями ребят о своих именах, результат исследовательской работы (наиболее частые имена в школе)





Ход урока

1.Организация начала урока.

2. Самоопределение к деятельности.

Слово учителя:

- Тема нашего занятия связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое.

- Кто Я? – вы не задавали себе такой вопрос?

- Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей.

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт (текст отображается на интерактивной доске).

Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока (запись на доске)

3.   Изучение нового материала.

Слово учителя

- Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других...

- Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

- Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь.
Существует мнение, что первыми словами на земле были имена собственные. По имени окликают человека. Но не все на земле считают, что свое имя нужно оглашать каждому, кто о нем спросит. Например, у некоторых племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека – его душа. Чем дольше оно сохранится нетронутым, тем дольше будет жить человек.
В древнем мире считалось, что стереть имя покойного с гробницы – величайшее преступление. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции имена вырезали на свинцовых дощечках, которые бросали на дно залива.
Чтобы обмануть злых духов, родители меняли имя больного ребенка,так как верили, что человеку можно причинить вред, прокляв или околдовав его имя. Связь имени и человека не подлежала сомнению.

- Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово «имя»?

Учащиеся приводят пpuмepы пословиц (Ответы:Всяк человек свое имя знает; сын не родился, а уже имя ему дали;от доброго дерева добрый и плод;береги честь смолоду;у него доброе имя;не позорь моего имени…)

В каждой пословице – свой скрытый смысл, в ней мудрость народа, его наблюдательность. О различных именах есть дразнилки, частушки, песни.

- Назовите известные вам (учащиеся приводят примеры дразнилок, частушек)

Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов (отображаеся на доске):

Индивидуальное задание:Ученик рассказывает стихотворение. Дед старался для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко,
Товий, Муций, Свен, Арфей.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней
Гелий, Атом, Космодром.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым
Заниматься вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

Почему спорщикам удалось договориться? (из любви к ребенку дали все же понятное всем имя)

В разные времена популярными были определенные имена. Так в 18 веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей многочисленных Катерин, и дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем – то уподобиться матушке – царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах тогдашнего общества.

Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся в разное время года,существуют свои особенности.

Выступление учащихся

Послушаем, что нам скажут ребята.(Инд.задание –монолог ученика)

- Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.

- Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

- Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.

- Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками, и искусством.

Слово учителя

- Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и другие имена, необычные, не христианские. И вот Маршак написал “В защиту детей” стихотворение. Прослушаем это стихотворение (отображается на интерактивной доске-рассказывает подготовленный ученик).

. Если только ты умён
Ты не дашь ребятам,
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала
Сокращённо Дита
На родителей была
Девушка сердита.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.

-Какова история вашего имени.

Выступление учащихся (исследовательские работы-2-3человека)

Слово учителя

В наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по - новому. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, причем во многих странах есть имя Иван. Русские имена давали в соответствии с тем, какие были в святцах (церковный календарь), из них выбирали имя ребенку при крещении.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Исследовательская работа

- Сейчас мы проанализируем имена ребят, обучающихся в нашей школе и выявим самые распространённые имена среди девочек и мальчиков.

- Так как нас в классе много, мы делимся на группы по5 человек, и каждая группа выпишет имена учащихся определённого класса (индивидуальная групповая работа), а затем вы объединитесь и составите общий вывод (совместная работа). Один из вас (по вашему выбору) озвучит результаты вашего исследования.

5. Реализация опережающего задания. Учащиеся читают исследовательские работы о своем имени (дом.задание)
































6. Подведение итогов урока.Рефлексия--Какой этап урока был самым интересным? -Интересно ли было узнать о значении своего имени? -Какое выступление запомнилось больше всего? -Продолжите предложения: -Сегодня на уроке я узнал(а)… Хотелось бы узнать о … 8.Заключительное слово.

--Ребята,храните свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках и помните:необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Проспер Мериме сказал: «Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание».7. Домашнее задание и выставление оценок

Подготовить рассказ о знаменитом тезке.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Что в имени тебе моём?

Автор: Абдуллава Фариза Абдулмуминовна

Дата: 10.04.2017

Номер свидетельства: 408125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Устный лингвистический журнал "Что в имение тебе моём?""
    ["seo_title"] => string(62) "ustnyi_linghvistichieskii_zhurnal_chto_v_imieniie_tiebie_moiom"
    ["file_id"] => string(6) "458692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1519139730"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Факультативное занятие по ономастике "Что в имени тебе моём?""
    ["seo_title"] => string(67) "fakul-tativnoie-zaniatiie-po-onomastikie-chto-v-imieni-tiebie-moiom"
    ["file_id"] => string(6) "129058"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415631848"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Презентация к мероприятию "Что в имене тебе моём?" "
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia-k-mieropriiatiiu-chto-v-imienie-tiebie-moiom"
    ["file_id"] => string(6) "182355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425496422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Игра-соревнование "Что в имени тебе моём?" "
    ["seo_title"] => string(47) "ighra-sorievnovaniie-chto-v-imieni-tiebie-moiom"
    ["file_id"] => string(6) "184130"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425998529"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Презентация "Что в имени тебе моем.""
    ["seo_title"] => string(36) "prezentatsiia_chto_v_imeni_tebe_moem"
    ["file_id"] => string(6) "511792"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1558505778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства