kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы О – А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме " Буквы А - О в корнях -ЛАГ- (-ЛОЖ-)" предназначен для учителей русского языка, работающих в 5 классах по  ФГОС. По желанию можно добавить презентацию.  Урок разработан с учетом эффективного усвоения материала учащимися. При разработке урока я опиралась на технологические карты по русскому языку для 5 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы О – А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-) »

Тема: буквы О – А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-)

Цель деятельности учителя: выяснить условия написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора О – А в корне –ЛАГ- (-ЛОЖ-); развивать образное и логическое мышление, речь учащихся.

Тип урока:урок объяснения нового урока.

Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написание букв О – А в корне–ЛАГ- (-ЛОЖ-); уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. Метапредметные( компоненты культурно-компетентностного опытаприобретенная компетентность); способы осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия: чередование, орфограмма-буква.

Ход урока

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Какое сегодня число?

А сейчас я предлагаю вам поиграть «Составь слово», вы все слова записываете в тетрадь: предутренний, поговорить, слагаемое, решать, собирала. А теперь у первого слова предутренний выделите приставку; у слова поговорить тоже выделите приставку, у слова слагаемое выделите корень, а у глагола собирала, выделите окончание. А теперь выделенные части соберите в слово. Что у нас получилось? Молодцы! (Предполагала). Ребята, а что мы с вами сейчас выделяли в словах? Как можно назвать их всех одним словом? (морфемы).

А сейчас отгадайте загадки, а ответы запишите в тетрадь:

1. Как называется прибавление одной цифры к другой? (сл…жение)

2.название одного из чисел при сложении? (сл…гаемое)

3. Часть речи, обозначающая признак предмета (прил…гательное)

4. Устный или письменный пересказ текста ( изл…жение)

- Как вы думаете, почему пропущены буквы?

-Что такое орфограмма?

- Ребята, давайте выделим корни. Почему мы распределили слова таким образом? Что мы видим? В первом столбике? во втором столбике? Итак, что мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке? (правописание букв А, О. в корнях –ЛАГ-.-ЛОЖ-) Какие же мы цели поставим на сегодняшней урок? Что хотим узнать на уроке? (когда в корнях пишемА, когда О).

Сказка:

-Ребята, я хочу предложить вам одну интересную сказку о корнях –ЛАГ-.-ЛОЖ-. Эта сказка лежит у вас на столах. Давайте прочтем сказку (чтение сказки)

- Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его.

Приведите примеры. (слагаемое, приложить, возлагать, сложение). Давайте запишем эти примеры, выделим корни.

- Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи корни? (одинаковое лексическое значение). Какое же правило, мы с вами можем сформулировать? А давайте обратим внимание на гласную, которая стоит после Г, если эта гласная в корне –ЛОЖ-? Чем является в слове эта гласная? Как же называются гласные буквы, которые сменяют друг друга? То А, то О, потом наоборот? (чередование). Конечно, здесь происходит чередование гласных в корне слова. Посмотрим в наш учебник на стр. правильно ли мы сформулировали правило?

- ребята, у гас остались слова с пропущенными буквами, теперь когда мы знаем правило сможем поставить пропущенные буквы? (Возвращение к слайду 1). Расставляем гласные, объясняем почему.

А чтобы нам было легче запомнить правило, давайте составим алгоритм. Шаги алгоритма ( на доске пишется буква А и О и дети говорят что стоит перед А, после А, после, перед О, после О. А теперь после Г (стоит суффикс А), после Ж.0

- Устали, давайте отдохнем.

--Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Теперь предлагаю вам поработать самостоятельно.

Задание3: Спишите, вставьте пропущенные буквы и от данных глаголов с помощью суффикса – ЕНИ- образуйте существительные пример: предлагать - предлдожение

предл…гать сл…гать

распол…гать нал…гать

предпол…гать прил…гать

возл…гать прол…гать

А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

- Все правильно выполнили работу? Замечания есть по работе в тетрадях? Молодцы! Предлагаю ещё поиграть, согласны?

Работа с карточками.

- Я буду называть словосочетания, а вы – показывать гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.

Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение.

- Ну а теперь давайте проверим, как же вы запомнили правило. Когда же пишется буква А. а когда буквы О в корне слова –ЛАГ-, - ЛОЖ-?

Задание 4.( на слайде даны слова с пропущенными гласными на правописание корней – лаг-, -лож-). (возможна работа у доски).

прил…гать, перел…жить, сл…гаемое, прол…гать, обл…жили, нал…гать, дол…жить, отл…жить, предл…гать, сл…жить.

- Запишите слова в два столбика. Проверка по столбикам.

- Расскажите правило правописания корней –ЛАГ-, -ЛОЖ-.

Задание5.Работа по карточкам (дифференцированное задание)

Зелёные карточки– для более слабых учеников, розовые карточки – для средних учеников, голубые карточки – для более сильных учеников.

Итог урока:

Ребята, устно продолжите предложение: На уроке мне понравилось…

Следующее предложение: Мне было трудно…

И последнее - предложение: На уроке мне запомнилось…



Домашнее задание по выбору: (всем параграф 84)

  1. выполнить упражнение из учебника 450;

  2. Составить карточку для соседа на изученное правило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

  3. Написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова и словосочетания с корнями –ЛАГ-. –ЛОЖ-





- Спасибо, ребята, урок наш сегодня закончился всего вам доброго!











































(голубая карточка)





Составьте с существительными из левой колонки и подходящими по смыслу глаголу словосочетания, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.

пол…жение, изл…жжение высказать, написать

предпол…жение, просклонять

прил…гательное изменить



(розовая карточка)



Вставьте пропущенные буквы; составьте с данными словосочетаниями предложения, графически объясните орфограмму:

Написать изл…жение; предл…жить искупаться; уменьшить сл…гаемое.







( зеленая карточка)

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму:

Сл…аемые числа, изл…жить содержание, распол…житься на ночлег, возл…гать обязанности, прол…жить лыжню.



Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму:

Сл…аемые числа, изл…жить содержание, распол…житься на ночлег, возл…гать обязанности, прол…жить лыжню.



Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму:

Сл…аемые числа, изл…жить содержание, распол…житься на ночлег, возл…гать обязанности, прол…жить лыжню.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы О – А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-)

Автор: Катышева Надежда Николаевна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства