Просмотр содержимого документа
«Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?»
Конспект урока по русскому языку “Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?»
Цель:
- продолжить изучение темы «Омонимы», систематизировать и обобщить изученный материал, расширить знания учащихся новыми сведениями об омонимах; закрепить изученный материал на практике;
- продолжить работу над развитием речи учащихся; развивать творческие способности учащихся; формировать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать ценностное отношение к таким понятиям, как: «дружба», «друг», «помощь».
Ход урока:
Добрый день, ребята! Наш с вами урок хотелось бы начать с эпиграфа, которым сегодня послужит пословица. На экране пословица: «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце». Скажите, пожалуйста, как вы понимаете данные слова? (ответы детей). Сейчас, ребята, мы с вами проверим свои сердца и головы.
У нас вами есть один общий хороший знакомый, пожалуйста, давайте посмотрим на экран (на экране слайды с изображением Джека Воробья из фильма «Пираты Карибского моря»). Ребята, у каждого из нас есть друзья, а вот Джек Воробей, несмотря на свой солидный жизненный опыт, друзей так и не приобрел, но сейчас ему как никогда нужен друг, поможем Джеку? (ответы детей). Джек – пират, хитрец, плут решил измениться, но как это случилось, расскажет сам Джек (на экране письмо Джека Воробья):
1 лист: Здравствуйте, друзья! Недавно я, как обычно, бил баклуши, путешествовал в поисках сокровищ на «Черной жемчужине», это нормально, я ведь перекати-поле. Ничто не предвещало беды. Я увидел заброшенный корабль, не прошло и 10 минут, как я оказался на нем. Первое, что увидел на палубе, это был огромный красный ящик, который просто манил меня, в нем был свиток, на котором написано: «Ты можешь измениться, тебе поможет друг открыть путь к знанию и преобразиться!». Также на свитке были ключи, здесь я попал впросак, но об этом позже… Прошло время, но я как белены объелся, надпись не давала мне покоя. Друзья, мне нужна ваша помощь, так как главное условие моего преображения – найти тех друзей, которые согласны не щадя живота своего совершить это путешествие за меня. Поверьте, я не втираю очки…
Ребята, поможем Джеку измениться? (ответы детей). Прежде чем прочитаем 2 лист, скажите, что так любит использовать Джек в своей речи знакомое нам с вами? (ответы детей – фразеологизмы). Назовите их, пожалуйста, не забудьте напомнить всем нам, что обозначает каждое выражение. Тогда смотрим второй лист письма (на экране второй лист письма Джека Воробья):
2 лист: Мой верный корабль «Черная жемчужина» поможет вам в этом путешествии к острову Знаний, маршрут уже задан, однако есть проблема, я никак не могу разобраться с ключами, которые помогут разгадать тайну сундука.... В добрый час, друзья!!!
Джек Воробей
А вот и наши ключи, с которыми не смог разобраться Джек, ребята, похоже наш пират не совсем хорошо учился в школе, скажите, пожалуйста, что на этих изображениях, почему Джек не смог разобраться с ними? (ответы детей)
Молодцы, на изображениях ключи, но слово «ключ» не просто слово, а слово-омоним. Как вы понимаете, наше путешествие будет с этим явлением языка связано. Какова Тема урока? (омонимы).
Мы с вами практически готовы отправиться в путешествие, но когда вы собираетесь в дальнюю поездку, что вы обязательно берете с собой? (ответы детей). Правильно, багаж, нам с вами также необходим будет багаж в нашем серьезном путешествии к острову Знаний. У каждого из вас на парте находится маршрутный лист, первое, что вы видите, это чемодан, но он у вас разделен на 2 части: Что вы знаете? Что вы хотите узнать? Сейчас мы с вами заполним чемодан, ответив на вопросы (у вас есть 3 минуты, работаем). Какова цель путешествия?
(ответы детей: Что такое омонимы? С чем их можно спутать? Как различить с многозначными словами?). Мы с вами сегодня не только поможем Джеку, но и себе, кто хотел бы попробовать сформулировать цель нашего урока? (ответы детей) Цель урока – расширить наши с вами представления об омонимах. Собрали чемодан, отправляемся! Кстати, наиболее активных помощников Джек просил поощрить, но не драгоценностями, а хорошими оценками.
5. Первое препятствие: у нас с вами маленький запас воды, необходимо его пополнить, зайдем с вами в Бухту Трудностей. Чтобы добыть воду, нужно добраться до родника, но это слишком высоко, необходимо сплести лестницу. У каждого из вас на маршрутном листе есть начало лестницы, вам необходимо завершить её изготовление, определив многозначное слово или слово-омоним (время – 5 минут).
ПРОДОЛЖИТЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ:
Вал – омоним
Летать – многозначное
Бежать – многозначное
Арена – многозначное
Норка – омоним
Клуб – омоним
Крыло – многозначное
Лук – омоним
Ласка – омоним
Второе препятствие: на море полный штиль, всё хорошо, посмотрите нас с вами, оказывается, сопровождает русалка, давайте узнаем, что ей нужно. Что это? (бутылка с запиской). Давайте узнаем, что в ней.
На экране записка: Узнай, что на картине, и будешь ты богат!
Интересно, похоже, это как-то связано с нашим путешествием. Давайте посмотрим на задание. Вам необходимо соотнести картинку и слово (работаем устно ). Давайте понаблюдаем за словами 1 группы: одинаково пишутся, но произносятся по-разному, имеют разные ЛЗ. Понаблюдаем за словами 2 группы: одинаково произносятся, но по-разному пишутся, имеют разные ЛЗ. (говорят дети). Ребята, это тоже слова-омонимы, но с некоторыми особенностями, которые вы сейчас назвали.
Я вам предлагаю сейчас побыть мудрецами, лингвистами, составьте теоретический материал для учебника (заполняют 2 СТРОКУ таблицы, 2 минуты).
СЛОВА-ОМОНИМЫ, КОТОРЫЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ:
1. ЛЗ
2. произношением и ЛЗ
3. написанием и ЛЗ
Добавьте в 3 строку таблицы примеры (2 минуты)
СЛОВА-ОМОНИМЫ, КОТОРЫЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ:
1. ЛЗ
2. произношением и ЛЗ
3. написанием и ЛЗ
ключ
Атлас – атлас
Гриб - грипп
Омонимы Омографы Омофоны
Ребята, посмотрите, мы с вами приблизились к острову знаний. А на острове мы и найдем сундук. Вот и он. Однако путь к сундуку преграждает пропасть. Слова около пропасти на слайде (У вас с собой должны быть: добрые намерения, багаж, ключи). Три задания:
- Шуточное стихотворение:
В море суши полоса
Называется коса,
И у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,-
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
- На маршрутном листе следующее задание: вставьте буквы (3 минуты).
Сп..ши слова – сп..ши домой; съедобный гри.. – вирусный гри..; об..жать друга – об..жать вокруг дерева; скр..пя сердце – скр..пя половицами; человеческий поро.. – переступить через поро…; сделал пло… - пло.. труда. (проверяем).
- Викторина (устно), проверим, как вы знаете флору ифауну.
Галстук музыканта симфонического оркестра.
Ответ: бабочка.
Спортивная обувь для зимнего спорта.
Ответ: коньки.
Парная деталь санок.
Ответ: полоз.
Навес для тени на одном столбе.
Ответ: Грибок.
Женское имя.
Ответ: Лилия (Роза и т. д.)
Законодательница мнений в светском обществе.
Ответ: львица.
Ложная газетная статья.
Ответ: Утка.
Ручка водопроводного вентиля.
Ответ: барашек.
Здоровенный телом, но со скудным умом.
Ответ: дуб.
Спесивец надутый.
Ответ: индюк.
Банный предмет.
Ответ: губка.
Щетка для чистки бутылок.
Ответ: ежик.
Гимнастическое упражнение, родственное балетному.
Ответ: ласточка.
8. Выполнили все задания, сундук наш. Давайте откроем сундук. Кошмар, ребята, он пуст, там только надпись на дне сундука: Разгадай шифр!!! Каждая цифра – это буква русского алфавита:
5 18 21 4
9 15 1 15 10 6
И как мы с вами объясним эти слова Джеку Воробью? (ответы детей). Да, я с вами согласна, мы многое приобрели. Во-первых, друга, а во-вторых, вы не заметили, что нести багаж стало тяжелее? (ответы детей), давайте заполним 2 половину чемодана. Цель омонимов ??? (языковое средство – игра, практическая цель – уметь писать).Ответы детей.