Русский язык. 9 класс Тема «БСП со значением противопоставления, их значение, строение, знаки препинания в них»
Э | № | время | деятельность учителя | деятельность ученика | Используемые средства на уроке |
1 | 1 | 2 | Психологический настрой. Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Что может сделать ваше настроение еще лучше? А наш урок может сделать ваше настроение лучше? Каким образом? От чего зависит настроение человека? Давайте мы постараемся, чтобы и у вас, и у окружающих вас людей настроение всегда было приподнятое. - Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Люди, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше! | Учащиеся приветствуют учителя. Ведут беседу. | |
| 2 | 4 1 | Лингвистическая разминка | Учащиеся читают правильно, затем проверяют себя. самооценка | Слайд, листы контроля |
| 3 | 3 2 1 | Отбор и сортировка. Задание: Предлагаются БСП. Нужно отобрать только те предложения, с которыми мы уже познакомились. Сияла ночь, луной был полон сад, цвела акация над нами. Дождик кончился, туча пошла дальше, показалось солнышко. Лето припасает — зима поедает Посмотрите, ребята, очень часто такие предложения встречаются в пословицах. Выходят на тему урока и ставят цели к уроку. Задание: найдите среди пословиц именно БСП с отношением противопоставления. (ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ-ЛЕНЬ ПОРТИТ. УЧЕНЬЕ-СВЕТ, НЕУЧЕНЬЕ- ТЬМА) | Учащиеся при обсуждении выясняют, что есть БСП со знаком тире. Выясняют, что есть БСП со знаком тире. Устанавливают отношение. Зачитывают пословицы взаимооценка | карточки Пословицы на слайде |
2 | 4 5 | 6 9 | Изучение новой информации. Задание: упр. 411 найти БСП с отношением противопоставления, расставить знаки препинания, составить схемы. | Индивидуально изучают информацию по учебнику. Выделяют главное. Думай- в паре- делись Заполняют таблицу. Зачитывают предложения и поясняют. | Учебники, таблица со знаками БСП |
| 6 | 2 | Физминутка. - Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики. А теперь давайте себе поаплодируем … а теперь потопаем. Ну, а теперь не забываем, что у нас хорошее настроение и улыбаемся. | Учащиеся активно выполняют гимнастику для кончиков пальцев. | Грецкий орех или простая ручка, карандаш с гранями. |
| 7 | 3 | (дополнительно, если располагаете временем) Вернемся к нашей лингвистической разминке. Кто хочет правильно зачитать слова? | Озвучивают | Слайд, |
| 8 9 | 2 3 | Практическая деятельность: Задание: составить БСП с отношением противопоставления. (Дополнительно, если учитель располагает временем). Опережение: - Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас? Ешьте бананы: в их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия Ешьте апельсины: они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу. И, конечно, шоколад: он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему. Внимательно посмотрите, что это за предложения? Какие знаки препинания в них? Может попробуете определить их отношение? | Учащиеся выясняют, что это БСП с отношением пояснения. | слайд |
| 11 | 5 | Рефлексия: -Скажите, ребята, как вы сами думаете, как вы работали сегодня на уроке? -- За что бы вы себя могли похвалить? - В чем испытали трудности?
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Самооценка (учащиеся подсчитывают баллы и озвучивают) | |
| 12 | 2 | Домашнее задание у вас будет творческое: найдите в произведениях художественной литературы БСП с тире. Как правило, они используются в драматургических произведениях (А.С. Грибоедов “Горе от ума”, Н.Островский “Бедность не порок”, Д.И. Фонвизин “Недоросль”) Можно найти пословицы со значением противопоставлнния. НО! Те, кому сложно выполнить это задание, могут сделать упражнение 413. Не забудьте еще раз прочитать материал параграфа 18, стр186, опираясь на таблицу, составленную в классе. | | |