Просмотр содержимого документа
«Буквосочетания –ого\-его; -сж\-зж; -шн\чн в русском языке»
Конспект урока по теме «Буквосочетания –ого\-его; -сж\-зж; -шн\чн в русском языке» в 7 классе
(с применением групповой технологии)
Цель: дать представления об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний.
1 этап – мотивация
- Ребята, посмотрите на представленные на доске картинке. Давайте постараемся с вами назвать то, что на них изображено. Обратите внимание, что две нижние картинки – это одно и то же понятие. ( Булочная, двоечник, подписчики)(при затруднении учитель подводит учеников к ответу другими подсказками)
- Верно! Перед нами изображения булочной, двоечника и подписчиков.
- Как вы считаете, правильно ли мы с вами произнесли сейчас данные слова?
Верно було[ч]ная или було[ш]ная?
Вернодвое[ч]ник или двое[ш]ник?
Верноподпи[сч]ик или же подпи[щ]ик?
- Наверняка каждый из вас сейчас задумался, а верно ли он произносил данные слова? Давайте с вами разбираться! Тема нашего урока «Орфоэпические нормы русского языка»
2 этап – объяснение условий работы
Каждая группа (предполагается 4 группы) будет работать со своим теоретическим материалом. Но план работы каждой группы будет одинаковый. Он в дальнейшем остается на доске на протяжении всего урока. На работу в группе у вас отводится 12 минут. Далее мы каждая группа знакомит всех со своими наработками.
План работы групп:
Самостоятельный выбор капитана группы
Знакомство с индивидуальной карточкой заданий для каждой группы
Распределение обязанностей в группе
Изучение теоретического материала
Подбор примеров на данное правило + несколько предложений
Предложить вариант, как запомнить данную орфоэпическую норму (к примеру, придумать аналогии или рифмующееся правило)
Презентация наработанного материала всей командой (каждый презентует то, что он выполнял)
Каждая группа может пользоваться либо учебником русского языка (М. М. Разумоская). Также каждая группа получает пособие для работы:
Самый полный курс русского языка \ Авт.- Н. В. Адамчик. – Минск: Харвест, 2007. – 848 с.
(или любое другое пособие по русскому языку)
Страницы, на которых размещена теория: с 104 – 109
Карточка 1
Изучите следующие орфоэпические нормы:
1) буква г на конце слова (бо[г]или бо[х]
2)-ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов
3) зж и сж на стыке морфем или служебного слова со знаменательным
4) зч и сч на стыке морфем
Карточка 2
Изучите следующие орфоэпические нормы:
1) -тся и -ться в глаголах
2) дс и тс перед к в прилагательных
3) жд в слове дождь и производных
4) буквосочетание -чн
Карточка 3
Изучите следующие орфоэпические нормы:
1) буквосочетание -гк
2) буквосочетание -гч
3) буквосочетания стн, нтск, стл, ндск, здн,
4) двойные согласные в заимствованных словах
Карточка 4
Изучите следующие орфоэпические нормы:
1) дч и тч на стыке морфем
2) буквосочетание –чт
3) буквосочетания рдц, лнц, вств, лвств
3 этап – презентация наработок
У каждой группы есть не более 5 минут, чтобы презентовать свои наработки. Во время выступления все слушающие фиксируют себе те нормы, которые до этого не знали или же те, которые показались наиболее актуальными. По окончании выступления другие группы могут задать вопросы или дать несколько рекомендаций.
(рекомендуется все способы запоминания данных орфоэпических норм собрать в одном месте (к примеру, в общем чате класса), чтобы потом выпустить общую газету или памятку для запоминания).
В конце урока учитель дает комментарии относительно качества работы каждой группы и выставляет оценки.
Домашнее задание: составить текст, употребив в нем как можно больше слов на изученные правила.