Просмотр содержимого документа
«Чем отличаются друг от друга слова-омонимы»
Конспект урока «О словах разнообразных - одинаковых, но разных». (Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.)
Цель урока: 1) сформировать у учащихся понятие об омонимах в сопоставлении с понятием о многозначности слова;
2) показать роль омонимов в речи; воспитывать умение внимательно относиться к собственной речи;
3) научить при определении лексического значения омонимов пользоваться толковым словарем.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, карточки, словарь омонимов, толковый словарь Ожегова, книга Якова Козловского «Веселые приключения не только для развлечения».
План урока:
1.Оргмомент (1 минута)
2. Проверка д/з (8 минут)
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации (5 минут)
4. Изучение нового материала (11 минут)
5. Работа по закреплению материала (10 минут)
6.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (5 минут)
7. Задание на дом (2 минуты)
8. Итог урока. Рефлексия. (3 минуты)
Ход урока
I. Оргмомент. Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создает благоприятный психологический настрой на работу. Девиз: «Я хочу научиться – я научусь!» Пожелание успешной работы (слайд 1)
II.Проверка д/з:
1) Разбор ошибок, допущенных в предыдущей домашней работе
2) Лексический словарный диктант. (слайд 2)
Задание: определить слова по лексическому значению, записать их, поставить ударение:
* слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные);
* слова, обозначающие одно и тоже, но с разными оттенками; значения (синонимы);
* все слова языка (лексика);
* слова, имеющие два и более лексических значения (многозначные);
* раздел языкознания, изучающий лексику (лексикология);
* словарный запас одного человека (лексикон);
* слова, противоположные по смыслу (антонимы);
* переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому (метафора).
3) Взаимопроверка (слайд 3)
III.Создание проблемной ситуации.
1) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Использование занимательного материала. Загадки-смешинки.
* Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба подберут подходящий бор».
А я с кресла – бежать во весь опор.
По-моему, врач хитрит что-то:
Кому же целый лес в рот совать охота?
* Смотрите, по воде барашки бегут.
- Ну и люди… Ну и лгут!
- Полно вам, далеко ль до беды?
Барашки-то ведь тяжелее воды.
Беседа: - Почему на приеме у стоматолога произошла комическая ситуация?
- Чем объяснить, что собеседники не верят тому, что им говорят о бегущих по воде барашках?
(Больной убежал в испуге от врача потому, что не различает значения слов:
бор1 – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле
бор2 - хвойный лес.
Во втором случае недоразумение происходит опять-таки из-за того, что люди смешивают значения слов:
барашки1– небольшие белые пенистые волны
барашки2 – молодые овцы.)
2) Учащиеся пробуют сформулировать тему, учитель добавляет термин омонимы. Запись темы, постановка целей урока самими учащимися (цель урока записывается на интерактивной доске в виде вопросов):
Что такое омонимы?
Чем отличаются омонимы от многозначных слов?
Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?
Какова роль омонимов в речи? Зачем нужно изучать слова-омонимы? (слайд 4)
3) Слово учителя. Учитель сообщает детям, что как раз знания о словах-омонимах и помогают найти выход из этой проблемной ситуации. Делается вывод о необходимости изучения данной темы, так как основная задача общения – понять другого и быть понятым собеседником.
IV. Изучение нового материала.
1) Задание: прослушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: что за слова – омонимы?
Чтение стихотворения Я. Козловского «Вы откуда молодцы?» учителем.
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
- Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
- Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность.
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу - далеки.
2) Беседа: - Что же это за слова? (близнецы, уже знакомы, одинаково пишутся, одинаково слышатся, внешне похожи, но смысл разный.)
- Попробуйте дать определение слов-омонимов.
3) Работа с учебником.
Учащиеся проверяют себя (определение). Работа в паре:рассказывают друг другу определение.
Упр.522 (устно).
4) Отличие слов-омонимов от многозначных слов.
- Сколько лексических значений может иметь слово? (Ответ ученика и рецензирование ответа по «Пяти П»
Полно?
Правильно?
Последовательно?
Примеры?
Пояснения?)
- В чем отличие слов-омонимов от многозначных слов?
Работа со словарем.
Познакомить учащихся со словарем омонимов.
Показать, как обозначаются омонимы в толковом словаре.
Практическая работа по нахождению слов-омонимов в толковом словарике учебника и в толковом словаре под редакцией Ожегова и в Интернете на сайте http://www.gramota.ru/
V.Закрепление материала.
1) Работа с лингвистическим текстом (чтение, ответы на вопросы).
Используя таблицу упр.524, составить план упр.523
2) Упр.524(письменно).
3) Употребление омонимов в речи.
Чтение стихотворений из книги Якова Козловского «Веселые приключения не только для развлечения».
Задание: а) найдите омонимы (здесь и омофоны, и омоформы, и омографы)
Такса (слайд 5)
Сев в такси,
Спросила такса:
- За проезд
Какая такса?
А водитель:
- Денег с такс
Не берем совсем.
Вот так-с.
Говорили тиграм львы (слайд 6)
Говорили тиграм львы:
- Эй, друзья,
Слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
Март (слайд 6)
Снег сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
б) Какова роль омонимов в речи?
(В поэзии омонимы нередко употребляются для создания веселого, шутливого настроения.)
Предупреждение речевых ошибок.
Слово учителя. Необходимо быть осторожным в словоупотреблении, так как в некоторых случаях омонимия может привести к искажению смысла высказывания, неуместному комизму:
Примеры:
…при комментировании футбольного матча: «Сегодня футболисты покинули поле без голов».
«На экране телевизора мы видим Гаврилова в красивой комбинации».
…в художественном произведении: «Слыхали ль вы…»
«Можно ли быть равнодушным ко злу?» (слайд 7)
VI. Самостоятельная работа
Выпишите омонимы (здесь и омофоны, и омоформы, и омографы) из
Стихотворения Я. Козловского «Медведь и осы»
Нёс медведь, шагая к рынку
На продажу мёду крынку,
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало. (слайд 8)
Самопроверка (слайд 9)
VII. Задание на дом:
Упр.523(устно), упр.525 или работа с толковым словарем учебника. Задание: выписать в два столбика многозначные слова и слова-омонимы.
VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.
Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске (смотри начало урока); определяют, все ли удалось выполнить, какие встретились трудности, что помогло с ними справиться, что понравилось.