Урок по теме " Буквы А - О в корнях -ЛАГ- (-ЛОЖ-)" предназначен для учителей русского языка, работающих в 5 классах по ФГОС. По желанию можно добавить презентацию. Урок разработан с учетом эффективного усвоения материала учащимися. При разработке урока я опиралась на технологические карты по русскому языку для 5 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буквы О – А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-) »
Тема: буквы О – А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-)
Цель деятельности учителя: выяснить условия написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора О – А в корне –ЛАГ- (-ЛОЖ-); развивать образное и логическое мышление, речь учащихся.
Тип урока:урок объяснения нового урока.
Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написание букв О – А в корне–ЛАГ- (-ЛОЖ-); уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. Метапредметные( компоненты культурно-компетентностного опытаприобретенная компетентность); способы осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Какое сегодня число?
А сейчас я предлагаю вам поиграть «Составь слово», вы все слова записываете в тетрадь: предутренний, поговорить, слагаемое, решать, собирала. А теперь у первого слова предутренний выделите приставку; у слова поговорить тоже выделите приставку, у слова слагаемое выделите корень, а у глагола собирала, выделите окончание. А теперь выделенные части соберите в слово. Что у нас получилось? Молодцы! (Предполагала). Ребята, а что мы с вами сейчас выделяли в словах? Как можно назвать их всех одним словом? (морфемы).
А сейчас отгадайте загадки, а ответы запишите в тетрадь:
1. Как называется прибавление одной цифры к другой? (сл…жение)
2.название одного из чисел при сложении? (сл…гаемое)
3. Часть речи, обозначающая признак предмета (прил…гательное)
4. Устный или письменный пересказ текста ( изл…жение)
- Как вы думаете, почему пропущены буквы?
-Что такое орфограмма?
- Ребята, давайте выделим корни. Почему мы распределили слова таким образом? Что мы видим? В первом столбике? во втором столбике? Итак, что мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке? (правописание букв А, О. в корнях –ЛАГ-.-ЛОЖ-) Какие же мы цели поставим на сегодняшней урок? Что хотим узнать на уроке? (когда в корнях пишемА, когда О).
Сказка:
-Ребята, я хочу предложить вам одну интересную сказку о корнях –ЛАГ-.-ЛОЖ-. Эта сказка лежит у вас на столах. Давайте прочтем сказку (чтение сказки)
- Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его.
- Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи корни? (одинаковое лексическое значение). Какое же правило, мы с вами можем сформулировать? А давайте обратим внимание на гласную, которая стоит после Г, если эта гласная в корне –ЛОЖ-? Чем является в слове эта гласная? Как же называются гласные буквы, которые сменяют друг друга? То А, то О, потом наоборот? (чередование). Конечно, здесь происходит чередование гласных в корне слова. Посмотрим в наш учебник на стр. правильно ли мы сформулировали правило?
- ребята, у гас остались слова с пропущенными буквами, теперь когда мы знаем правило сможем поставить пропущенные буквы? (Возвращение к слайду 1). Расставляем гласные, объясняем почему.
А чтобы нам было легче запомнить правило, давайте составим алгоритм. Шаги алгоритма ( на доске пишется буква А и О и дети говорят что стоит перед А, после А, после, перед О, после О. А теперь после Г (стоит суффикс А), после Ж.0
- Устали, давайте отдохнем.
--Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Теперь предлагаю вам поработать самостоятельно.
Задание3: Спишите, вставьте пропущенные буквы и от данных глаголов с помощью суффикса – ЕНИ- образуйте существительные пример: предлагать - предлдожение
предл…гать сл…гать
распол…гать нал…гать
предпол…гать прил…гать
возл…гать прол…гать
А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
- Все правильно выполнили работу? Замечания есть по работе в тетрадях? Молодцы! Предлагаю ещё поиграть, согласны?
Работа с карточками.
- Я буду называть словосочетания, а вы – показывать гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.
- Запишите слова в два столбика. Проверка по столбикам.
- Расскажите правило правописания корней –ЛАГ-, -ЛОЖ-.
Задание5.Работа по карточкам (дифференцированное задание)
Зелёные карточки– для более слабых учеников, розовые карточки – для средних учеников, голубые карточки – для более сильных учеников.
Итог урока:
Ребята, устно продолжите предложение: На уроке мне понравилось…
Следующее предложение: Мне было трудно…
И последнее - предложение: На уроке мне запомнилось…
Домашнее задание по выбору: (всем параграф 84)
выполнить упражнение из учебника 450;
Составить карточку для соседа на изученное правило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях);
Написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова и словосочетания с корнями –ЛАГ-. –ЛОЖ-
- Спасибо, ребята, урок наш сегодня закончился всего вам доброго!
(голубая карточка)
Составьте с существительными из левой колонки и подходящими по смыслу глаголу словосочетания, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.