kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - изучение нового материала по теме "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чем отличаются друг от друга слова-омонимы»

Конспект урока «О словах разнообразных - одинаковых, но разных». (Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.)


Цель урока: 1) сформировать у учащихся понятие об омонимах в сопоставлении с понятием о многозначности слова;

2) показать роль омонимов в речи; воспитывать умение внимательно относиться к собственной речи;

3) научить при определении лексического значения омонимов пользоваться толковым словарем.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, карточки, словарь омонимов, толковый словарь Ожегова, книга Якова Козловского «Веселые приключения не только для развлечения».


План урока:

1.Оргмомент (1 минута)

2. Проверка д/з (8 минут)

3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации (5 минут)

4. Изучение нового материала (11 минут)

5. Работа по закреплению материала (10 минут)

6.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (5 минут)

7. Задание на дом (2 минуты)

8. Итог урока. Рефлексия. (3 минуты)


Ход урока

I. Оргмомент. Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создает благоприятный психологический настрой на работу. Девиз: «Я хочу научиться – я научусь!» Пожелание успешной работы (слайд 1)

II.Проверка д/з:

1) Разбор ошибок, допущенных в предыдущей домашней работе

2) Лексический словарный диктант. (слайд 2)

Задание: определить слова по лексическому значению, записать их, поставить ударение:

* слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные);

* слова, обозначающие одно и тоже, но с разными оттенками; значения (синонимы);

* все слова языка (лексика);

* слова, имеющие два и более лексических значения (многозначные);

* раздел языкознания, изучающий лексику (лексикология);

* словарный запас одного человека (лексикон);

* слова, противоположные по смыслу (антонимы);

* переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому (метафора).

3) Взаимопроверка (слайд 3)

III.Создание проблемной ситуации.

1) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Использование занимательного материала. Загадки-смешинки.

* Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба подберут подходящий бор».

А я с кресла – бежать во весь опор.

По-моему, врач хитрит что-то:

Кому же целый лес в рот совать охота?

* Смотрите, по воде барашки бегут.

- Ну и люди… Ну и лгут!

- Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки-то ведь тяжелее воды.

Беседа: - Почему на приеме у стоматолога произошла комическая ситуация?

- Чем объяснить, что собеседники не верят тому, что им говорят о бегущих по воде барашках?

(Больной убежал в испуге от врача потому, что не различает значения слов:

бор1 – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле

бор2 - хвойный лес.

Во втором случае недоразумение происходит опять-таки из-за того, что люди смешивают значения слов:

барашки1– небольшие белые пенистые волны

барашки2 – молодые овцы.)

2) Учащиеся пробуют сформулировать тему, учитель добавляет термин омонимы. Запись темы, постановка целей урока самими учащимися (цель урока записывается на интерактивной доске в виде вопросов):

  • Что такое омонимы?

  • Чем отличаются омонимы от многозначных слов?

  • Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

  • Какова роль омонимов в речи? Зачем нужно изучать слова-омонимы? (слайд 4)


3) Слово учителя. Учитель сообщает детям, что как раз знания о словах-омонимах и помогают найти выход из этой проблемной ситуации. Делается вывод о необходимости изучения данной темы, так как основная задача общения – понять другого и быть понятым собеседником.

IV. Изучение нового материала.

1) Задание: прослушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: что за слова – омонимы?

Чтение стихотворения Я. Козловского «Вы откуда молодцы?» учителем.


День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им.

Что за чудо?!

Предо мною близнецы.

Я спросил их:

- Вы откуда

Появились, молодцы?


Отвечали мне слова:

- Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.


Но важна не только внешность.

Потому не торопись;

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.


Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу - далеки.

2) Беседа: - Что же это за слова? (близнецы, уже знакомы, одинаково пишутся, одинаково слышатся, внешне похожи, но смысл разный.)

- Попробуйте дать определение слов-омонимов.

3) Работа с учебником.

Учащиеся проверяют себя (определение). Работа в паре:рассказывают друг другу определение.

Упр.522 (устно).

4) Отличие слов-омонимов от многозначных слов.

- Сколько лексических значений может иметь слово? (Ответ ученика и рецензирование ответа по «Пяти П»

Полно?

Правильно?

Последовательно?

Примеры?

Пояснения?)


- В чем отличие слов-омонимов от многозначных слов?

Работа со словарем.

  • Познакомить учащихся со словарем омонимов.

  • Показать, как обозначаются омонимы в толковом словаре.

  • Практическая работа по нахождению слов-омонимов в толковом словарике учебника и в толковом словаре под редакцией Ожегова и в Интернете на сайте http://www.gramota.ru/

V.Закрепление материала.

1) Работа с лингвистическим текстом (чтение, ответы на вопросы).

Используя таблицу упр.524, составить план упр.523

2) Упр.524(письменно).

3) Употребление омонимов в речи.

  • Чтение стихотворений из книги Якова Козловского «Веселые приключения не только для развлечения».

Задание: а) найдите омонимы (здесь и омофоны, и омоформы, и омографы)

Такса (слайд 5)


Сев в такси,

Спросила такса:

- За проезд

Какая такса?

А водитель:

- Денег с такс

Не берем совсем.

Вот так-с.


Говорили тиграм львы (слайд 6)


Говорили тиграм львы:

- Эй, друзья,

Слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог?


Март (слайд 6)


Снег сказал:

- Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

б) Какова роль омонимов в речи?

(В поэзии омонимы нередко употребляются для создания веселого, шутливого настроения.)

  • Предупреждение речевых ошибок.

Слово учителя. Необходимо быть осторожным в словоупотреблении, так как в некоторых случаях омонимия может привести к искажению смысла высказывания, неуместному комизму:

Примеры:

…при комментировании футбольного матча: «Сегодня футболисты покинули поле без голов».

«На экране телевизора мы видим Гаврилова в красивой комбинации».

…в художественном произведении: «Слыхали ль вы…»

«Можно ли быть равнодушным ко злу(слайд 7)

VI. Самостоятельная работа

  1. Выпишите омонимы (здесь и омофоны, и омоформы, и омографы) из

Стихотворения Я. Козловского «Медведь и осы»

Нёс медведь, шагая к рынку

На продажу мёду крынку,

Вдруг на мишку – вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало. (слайд 8)


  1. Самопроверка (слайд 9)


VII. Задание на дом:

Упр.523(устно), упр.525 или работа с толковым словарем учебника. Задание: выписать в два столбика многозначные слова и слова-омонимы.

VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске (смотри начало урока); определяют, все ли удалось выполнить, какие встретились трудности, что помогло с ними справиться, что понравилось.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

Автор: Гарахина Нина Юрьевна

Дата: 24.11.2020

Номер свидетельства: 564346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства