Урок русского языка в 5 классе соотыетствует требованиям реализации ФГОС.
Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Основные цели:
1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,
научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание; 3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Основные цели:
1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,
научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание; 3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ». »
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».
Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Основные цели:
1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,
научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание; 3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
1.Постановка учебной задачи.
Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.
УУД: личностные, коммуникативные.
Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».
С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).
Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (раст-ращ-рос).
Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:
Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ).
Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).
2. «Открытие нового знания» .
Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.
Способы: диалог, парная работа.
Принцип деятельности.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).
Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.
3.Первичное закрепление.
Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.
-Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).
А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).
Выполним упражнение на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.
Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».
Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.
1.изложить, положить, изложение
2.выложить, излагать, заложить
3.приложить, прилагательное, наложить.
5.Тренировочные упражнения.
Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.
Сообщение дополнительного материала по культуре речи.
Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться спать».
Задание: кто быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?
Рефлексия деятельности (итог урока).
Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.
Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).
Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника.
2. Составить карточку для соседа на изученное
правило.
(10 слов с пропущенными буквами в корнях);
3. Написать небольшой рассказ «В походе»,
употребляя
слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.
Буквы О и А в корнях с чередованием -РАСТ-, -РАЩ- , -РОС-
Тип урока - закрепление изученного материала.
Технология урока – компьютерные технологии, технология программного обучения, саморазвития,
личностно – ориентированная.
Средства обучения – учебник « Русский язык 5 класс» Т.А. Ладыженская, дидактический материал
( ромашка – шаблон, карточки с заданиями для группы, тексты на карточках, шаблоны листочки) ИКТ,
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята!
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 1) (мордашка)
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация
знаний
3. Постановка учебной цели.
Запишите число, классная работа (Слайд 2)
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». И познакомимся с новым орфографическим правилом.
Подъезжаем к 1-й станции«Проверяйка»(слайд №3)
- Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлом уроке? Ответы детей. - Правильно: Давайте его вспомним. Паровозик остановился, выглянуло солнышко, но посмотрите, солнышко какое-то неправильное. -Чего в них не хватает? -Лучиков. I вариант -раст-,-ращ-, а для 2-го варианта -рос-. (работа с сигнальными карточкам) Росли, расти, растение, вросли, выращена, росток, подросли, подрастать, Ростов, проросли, вырастить, выращенный, заросла, зарасти.
. (работа с перфокартами для ослабленных учеников).
Раз, два, три – начали.
Молодцы, все очень хорошо постарались. Скорее в поезд!
Станция«Объясняйка». (слайд №4)
-Какая морфема изображена? О чём сегодня на уроке будет идти речь?
- Какие буквы живут на станции? (слайд №5)
- А теперь посмотрите на слова, какие буквы выделены?
-Попробуйте сформулировать тему урока. (слайд 6)
- цель нашего урока
Запись учащимися числа, «Классная работа»
Дети рассказывают правило,
работа с сигнальными карточкам
Отвечают на поставленные вопросы
Формулируют и записывают тему урока
Формулируют цель урока
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации)
Станция«Запоминайка»
1. Работа с таблицей (слайд 7)
Буквы ё и о после шипящих в корне
Шелк – шелковистая
шов
Щеки – щека
капюшон
–Посмотрите на таблицу. Давайте зачитаем данные в ней слова.
– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)
– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)
Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)
А что же за слова с правой стороны?)
– Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих?
–Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику.
- Существует правило:«Правописание гласных после шипящих».
2.Работа с правилом в ШУ (закономерность написания) (слайд 8)
. Слова-исключения.
– Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение: (слайд 9)
Наш “о” сегодня разозлен,
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез за ягодами в сад,
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.
Станция «Закрепляйка» (слайд 10)
1.Работа с упражнением
Упражнение № 442 выполнить по «цепочке»
Вывод по упражнению.
2. Работа с предложением.
Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.(синтаксический разбор)
-Найдите слово с новой орфограммой.
(слайд 11)
Коллективная работа
(запись в тетрадях)
Озвучивают правило
Записывают в тетрадь
у доски
2 ученика у доски, остальные на местах
Физкульт-минутка
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями).
Закрепление изученного материала
1.Отгадайте загадки, запишите отгадки (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму).
К одежде за воротничок
Пришили этот колпачок. (капюшон)
Очень эта речь тиха,
Прямо скажем, чуть слышна. (шёпот)
На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке –
Породы ежовой.(крыжовник)
Вновь упала на глаза
Не корова, не коза,
Не сосна, не ёлка,
А моя же… (чёлка)
Я у деда был в саду.
Дед мне дал орех в меду.
- Видишь, ульи там и тут?
Новосёлы в них живут!
А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
- Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил: (пчёлы).
Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в толк,
Щеголихи любят (шёлк)
На поляне дуб могуч.
Ветви достают до туч,
Летом разрастётся он –
Тень лежит со всех сторон.
Дуб велик, плод мал, как ноготь.
Называется он … (жёлудь).
2. Тренировочное упражнение на карточках (задание по вариантам) (слайд 12)
-Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначая орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа (взаимопроверка с помощью слайда 13).
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
шёв шопот
чёрточка шёрты
щолкнуть жёрдочка
шёк капюшён
шорстка трущёба
3Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.
Образец:пчелиный – пчёлы
Причесаться
Учебный
Шерстяной
Шелковистый
Желтеть
Чернеть
Черта
Дешевле
Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать. (слайд14)
Пора ехать домой, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.
один человек у доски, остальные в тетрадях
Работа в парах
По цепочке
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Рефлексия деятельности.
Тесты. (слайд 15)
Вариант №1 Вариант №2
А., В каком слове пишется «О»:А. В каком слове пишется «О»:
В. В каком слове пишется буква «О»:В.В каком слове пишется буква«О»:
1. пол…гать 1. отр…сль
2. р… сток 2. изл…гать
3.выр…щивать. 3. пол…жение
4.р…сти.4. выр…сти.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Понравился урок?
Выставление оценок
Самостоятельная работа
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание.
(слайд 16)
1) Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограмму
2) Упр. 422
3 ) Составить 1 предложение со словами на изученную орфограмму.
Запись учащимися задания в дневники.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
ТИП УРОКА:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБУЧАЮЩИЕ:
познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
воспитание любви к русскому языку;
воспитание сознательной дисциплины;
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник русского языка для 5 классов под редакцией
М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос;
компьютеры, презентация слайдов;
сигнальные карточки для игры;
листы с заданиями для загадок;
импровизированная полянка для цветов.
УЧИТЕЛЬ: ПЕТРУХИНА Л.В.
ХОД УРОКА:
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс ваш хоть куда! Мы начнем урок, друзья? Да!
Записываем число, классная работа.
II. Объяснение нового материала
– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.
1 слайд Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц.
Улиц… Ц…рк Ц…плёнок
Акац…я
– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.
Посмотрите, как пишутся эти слова (на 1 слайде выбегают буквы ы-и) – Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? 2 слайд Помогите мне сформулировать ее. 3 слайд «Правописание ы-и после ц».
-Что должны узнать на уроке? Чему научиться? (Запись темы в тетради)
– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения.
4 слайд (слова ЦИРКОВОЙ, ЦИФРА )
-Прочитайте слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне).
– Верно. В корне слова пишем И.
5 слайд (слова АКАЦИЯ, МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ)
-В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»).
– Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и в словах на -«ция».)
6 слайд (слова ЛИСИЦЫН, ПТИЦЫ)
– А теперь посмотрите на эти слова. В какой части слова находится орфограмма в этих словах? (в суффиксе и в окончании.)
- Делаем вывод: буква ы пишется в окончаниях и суффиксах после Ц.
7 слайд ( ЦЫПЛЁНОК, ЦЫГАН) А здесь в какой части слова находится орфограмма?(в корне).
– Правильно. В этих словах орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
8 слайд Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение.
«Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!»
-Итак, подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?
9 слайд. Таблица-правило.
10 слайд А я предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму.
В существительных на –ЦИЯ
Мы всегда напишем –ИЯ.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву И.
А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, -ЦЫ
Пишем только букву Ы!
– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.
Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, в общей слабости.
Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника.
Цигейка– стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы).
15 слайд
ФИЗМИНУТКА
Тематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после буквы Ц пишем букву И, подпрыгнуть, если в слове после буквы Ц пишем Ы.Слова: ЦИНГА, КУЦЫЙ, ОВЦЫ, АКАЦИЯ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ, СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны-
Раз-два-три-четыре-пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать-
Раз-два-три-четыре-пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
16 слайд
4. Ребята, вы любите цветы? Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег лежит, а у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а только те, в которых есть ЦИ-.
Ребята образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане. Кто быстрее.
Нарциссы Астры
Гиацинты Гладиолусы
Глициния Лилии
Цикламены Георгины
Настурция Хризантемы
Годеция Сирень
Циния Тюльпан
17 слайд. Сценка «Буквы поссорились».
Буква Ц. Шла как-то буква Ц и шептала что-то.
Была задумчива Ц отчего-то.
Была рассеянна и невесела.
Учитель. Почему?
Буква Ц. Поругались Ы и И вчера. (выбегают буквы Ы и И, дерутся).
Переполох в 5 классе Хворостянской школы,
Ищут место буквам в слове,
Ну, кто знает, укажи
Место буквам Ы и И!!!
Кто ответ мне сможет дать, я тому поставлю «5»!
Учитель. Ребята, давайте попробуем укажем буквам Ы и И их место, чтобы они больше не ругались! Но только разделимся опять на команды, и каждая команда придумает уговоры (правила) доставшейся букве Ы или И, можно в стихотворной форме. (можно дать ребятам готовые стишки).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ
1 команда. Не ругайся, Буква Ц!
Встань-ка, Ы, сейчас в конце.
В суффиксах и окончаниях будешь ты стоять,
И не смей оттуда у-бе-гать!!!
А ещё будешь стоять в словах-исключениях,
Мы же обещаем знать их все без исключения:
Цыц, цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки и цыкнуть,
К новой орфограмме попробуем привыкнуть!
2 команда. Букву И попросим мы быть в словах на –ция,
В корне слова тоже стой. Как ты тут красива!
Не обижайся, Буква И, что исключения ушли! 18 слайд (помирились)
6. Творческий диктант (слайд 19)
7. Проверяем свои знания. Тест (слайды 20 – 26)
8.Отгадайте загадки и впишите ответ в звездочки:
1. Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором.
Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и – ни шагу.
3. Летом — в огороде, Свежие зелёные, А зимою — в бочке, Жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?... Огурцы
4. Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете.
5. Я чрезвычайно хитрое пальто. Меня не сможет расстегнуть, увы, никто. ( Панцирь черепахи)
6. Явился в жёлтой шубке: — Прощайте, две скорлупки!
7. Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет?
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.
Незнайка.
Циклон – вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков.
Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс.
Коллекция – систематизированное собрание каких-либо однородных предметов.
Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерныйстрекот
III . Итог работы.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в
начале урока?
- Как вы думаете, достигли ли вы их?
- Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.
IY.Выберите себе домашнее задание:
1. & 38 , упражнение 336;
2. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк».
Y. Рефлексия
- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?
- Мою работу?
- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".
- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!
- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!
VI. СПАСИБО ЗА УРОК.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Цели урока: Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы. Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность. Тип урока: комбинированный. Технология:элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ. Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: · Прием рефлексивной деятельности · Метод конкретизации целей обучения · Метод открытого обсуждения новых знаний · Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».
Ход урока
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)?
2. Лингвистическая разминка.
На доске (слайде) предложение.
– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)
[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)
– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.
– Обозначьте изученные орфограммы.
Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология- огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.
. Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет определить тему урока. 4.Постановка проблемы и задач урока — Правильно, это имя существительное.
— Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи). — С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.
Отправляемся в путь! 5. Работа по теме урока
1 остановка «Опознаватнльная»
-Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в записанных вами предложениях и назовите их. ( Число запишите в маршрут)
А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)
2.Остановка «Теоретическая».
Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.
Работа с учебником стр.63 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.
Имя существительное
Грамматическое значение
Вопрос
Морфологические признаки
Роль в предложении
Подлежащее, дополнение,
обстоятельство
постоянные
непостоянные
Предмет
Кто?
Что?
Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.
Род, склонение.
Число, падеж
-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту
Самопроверка по слайду.
Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов) –
3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание. Найди лишне слово.(слайд)
Олень, дочь, мужчина . (род)
Собака, книга, девочка. (одуш.)
Москва, город, Россия. ( собств.)
Песня, море, листопад. (склонение)
Ключи, уроки, класс. (число)
- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите
Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.
Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)
Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
4.«Синтаксическая»
Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами
Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. (работа по группам)
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России
Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)
- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).
- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»
Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные? Прочтите стихотворение без существительных.
Итог.
- Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)
.
7) Сочинение – миниатюра.
А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.
Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.
Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Взаимооценка.
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать?
Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
( Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Весна» при помощи существительных)
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Лингвистический паспорт.
Имя существительное.
Грамматическое значение
Вопрос
Морфологические признаки
Роль в предложении
постоянные
непостоянные
Маршрутный лист
№
остановка
Количество баллов
1
«Опознавательная»
2
«Теоретическая »
3
«Морфологическая»
4
«Синтаксическая»
5
«Проверочная»
6
«Творческая»
Самостоятельная работа. Проверка по ключу.
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
4.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)
УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 5 класс
Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (1 час)
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цели: развить понятие о категории одушевлённости; учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; развивать познавательный интерес
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления. Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Приветственное слово учителя Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Приветствие учащихся
УУД: познавательные(извлечение информации из текста);
коммуникативные(формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)
2. Актуализация знаний
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.
- Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Но чтобы войти в эту страну и увидеть её во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот - правильное определение всех признаков существительного. Вы получали на дом задание, которое поможет нам в этом. Итак, начнем.
(Выводятся слайды №1, №2)
I. Тезис.
Слово … - имя существительное. Докажем это.
II. Доказательства.
Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)
Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).
В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)
В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.
В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).
III. Вывод:
- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.
Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему?
УУД: познавательные(извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
коммуникативные(формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
регулятивные(выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)
3. Постановка учебной задачи.
Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности
Учитель выступает в роли организатора.
После ответов детей уточняет цель и тему урока.
- Мы уже знакомы с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Кажется, всё просто: одушевлённые отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?
Одушевлённое или нет существительноетолпа? Ведь толпа состоит из людей.Оказывается, существительное толпа неодушевлённое, отвечает на вопрос что?В русском языке есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопросчто? и имеют показатель неодушевленности. Так, все существительные, называющие растения (тюльпан, береза) или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными.
- Но почему, вы спросите меня. Ведь это живая природа?! Как вы думаете, где кроется ответ?
- Ребята, сформулируйте тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой? (Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые)Выводятся слайды №3, №4
Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.
Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)
Предлагают и согласовывают тему урока.
Предполагаемый ответ учащихся
- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой- с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.
УУД: познавательные(пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели);
регулятивные(принимают и сохраняют учебную задачу)
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения
Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
Предлагает мини – исследование
Учитель выступает в роли организатора.
Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске
- Теперь мы можем беспрепятственно попасть в эту страну и продолжить знакомство с ней.
- Перечислите вещи, которые изображены на слайде (труба, лодка, море, дерево, бочка, солнце, причал).
- Какие из названных существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос – что?
Слайд № 6 –вывод.
1. - Одушевленность – неодушевленность существительных определяется по нескольким показателям. Первые два мы знаем (слайд № 7):
1) отвечают на вопросы (кто? что?)
2) значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой;
2 - Но есть и еще один показатель, который поможет нам в определении одушевленности – неодушевленности имен существительных (совпадение падежных окончаний).
- Просклоняйте имена существительные, выделите окончания (работа в группах. Раздать листочки с заданием.)
Вывод:
у одушевленных – Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.
у неодушевленных – И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.
( Вывожу слайд № 8 с примерами).
- Так как же с помощью падежей мы определим, одушевленное существительное или неодушевленное? Вывод – слайд №9
(Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различаются не только по значению, но и по форме винительного падежа: у одушевлённых существительных форма в.п. мн.ч. одинакова с формой р.п. мн.ч., а у неодушевлённых – с формой им.п. мн.ч.)
Работают с информацией, систематизируют её. Учатся работать в группах, определяют функции каждого члена группы. Учатся слушать мнения сверстников. Выполняют взаимопроверку. Планируют свою работу
коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);
регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)
5. Первичное закрепление знаний
Цель: усвоить учащимися новый способ действия
Предлагает послушать сказку и написать её продолжение
– Послушайте сказку Л. Успенского на эту тему. Я, правда, ее немного переделала. Вам же придется дописать концовку сказки.
- По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.
Плот спрашивает у кота:
- Ты живой?
- Живой.
- А чем докажешь?
- Двигаюсь.
- Я плыву, а ты сидишь.
- Захочу – буду шевелиться.
- Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.
Кот подумал и говорит:
- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
- Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав.
( После выполнения вывожу слайд № 10).
- Итак, теперь все встало на свои места. Кот живой, а плот – неживой предмет. И в этом нам помогли падежи.
В) – А вот в сказках бывает совершенно не так! Как будто сказки пишут неграмотные люди. И приходится читателю считать одушевленными совершенно неодушевленные предметы, так как «оживленные» ведут себя как люди: сердятся, говорят, радуются и улыбаются.
- Как называется такой прием? Средство выразительности? (Вывожу слайд №11 с определением олицетворения). Запомните этот термин, с ним мы будем встречаться часто.
Концентрируют своё внимание на задании. Работают в группах. Размышляют, анализируют. Делают вывод по этому виду работы
УУД: познавательные(извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание);
коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать).
6.Физ. минутка (пауза релаксации)
Создаёт игровую ситуацию
- Немного отдохнем. Давайте, ребята, проведем такую игру, встаньте. Я буду называть вам слова. Если имя существительное одушевленное, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Если существительное неодушевленное, вы приседаете.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: интериоризировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.
Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку учебных решений по эталону.
Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)
1) - Сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
-Прочитайте стихотворение А. Яшина. Вставьте пропущенные буквы. Существительные неодушевлённые обозначьте буквой Н, одушевлённые – О.
Орёл
Из-за утёса, как из - за угла,
Почти в упор ударили в орла.
А он сп..койно свой покинул камень,
Не огл..нувшись даже на стр..лка,
И, как всегда,
Широкими кругами,
Не тор..пясь, ушёл за обл..ка.
Быть может, дробь совсем мелка была –
Для перепёлок, а не для орла?
Иль задр..жала у стр..лка рука
И пок..чнулся ствол др..бовика?
Нет, ни др..бинки не ск..льзнуло мимо,
А сер..це и орлиное р..нимо.
Орёл упал,
Но средь д..лёких скал,
Чтоб враг не видел,
Не торжествовал.
-Поделись впечатлением с соседом: что понравилось, какое чувство вызвало стихотворение.
Проверка по эталону – слайд №12
слайд №13 - резерв
2) – Задание на сообразительность. Исключите лишнее слово. По какому признаку вы это сделали?
1. Бабочка, судак, тюльпан.
2. Дерево, кукла, девочка.
3. Насекомое, животное, расписание.
4. Самолет, машина, летчик.
5. Соловей, песня, певец.
Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +,- и др.). Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия
коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);
регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)
8.Саморефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий
Организует рефлексию учащихся по вопросам «Самооценка», используя выводы по уроку (слайд №14)
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________
Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________
Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать (что?) ______________
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
Осталось непонятным (что?) ______________________________________
- А мои оценки вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши работы
Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»
УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);
коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);
регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)
9.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Слайд №15
Запишите домашнее задание:
1) упражнение № 486;
2) напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
3) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные
Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.
Приложение №1
I. Тезис.
Слово … - имя существительное. Докажем это.
II. Доказательства:
Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)
Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).
В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)
В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.
В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).
III. Вывод:
- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.
I. Тезис.
Слово … - имя существительное. Докажем это.
II. Доказательства:
Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)
Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).
В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)
В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.
В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).
III. Вывод:
- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.
Приложение №2
Просклоняйте одушевлённое существительное лётчики, выделите окончания. Сделайте самостоятельно вывод
Падеж
Существительное
И.п.
(кто?)
Р.п.
(кого?)
Д.п.
(кому?)
В.п
(кого?)
Т.п.
(кем?)
П.п.
(о ком?)
Приложение №3
Просклоняйте неодушевлённое существительное тетради, выделите окончания. Сделайте самостоятельно вывод
Падеж
Существительное
И.п.
(что?)
Р.п.
(чего?)
Д.п.
(чему?)
В.п
(что?)
Т.п.
(чем?)
П.п.
(о чём?)
Приложение №3
Просклоняйте одушевлённое существительное дети, выделите окончания. Сделайте самостоятельно вывод
Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) ______________________________________________________________________Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) ______________________________________________________________________
Сегодня на уроке научился (лась) лучше делать (что?) ______________________________________________________________________
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) ______________________________________________________________________
Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ______________________________________________________________________
Осталось непонятным (что?) ______________________________________________________________________
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.
Класс: 5.
Форма проведения: урок.
Тип урока: комплексногоприменения знаний (комбинированный).
Цель урока: формирование умения применять принцип, по которому имена существительные разграничиваются на собственные и нарицательные; формирование умения правильно писать имена существительные нарицательные и собственные (с заглавной буквы, в кавычках).
Задачи:
Обучающие - закрепить знания об именах существительных собственных и нарицательных; развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограмм; дать понятие о "собственных наименованиях".
Развивающие - развить умение анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать воображение в процессе учебной деятельности.
Воспитательные - воспитывать культуру общения учащихся, позитивного отношения друг к другу, продолжать воспитывать у учеников чувство уважения и любви к своей Родине (на примере текста).
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап I. Организация начала урока.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и потому дарю вам эту улыбку. Сделайте такой же подарок мне. Спасибо.
Этап II. Проверка выполнения домашнего задания.
Начнем урок с проверки домашнего задания (Приложение 1), для этого мы будем пользоваться сигнальными карточками с буквами. Они перед вами. Какую букву вы вставили слова из 1.2.3 пунктов? "А" - правильно. А вот в четвертом пункте проверим каждое слово, для этого поднимаем карточки синего и красного цвета, в зависимости от ответа.
Молодцы. Кто может рассказать орфограмму, с которой вы работали, выполняя домашнее задание? Подсматривайте в опору при ответе. (Приложение 2)
Повторение орфограммы "Правописание букв А-О в корнях с чередованием ЛАГ/ЛОЖ".
Этап III. Подготовка к активной учебной деятельности.
(актуализация опорных знаний и умений; формирование познавательных мотивов).
1. Работа с предложением.
На доске перед вами предложение (читает учитель) . Перепишем его в тетрадь. К доске для разбора предложения я прошу выйти одно из учеников. Для разбора слова по составу мне понадобится еще один ученик.
Моя школа располагается2 на улице Нины Бондаревой.4
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему слова "Нина Бондарева" мы написали с заглавной буквы? А что вы знаете об этом человеке? Почему его именем названа улица нашего села?
2. Правильно, а где в предложении имена существительные нарицательные? Назовите их.
Ребята, вот мы и обнаружили тему нашего урока "Имена существительные собственные и нарицательные".
Садитесь, запишем тему и домашнее задание - Упр. 495 (Пояснение домашнего задания).
СЛАЙД 1
2. Эвристическая беседа. Формирование дидактической цели вместе с учащимися.
1. Вспомните, что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
2. Чем они отличаются друг от друга?
3. Изменяются ли по числам имена собственные?
Попробуйте это сделать на примере слов "Камчатка", "Россия", "Байкал"
СЛАЙД 2
Посмотрите внимательно на следующий слайд.
Как вы думаете, всё ли мы знаем о правописании имен собственных?
Попробуем вместе сформулировать задачи нашего урока :
1. Научится разграничивать имена собственные и имена нарицательные.
2. Научиться писать имена собственные.
Работа у доски двух учеников.
1.Потому что это слово - имя собственное.
2. Школа, улица.
Записываем тему урока. Домашнее задание в дневник.
1. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы, а имена собственные - с большой
2. Имена собственные – названия единичных предметов, а имена нарицательные – однородных.
3. Нет, не изменяются.
Оценивают значимость нового материала.
Формулируют задачи урока.
Этап IV. Усвоение новых знаний
Работа с текстом.
У каждого из вас на столе лежит карточка с заданиями. Но прежде чем мы приступим к их выполнению, прочтем на странице 197 информацию в рамке.
Теперь прочитаем текст (Приложение 3). Обратите внимание на наименования собственные. К доске для выполнения задания вызывается один из учеников. Второй делает морфемный разбор слова "прекрасная".
Вопросы:
1) Определите тему.
2) В каком предложении заключена основная мысль текста?
Выполнение задания к тексту.
СЛАЙД 3
А теперь внимательно рассмотрите схемы:
нариц. сущ + собст. сущ.
прил.+сущ. = собст. наименования
нариц. сущ + собст. сущ.
Страна Россия
на материке Евразии
часть света Европа
часть света Азия
полуостров Камчатка
прил.+сущ. = собст. наименование
Атлантический океан
Тихий океан
Черное море
К доске приглашаю одного из учащихся. Задание: подобрать синонимы к слову Россия.
Для этого вспомним, что такое синонимы?
Что объединяет эти слова?
Читают текст в рамке.
Читают текст.
1. Тема Родины, России.
2. Россия – великая и прекрасная страна.
Работа с текстом.
Синонимы - это слова близкие по значению. (Отечество, Отчизна, Родина.)
Эти слова объединяет их лексическое значение и орфограмма.)
Этап V. Физкультминутка.
Снова привычная для вас физкультминутка. Напомню правила: если вы слышите словосочетание, поднимаете руки вверх, если основу предложения - поворот через правое плечо, если однородные члены предложения - поворот через левое плечо.
Гордится страной, Байкал завораживает, уважать и любить, бурый медведь, великая и прекрасная, Камчатские вулканы, бухта Крашенинникова, баклан летит.
Продолжение этапа "Усвоения новых знаний".
Продолжим наш урок. На стр. 199 учебника ознакомимся с орфограммой №16. И рассмотрим слайд.
СЛАЙД 4
Какой вывод мы можем сделать?
Чтение орфограммы
Самостоятельная постановка учебной задачи и её выполнение.
Работа у доски одного из учащихся.
Заполнение таблицы.
Вывод: некоторые слова могут быть записаны как с большой так и с маленькой буквы.
Этап VI. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
(Самостоятельное комплексное применение знаний и самоконтроль).
А теперь работаем самостоятельно.
Выполните упр. 494. А проверим все вместе.
Выполнение упражнения.
Этап VII. Закрепления, обобщения и систематизации знаний.
СЛАЙД 5
Выполнение тестового задания.
(Приложение 4)
Этап VIII. Контроль и самопроверка знаний.
Выполним задания на карточках. (Приложение 5).
Самостоятельное выполнение дифференцированных заданий.
Этап IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Выводы.
1) Какую тему мы сегодня изучали?
Как пишутся имена существительные собственные?
Что нового мы узнали о правописании имен собственных.
2) Чем могут быть обозначены имена собственные?
3) Каких же существительных больше, собственных или нарицательных?
4)Какие сложности встали на нашем пути? Что показалось вам трудным? А что воспринялось легко?
СЛАЙД 6
Я желаю вам успехов! Спасибо за внимание и интерес к уроку!
Комментирование отметок.
1) Имена собственные и нарицательные.
Заглавие стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
2) Они могут быть обозначены не только отдельным словом, но и собственным наименованием.
3) Имен нарицательных в русском языке намного больше.
Приложение 1
Домашнее задание: вставить пропущенные буквы, обозначая в этих словах орфограммы и морфемы.
1. Большой лес всегда состоит из деревьев разных возр…стов. Одни отживают свой век, другие подр…стают. Кора лесных великанов часто обр…стает мхом и травой. А лесные болота не богаты р…стительностью.
2. Тулуп, из которого я успел выр…сти, был немножко для него узок.
3. В книгах наши писатели развили, выр…стили русский язык, а мы его усвоили от них путем чтения.
(Р,р)оссия – великая и прекрасная страна. Она ра...положена на самом большом материке (Е,е)вразии и занимает зн...чительную часть территории в двух частях света – (Е,е)вропе и (А,а)зии.
(Р,р)оссия омывается водами трех океанов. С запада – (А,а)тлантического, с севера – (С,с)еверного (Л,л)едовитого, с востока – (Т,т)ихого.
Никакая другая страна мира не имеет столь разнообразной природы, как (Р,р)оссия. Тепло (Ч,ч)ерного моря, огнедышащие вулканы полуострова (К,к)амчатка – все это наша (Р,р)одина!
(По М. Громову)
Задание к тексту: спишите первый абзац. Обратите внимание на то, что необходимо сделать при списывании:
- раскрыть скобки;
- объяснить выбор букв;
- выделить орфограммы.
Приложение 4
Тест по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы
2. Для обозначения единичных предметов используются:
а) только отдельные слова (например, Авача)
б) как отдельные слова, так и собственные наименования (например, Тихий океан)
3. В какой строке все слова написаны верно?
а) театр, улица Нахимова, журнал «Зритель»;
б) рассказ «Хирургия», Балтийское море, река «Быстрая»
Приложение 5
КАРТОЧКА А
Задание 1: Дать полные ответы на вопросы:
В каком городе ты живешь?
В какой области находится твой город, в каком районе? (Указать собственные и нарицательные).
Задание 2: Конструирование предложения.
Каких писателей ты изучаешь по литературе? Какие произведения этих писателей ты читал? (Ввести однородные члены и сделать синтаксический разбор предложений.)
*если осталось время придумайте и запишите несколько своих примеров собственных наименований.
КАРТОЧКА В
Задание 1 : отметь имена собственные (пишите ручкой в карточке)
Задание 2: перепиши предложение в тетрадь, исправляя ошибки.
Весёлая сказка Алана милна о Винни-Пухе, пятачке, ослике иа называется
Винни-Пух и все-все-все.
*если осталось время придумайте и запишите несколько своих примеров собственных наименований.
КАРТОЧКА С
Задание 1: Перепишите, вставляя пропущенные слова по смыслу.
1. Ребята с большим интересом обсуждали кинофильм … .
2. В газете … сообщалось о новых спортивных победах школьников.
3. В годы … войны люди проявили массовый героизм.
4. В … Армии сражались бойцы многих национальностей.
Урок русского языка в 5 классе
«Род имен существительных»
Цель: закрепление умений различать мужской, женский и средний род имён существительных.
Задачи:
Обучающая: научить учащихся определять род имен существительных;
Развивающая: развитие навыков разграничения категории рода в вопросе согласования с прилагательными и глаголами;
Воспитательная: привитие интереса к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями (маршрутные листы), карточки зеленого и красного цвета, поезда и вагончики.
Ход урока
Организационный момент.
Ученикам при входе в класс выдается билет, в котором написано слово, относящееся к одному из трех родов имени существительного. Обучающийся должен определить, к какому роду относится слово в его билете, и в соответствии с этим занять место за одним из трех столов – купе. (1 группа: капель, весна, сосулька, лужа, почка. 2 группа: дождь, гром, зной, бриз, цветок. 3 группа: облако, яблоко, небо, солнце, золото.)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду вашим проводником в мир русского языка, а именно в чудесные края, где правит его величество Имя Существительное. Скажите, пожалуйста, что вы знаете об этой части речи? В это путешествие мы отправимся с вами на скоростном поезде «Сапсан». (Слайд 1) Кто-нибудь знает, в честь кого поезд получил свое название? (Поезд назвали в честь птицы. Сапсан – самая быстрая птица, и вообще живое существо, в мире.) (Слайд 2) А почему поезд назвали в честь самой быстрой птицы? (Т.к. поезд очень быстро едет. Поезд способен развивать скорость до 350 км/ч. Но в реальности на российских железных дорогах он развивает скорость до 250 км/ч).
У каждого из вас есть билеты, без которых невозможно сесть на поезд, и маршрутные листы с заданиями, которые помогут вам достичь конечной цели. На ваших столах также есть красные и зеленые карточки. Они нам понадобятся при проверке правильности выполнения заданий. За активную работу на уроке и правильно выполненные задания команда будет получать вагончики. Из них в конце занятия каждая команда соберет поезд. У кого состав будет длиннее, та команда и победит. Давайте проверим, все ли правильно заняли свои места. Пассажиры купе имен существительных женского рода, прочитайте слова на своих билетах. (Далее пассажиры купе существительных мужского и среднего рода.)
II. Формулировка темы урока.
- Поскольку поезд наш скоростной, то мы сделаем всего четыре остановки. Три из этих остановок соответствуют названию ваших купе, о четвертой остановке вы узнаете по прибытии. Исходя из названий наших станций, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Род имен существительных).
- Ну что ж, в путь! (На слайде видео с движущимся поездом + звуковое сопровождение.)
III. Введение и закрепление нового материала
1 станция. Сиреневая роща. (Слайд 4)
- А вот и первая станция! Что за цветок изображен у меня на слайде? Какого рода это существительное? (Женского рода.) Скажите, пожалуйста, а как вы определили, что это имя существительные женского рода? (Подставили местоимения.) Как вы думайте, имена существительные какого рода живут на этой станции? (Женского.)
- А сейчас я предлагаю вам применить знания на практике. Найдите в своих маршрутных листах станцию «Сиреневая роща». Давайте прочитаем стихотворение, с которым вы будете работать на этой станции. (Слайд 5)
Как вы знаете, поезд движется по определенному расписанию. И на каждую остановку отводится определенное время. Для выполнения этого здания вам предоставлено 2 минуты.
Задание 1. Прочитайте стихотворение А. Майкова «Весна». Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Найдите имена существительные женского рода, подчеркните их с именами прилагательными, если таковые имеются.
У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь, и ты, Подобрав свой саван белый, Поп..лзла в овраг, в кусты.
- Проверяем задание. Если все верно, поднимаем зеленые карточки, если, есть ошибки, поднимаем красные. (Команда, которая выполнила задание первой, читает правильные ответы, остальные проверяют.) Итак, задание выполнено верно. Команда получает жетон.
- Ребята, что вы узнали о жителях этой станции? Какие имена существительные мы относим к женскому роду? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые дружат с жителями этой станции?
- Отправляемся дальше. (На слайде видео с движущимся поездом + звуковое сопровождение.) (Слайд 6)
2 станция. «Таинственный лес». (Слайд 7)
- Познакомьтесь с жителями этой станции. (На слайде: гриб, колокольчик, медведь). Какого рода эти существительные? Какие вспомогательные слова мы можем подставить к этим существительным, чтобы убедиться, что они мужского рода? (Он мой.)
- Как вы думайте, какое время года на этой станции? (Лето.) Давайте прочитаем стихотворение Г. Галиной об этом времени года. (Слайд 8)
А сейчас обратимся к нашим маршрутным листам. Найдите в них станцию имен существительных мужского рода и выполните задание. Обратите внимание на то, что в этом упражнении два задания. Задание под буквой «а» обязательно для всех. Задание под буквой «б» выполняют те, кто быстро справится с первым заданием. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты.
Задание 2.
а) Найдите в стихотворении имена существительные мужского рода, красным цветом обозначьте имена существительные в единственном числе, синим цветом существительные во множественном числе.
В мире великом Много чудес: Разве не чудо задумчивый лес С травкой зеленой и ягодой дикой? Блеск изумруда Крылья жуков, Плащ голубых мотыльков — Разве не чудо?
Г.Галина
б)Найдите словосочетания, соответствующие схемам:
прил. + сущ. (м.р.)
сущ. (м.р.) + сущ. (м.р.)
- Ребята, как мы можем отличить жителей этой станции от имен существительных женского рода? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые мы употребляем вместе с существительными мужского рода?
Физминутка. (Слайд 9)
Ребята, вы любите лето? Давайте представим, что мы в лесу летом. Встаньте из-за парт. Прислушайтесь! Слышите, как поют птички? Представьте, что вы прекрасные цветочки! Вы тянетесь к солнышку! (Потянулись.) Но вот подул ветерок, и вы качаетесь из стороны в сторону. (Наклоны вправо, влево с вытянутыми руками). А вот наступил вечер, и вы собрались отдыхать. Обнимите себя!
- Ну что, ребята, отправляемся на следующую станцию? (На слайде видео с движущимся поездом + звуковое сопровождение.) (Слайд 10)
3 станция. «Осеннее настроение». (Слайд 11)
- Ребята, что изображено на картинке? Верно, небо, облако, солнце. Какого рода эти имена существительные? (Среднего). Составьте, пожалуйста, с одним из этих слов предложение таким образом, чтобы сказуемое было выражено глаголом в форме прошедшего времени. Какое окончание у глагола? А сейчас обратимся к вашим маршрутным листам. Найдите станцию «Осеннее настроение». Давайте прочитаем прекрасное стихотворение А. С. Пушкина о его любимом времени года. (Слайд 12) А сейчас приступайте к выполнению задания. Время выполнения задания 1 минута.
Задание 3. Подчеркните в тексте имена существительные среднего рода в единственном числе. Разберите по составу слово дыхание. Выделите окончания у имен прилагательных.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. С. Пушкин
- Итак, скажите, пожалуйста, какие имена существительные мы относим к среднему роду? На какой вопрос будет отвечать имя прилагательное, если его поставить рядом с существительным среднего рода? Какое окончание будет у глагола прошедшего времени?
- Молодцы! Хорошо усвоили материал. Теперь отправимся на следующую станцию. (Слайд 13)
4 станция. «Снежинка» (Слайд 14)
- У нас осталась последняя станция. А вот и она! На этой станции зима, как и сейчас у нас с вами. На этой станции я предлагаю вам выбрать одно из двух заданий. Задание выполняете группой. В первом задании необходимо вставить пропущенные существительные и обозначить их род, во втором задании (оно сложнее) нужно самим составить текст о зиме, используя имена существительные трех родов.
Задание 4.
А) Вставьте пропущенные имена существительные. Обозначьте их род.
Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает ……….., хлопьями осыпается легкий серебряный ………. В темном высоком ……. видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних ……….
Но и в морозной зимней ……… продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ………. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными ………… совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем ………. скрытая от людей жизнь.
Исходный текст.
Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд...
Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
Б) Составьте небольшой текст о зиме, используя имена существительные мужского, женского и среднего рода.
IV. Подведение итогов.
- Мы совершили с вами прекрасное путешествие по родам имени существительного. Давайте вспомним, какие существительные мы относим к женскому роду? Какие к мужскому? Какие к среднему роду? Для того чтобы вам легче было запомнить вспомогательные слова, я предлагаю прочитать стихотворение. (Слайд 15)
Женский род запомню я И скажу она, моя. И запомню род мужской И опять скажу он, мой. Средний род – оно, мое. Это – правило твое.
Вы, наверное, заметили, про имена существительные я говорила, что они мужского, женского или среднего рода, а про имена прилагательные и глаголы прошедшего времени я говорила, что они в форме мужского, женского или среднего рода? Как вы это можете объяснить? (Одно и то же имя прилагательное может быть в форме женского рода и в форме мужского). Приведите пример. (Красивый мальчик. Красивая девочка.) Значит, у имен прилагательных и глаголов род это переменный или непостоянный признак? (Переменный). А имена существительные изменяются по родам? (Нет. Это их постоянный признак.)
Рефлексия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, понравился ли вам сегодняшний урок? Что вам больше всего понравилось? Чему вы сегодня научились? Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Нарисуйте, пожалуйста, в своих маршрутных листах смайлик, который отражал бы, насколько вы довольны своей работой на уроке.
Домашнее задание. В качестве домашнего задания вам необходимо написать небольшое сочинение на тему: «На какой станции мне понравилось больше всего» и определить род имен существительных.
Выставление оценок.
Команды считают количество вагончиков. Участники команды, у которой самый длинный поезд, получают пятерки.
- Я хочу поблагодарить вас за сегодняшний урок. А также пожелать вам быть такими же быстрыми в получении новых знаний, как птица сапсан в своем полете.
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Цели урока:
- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Необходимое оборудование:
Компьютер с колонками.
Мультимедийное оборудование.
Учебник.
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
Ход урока:
Организационный этап.
Учитель: Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле, они улыбнулись друг другу и сказали «Доброе утро!»
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске написаны пословицы:
Где щи да каша, там и место наше.
Дело мастера боится.
Где щи, тут и нас ищи.
Учитель: Прочитайте пословицы. Исключите одну по нескольким признакам одновременно.
Ученики: Можно исключить пословицу Дело мастера боится по смыслу. В ней говорится о том, что мастер хорошо знает свое дело и выполняет его легко, правильно, красиво. В первой и третьей пословицах говорится о людях, которых, в первую очередь, привлекает вкусная пища, а потом – все остальное.
Учитель: Еще по какому признаку можно исключить эту пословицу?
Ученики: Дело мастера боится – это простое предложение, а первое и третье – сложные, сложноподчиненные.
Учитель: Назовите имена существительные из пословиц в алфавитном порядке.
Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного числа. Что вы заметили?
Ученики: Имена существительные дело, каша, мастер, место имеют форму единственного и множественного числа, а существительное щи - только форму множественного числа.
Учитель: Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Значит, тема сегодняшнего урока – «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
Тема записывается учителем на доске.
Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Построение проекта исходной задачи..
На доске написаны слова:
ДЕРЕВО, ОЧКИ, БУМАГА, НОЖНИЦЫ, ГОРЫ, ЗАМОРОЗКИ.
Учитель: Мы с вами уже знаем, что в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Скажите, как отличить такие существительные от тех, которые имеют две формы числа.
Ученики: Надо попытаться образовать от существительных две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то это существительное употребляется только в форме множественного числа.
Учитель: Прочитайте имена существительные, назовите и выпишите те, которые имеют форму только множественного числа. Сделайте вывод из наших рассуждений. Приведите свои примеры.
Первичное закрепление с комментированием..
Упражнение 1.
Как на дрожжах; словно грибы после дождя.
Ни под каким видом; ни в коем случае; ни за какие деньги.
Волосы становятся дыбом; мороз по коже дерет; поджилки трясутся; душа уходит в пятки.
Нагнать холоду; задать перцу; расчесать кудри; накрутить хвост; взять в работу.
Учитель: Внимательно прочитайте группы фразеологических оборотов. Определите их значения. Из каждой группы выпишите фразеологический оборот, который соответствует теме сегодняшнего урока. (Задание выполняется коллективно, затем индивидуально).
Учитель: Найдите во фразеологических оборотах имя существительное, в котором все согласные звонкие, мягкие.
Ученики: Деньги.
Упражнение 2.
Школьники особенно радуются летнему перерыву в занятиях.
Весь день прошел в многочисленных заботах.
В жизни человека больше непраздничных дней, чем праздничных.
Учитель: Прочитайте предложения. Сформулируйте задание, учитывая тему урока.
Ученики: Надо составить предложения, заменив в исходных предложениях указанные словосочетания на существительные, которые употребляются в форме только множественного числа.
Школьники особенно радуются летним каникулам.
Весь день прошел в хлопотах.
В жизни человека больше будней, чем праздников.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упражнение 3.
Там была создана прочная ткань для изготовления корабельных парусов.
Современные джинсы появились во французском городе (Н,н)име.
Из нее сшили первые матросские шляпы, которые стали предками джинсов.
Потом появились первые джинсы для женщин.
Вскоре джинсы были завезены в (А,а)мерику, где их носили рабочие и пастухи коров – ковбои.
Постепенно такие брюки стали частью одежды многих жителей (А,а)мерики, а теперь их носит население других стран.
№
Общее количество имен существительных
Количество существительных, которые употребляются только во множественном числе
1
3
1
2
2
-
3
3
2
4
6
1
5
2
1
6
7
1
Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.
Ученики. Надо написать предложения, учитывая общее количество имеющихся в них имен существительных и количество существительных, которые имеют форму только множественного числа.
Учитель. Что у вас получилось?
Ученики. У нас получился текст.
Проверяется соответствие предложений данным таблицы. Особо выделяются существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Физкультминутка.
Учитель. Теперь давайте немного отдохнем. Сегодня вы физкультминутку проведете сами. Для этого ученики первого ряда будут называть имена существительные в единственном и множественном числе. Если будет названо существительное в единственном числе, все подпрыгивают и делают хлопок над головой. Если во множественном — приседают, хлопок перед собой.
6.Включение в систему знаний и повторение.
Упражнение 388. Прочитай слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе.
7.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Задание 1. Прочитай запись. Что ты можешь сказать о слове очки? Какая особенность есть у этого слова?
1.Очко (ед.ч.), очки (мн.ч.).
2. Очки (только мн.ч.) – Составь и запиши предложения, из которых было бы ясно, что выделенные слова – омонимы.
Задание 2. Упр. 391
Задание 3. .Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.