kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Буквы а - о в корнях раст-ращ -рос, , кас-кос, лаг-лож и др. »( на основе системно- деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся  умений реализации нового способа действия: умения определять написание А- О  в корнях  с чередованием

Содержательная цель:  расширение понятийной  базы за счет включения в нее новых элементов: чередование А-О в корнях слов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Буквы а - о в корнях раст-ращ -рос, , кас-кос, лаг-лож и др. »( на основе системно- деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Усть -Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»

п. Усть-Уда, Усть-Удинский район, Иркутская область





Урок русского языка для 5 класса по теме:

«Буквы а - о в корнях раст-ращ -рос, , кас-кос, лаг-лож и др. »( на основе системно- деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС)











подготовила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»

Крыс Ольга Анатольевна.













П. Усть-Уда,2016г



Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять написание А- О в корнях с чередованием

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: чередование А-О в корнях слов

Задачи урока:

- сформировать представление о способе выбора написания А-О в корнях -лаг- лож- - кас-кос и др.;

- комментировать условия написания А-О в корнях -лаг- лож- - кас-кос и др.;

- развивать орфографическую зоркость

- развивать монологическую речь.

Ход урока:

1. Этап мотивации.

Учитель приветствует детей, высказывает добрые пожелания, т.о. создается положительный эмоциональный фон.

- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок? (Получить новые знания.)

М. Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Как вы понимаете это высказывание? (Новые знания интереснее отрывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека.)

- Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М. Монтеня, известного французского писателя и философа эпохи Возрождения.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Актуализация

- Ребята, мы с вами продолжаем изучать «Орфографию».

- С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (Орфограмма)

- Что такое орфограмма? (Ошибкоопасное место)

- Перечислите, какие орфограммы в корне мы уже изучили?

А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы:

Д..ревья, тр…туар, б..ссейн, в..сной, б..жал, в..тамин, л..дяной.

- На какие группы разделили слова и почему? (Слова с проверяемой безударной гласной в корне и слова с чередованием в корне). Объясните выбор орфограммы.

Пробное действие

- Давайте сейчас попробуем выполнить ту же работу с другими словами Прил..тел, зар..стают, р.сточек, в..дичка, предл.жить, уд..вительный, к..бинет , л..дяной, выр.с.

Все справились с заданием? (Возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Хватает ли нам знаний, чтобы выполнить данное задание? (Учащиеся не знают, как правильно написать корни с чередованием букв А-О).

3. Выявление места и причины затруднения.

- Давайте подумаем, как мы действовали до этого ряда слов? (выделяли корень, далее определяли способ проверки орфограммы. Можем ли мы действовать по данному алгоритму? (Ответы учащихся неоднозначны.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, какова наша с вами учебная задача? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети формулируют тему урока, затем учитель записывает ее на доске, а учащиеся – в тетради.)

- Каким способом мы попытаемся добыть новые знания? (Способом уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать из ранее изученных на основе наблюдения над языковым материалом)

5. Реализация построенного проекта

Дети выдвигают гипотезы:

Проверить орфограмму можно сильной позицией.

Выбор гласной зависит от последующей буквы или ударения.

Далее учитель предлагает учащимся по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над 2 парами слов с одним и тем же корнем.

- Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

1 гр.: касаюсь- коснулся, прикасание – прикосновение;

2 гр.:сложить-слагать, приложил – прилагать;;

3 гр.: растение – росли, растет-выросли;

- Все справились с заданием? (Да.) Можем ответить, от чего зависит правописание букв А-О в корнях корнях раст-ращ-рос, , кас-кос, лаг-лож и др (Да.)

Новый способ действий фиксируется в речи и знаково:

- Что нужно сделать, чтобы правильно выбрать гласную?

Выделить корень

Подчеркнуть слабую позицию одной чертой

Выбрать способ проверки слабой позиции (безударная гласная, чередование О-А,)

Есть суффикс -а- - пишу А



Нет суффикса -а- - пишу о

Каждая группа отражает результат своей работы на доске, проговаривая алгоритм действий (-раст-ращ-рос, , кас-кос, лаг-лож - и т.д.)

В результате проделанной работы дети приходят к выводу, что данному правилу подчиняется группа корней.

- Давайте теперь обратимся к словам, вызвавшим затруднение в начале урока и зафиксируем графически выбор орфограммы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Выполняем задание на интерактивной доске (далее ИД), при этом проговаривая вслух выполняемые шаги и их обоснование: требуется распределить слова по колонкам в зависимости от гласной (1 ученик у доски, остальные – в тетради)..

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Как проверить, усвоена новая тема или нет? (Нужно поработать самостоятельно). Для самостоятельной работы я подготовила буквенный диктант (А - О).

1. Сложил, росли, приложение;

2. Растительность, слагаемое, растение;

3. Коснулся, слагается, прикосновение;

- В каком ряду во всех словах пишется буква А?

- В каком ряду во всех словах пишется буква О?

Проверим по эталону и образцу.

- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? (Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляем возможность их исправить.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Что общего у корней с чередованием А-О? (Выбор гласной зависит от наличия/отсутствия суффикса -а-.)

- В каких еще корнях выбор гласной определяется последующей буквой?

- А в каких случаях написание гласной в корнях с чередованием зависит от ударения?

9. Рефлексия УД на уроке.

- В конце урока надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

Домашнее задание: Вставить в слова пропущенные буквы, графически обосновав выбор орфограммы:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крыс Ольга Анатольевна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320434


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства