Тема урока Правописание приставок на З,С.
Класс: 5
Учитель: Татаурова Тамара Анатольевна МОУ «Джатиевская основная общеобразовательная школа» п. Ромашки Приозерский район Ленинградская область.
Программа: Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы.М.: Просвещение, 2008
Тип урока: закрепление знаний по теме (в игровой форме)
Цели урока: отработка навыков правильного написания приставок на –з, -с.
Задачи:
Обучающие:
- закрепление умения определять условия выбора букв з, с на конце приставки;
- закрепление умения применять правило в практической деятельности, отрабатывать умение отличать слова с приставками на - з, -с от слов с приставками единообразного написания, где з и с являются частью слова.
Развивающие:
-развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать ее графически, объяснять правописание;
- развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
- соединять теоретический материал с его практическим применением.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей;
- помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития.
Методы и приемы:
1. Слово учителя.
2. Анализ текста.
3. Игра по станциям. (См. Лист достижений учащегося).
Оборудование:
1.Изготовленные детьми таблицы «Звонкие и глухие согласные» - подсказки.
2. ПК, мультипроектор.
3. Электронная презентация – тренажер «Вовка в тридевятом царстве» (Автор работы: Воропаева Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 5 г.Ельца Липецкой области).
4. Карточки: а) «Найди ошибку» (Приложение 1); б) рецепт вкусного печенья (Приложение 2); в) кроссворд по сказкам А.С. Пушкина (Приложение 3);
г) игра «Собери ромашку» (физкульминутка).
5. Лист достижений учащегося (Приложение 4).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания – Станция «Терминологическая» (терминологический диктант – усвоение теоретического материала по теме «Морфемика»).
1) наименьшая значимая часть слова (морфема)
2) часть изменяемого слова без окончания (основа слова)
3) раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова (морфемика)
4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс)
5) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют (чередование)
6) кратчайшая звуковая единица, из которой состоит морфема (фонема)
7) значимая часть слова, которая образует формы слова (окончание)
8) главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов (корень)
9) части слов, в которых имеются изменения (чередования) звуков, называются (варианты)
10) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка)
2. Беседа.
- Итак, дайте еще раз определение приставки.
- Какова тема нашего урока? Цель урока? Чего должны достичь к концу урока? (целеполагание – дети сами ставят цели урока, я им помогаю).
- На какие 3 группы делятся приставки? (1. Те, которые всегда пишутся одинаково; 2. Приставки на –з,-с; 3. Приставки пре-, при-). Приводят примеры.
- Когда на конце приставки пишется -З, когда – С? (выучено наизусть)
З- приставки не бывает. Это правило звучит
Это каждый твёрдо знает. перед выполнением
Но в словах З всё же есть: каждого задания.
ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕСЬ.
Приставки на З и на С как подружки,
Но в разные, впрочем, играют игрушки.
Приставка на З перед звонким согласным,
На С – пред глухим. Это просто и ясно. (рассказывают несколько человек, приводя примеры, объясняя это правило).
3. Закрепление темы – игра по станциям. (Работа с Листом достижений учащихся, как его заполнять, сколько баллов, за какую работу).
1) Станция «Выбери меня» (выборочный диктант с самопроверкой). (учащиеся 1 группы выписывают слова с приставкой на С, второй группы – на З, обозначить орфограмму). (Ключ на доске – закрыт: с З – 2,4,5,8,10; с С - 1,3,6,7,9).
1.Ра…писание, 2.ра…вязать, 3.бе…шумный, 4.бе…жалостный, 5.во…делывать, 6.во…питать, 7.и…печь, 8.и…дать, 9.во…стание, 10.во…звание. (Слова записаны на доске)
2) Станция «Математическая» ( цифровой диктант). (Перед этим - повторение правила – стихотворения – другой учащийся).
1. Избегать 2. Здесь 3. Расценки 4. Разведать 5. Здание 6. Разлука 7. Здоровье 8. Расписание 9. Воспеть 10. Бесцветный. (самопроверка – ключ на доске).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
з з с з з з з с с с Работа над ошибками (если есть).
3) Станция «Подготовка к ОГЭ» (замена словосочетаний синонимичными с приставками без-, бес-; обозначить главное слово). Самопроверка
Ребёнок без забот, дорога без конца, плач без звука, движение без шума, рыцарь без страха (беззаботный2 ребёнок, бесконечная дорога, беззвучный2 плач, бесшумное движение, бесстрашный2 рыцарь) – 1 учащийся выполняет это задание на обратной стороне доски, дети находят ошибки, исправляют их.
- Почему в некоторых словах пишутся удвоенные согласные ЗЗ или СС?
- Морфемный разбор выделенных слов – по рядам (на доске).
4) Станция «Попади в цель» Соедини слова (чтение правила – стихотворения – следующий учащийся).
(Ручкой соединить с З, карандашом – с С) Проверка – прочитать только те слова, которые соединены с буквой З).
Соедините слово с буквой, которую следует написать в слове |
Ра…следованное Ра...сыпанное Ра…писные Бе…возмездно Бе...шумно Бе…платно …доровье | З С | Ра…спилить Ра...сортировать Ра...ровненная …бежать Ра…битое ..делать …дание |
5) ФИЗМИНУТКА (собери ромашку) (на 1 столе лежит желтая серединка ромашки с буквой С в центре, на втором – с буквой З, на третьем столе лепестки со словами, в которых пропущены эти буквы).
6) Станция «Ошибочная» (с элементами анализа текста) (найдите ошибки, исправьте их, объясните написание) (Приложение)
Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти безжизненной. Здесь и расположились Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним безшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался.
Миша и Саша расделились и разошлись в разные стороны, чтобы найти дополнительные ветки и укрепить свое жилище. На восстановление ушло много времени. Когда работа была, наконец, закончена, ребята пошли рыбачить, а Дружок остался охранять шалаш.
1.О чем текст? Как можно его озаглавить?
2. Главная мысль текста?
3. Назовите тип текста. Докажите.
7) Станция «Я самый умный» (тест по теме «Правописание приставок»).
1) В каком слове приставка оканчивается на –с?
а) и..черпать; б) чре..мерный; в) бе..жизненный; г) во..делать.
2) В каком слове приставка оканчивается на –с?
а) во..наградить; б) бе..шумный; в) ра..жечь; г) ра..будить.
3) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) ни..ходить; б) во..произвести; в) ра..чёт; г) в..дохнуть.
4) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) и..жарить; б) и..царапать; в) ра..шнуровать; г) бе..ценный.
5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) и..царапать; и..жарить; б) и..числять; бе..ценный;
в) бе..жалостный; бе..шумный; г) бе..вкусица; ра..шнуровать.
Ответы 1) а 2) б 3) г 4) а 5) б
(Взаимопроверка, проверяющий ставит свою фамилию на листке проверяемого. Затем проверяю я: оценка учащемуся и проверяющему).
8) Работа на тренажере «Вовка в тридевятом царстве» (презентация Power Point). (Цель: отработка умения правильного написания букв З и С на конце приставок). Данная работа активизирует деятельность учащихся в применении знаний по данной орфограмме).
9) Рефлексия:
- достигли ли мы цели урока?
- чем был полезен для вас урок?
- закончите предложение: «Сегодня на уроке я …(узнал (не узнал) что – то новое…
-посчитайте свои баллы, поставьте себе оценку. (Сдают свои листы достижения).
10) Домашнее задание.
1. Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина.
2) Тест № 33 (стр. 82 – 84) Е.П. Черногрудова. Тесты по русскому языку:5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. М.: издательство «Экзамен», 2013
3) Карточка « Рецепт вкусного печенья» (вставить пропущенные буквы з(с), обозначить орфограмму). (Приложение 2)