kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Блиц-викторина "В мире фонетики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка  может быть интересна учителям начальных классов и учителям, преподающим русский язык. Предназначена для учащихся 2-3 классов. Цель данной викторины, углубить знания детей о фонетике, закрепить их, заинтересовать детей новой подачей материала, повысить мотивацию к учению и к предмету в целом. В разработке викторины "В мире фонетики" Вы сможете найти фонетические загадки, такие как "Твист или вальс", "Илья Муромец или Алеша Попович", фонетическую викторину, диалоги. также дети смогут потренироваться и посоперничать в конкурсе скороговорок. В завершении пройдут небольшое тестирование по теме фонетики и, конечно же, поотгадывают загадки.  моим ученикам очень понравилась эта викторина, поэтому очень рекомендую, коллеги.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Блиц-викторина "В мире фонетики" »

Марахова Н. В.


КГУ СОШ № 4








Блиц-турнир



«В МИРЕ ФОНЕТИКИ»


3 «Б» класс


















Классный руководитель:

Марахова Наталья Владимировна




Экибастуз, 2014г.





Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развить фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отработать правильное литературное произношение.


Фонетические загадки

1.Твист или вальс?(Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами?В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2.Илья Муромец или Алёша Попович?(Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? (В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных)

Фонетическая викторина

1.В каких случаях в своей жизни люди пользуются алфавитом?

2.В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему?

3.Назовите слово, которое состоит из трёх согласных и одного гласного. В этом слове слышится звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)

4.Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно не превратилось в слово, называющее короткие шесты с заострёнными концами? (Коля – колья.)

5.В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово (слово дано на плакатах). Ответы: удочка – тужить – висит.

6.Какое слово при перестановке в нём ударения из названия печёного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги – пироги.)

Домашнее задание «Егоркины скороговорки».

Ведущий:

Произнесите скороговорки, чётко выговаривая согласные звуки. Повторите задания 2-3 раза, ускоряя темп речи.

Скороговорки, которые были даны детям на дом:


Все бобры добры для своих бобрят.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

У пенька опять пять опят.

Три дроворуба на трёх дворах рубят дрова.

На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Фонетические диалоги.

Кто важнее?

Ведущий:

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные: Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные: А вот и получится. Например, м.

Согласные: Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные: И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог!

Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас не, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хоть бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные: (поют и смущённо умолкают). […о…е..и…а]

Согласные: Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнесите без нас такие слова: окно, ёлка, если.

Согласные: (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают)


Ведущий: Акак вы думаете. Ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные?

  1. чтец - мальчик и 2 чтец – девочка по очереди:

Дружат гласные с согласной,

Составляют вместе слог.

Ма и -ша (запомни, Маша!)

К нам явились на урок.


Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

Ты и -ква, а вместе тыква,

Со и -ва, читай сова.


Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников!

Фонетические диалоги.

Какой новый звук появился?

Сон – стон

Сок – сток

Сук – стук

Каска – краска

Салка – скалка

Кошка – крошка

Ролик – кролик

Тучка – штучка

Кот – крот


Фонетические загадки.

Пулька и Пончик?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

Кролик или Пятачок?

Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует?» (В имени- отгадке все согласные звуки глухие.)


Игра «Один звук, марш!»

Ведущий: Поиграем в игру, которая называется так: «Один звук, марш!»

1.Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из этих оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость. 9Всласть, краска, склон, полк, беда, экран.)

2.Теперь, наоборот, я вам даю слово. А вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза – гроза. (Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы и др.)

3.Теперь вам следует в ь словах, которые я вам дам. Заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж. (Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)



Тестирование по карточкам.

2 КЛАСС. ФОНЕТИКА. Ф.И______________________

  1. В каком слове звуков больше , чем букв?

МЁД ЁЖ ЯСЕНЬ ПОЮТ

  1. В каком слове звуков меньше , чем букв?

ЮНЫЙ ПЕНЬ СОЛНЦЕ ДУБОК КЛАСС

  1. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

ЕЛЬ МАМА ЙОД СЪЕШЬ



  1. В каком слове четыре звука?

ЁЛКА ПЕНЬ ОТЕЦ ШЬЕШЬ



  1. В каком слове последний звук- мягкий согласный?

МЫШЬ ЛУЧ МОЙ ПЕНЬ



  1. В каком слове последний из согласных звуков – твердый?

МАЙ МОЛОДЕЖЬ МОЛОДЕЦ



  1. В каком слове последний звук- звонкий согласный?

СТОРОЖ ЧАЙ МЕДЬ ХЛЕБ



  1. В каком слове последний звук - твердый глухой согласный?

КЛЮЧ СЛУЧАЙ ПЛОВ ПЛОТ



  1. В каком слове первый звук – мягкий звонкий согласный?

ЖЁЛТЫЙ ХИТРЫЙ ЕЛЬ ЛИПА



  1. В каком слове все согласные мягкие?

ЩУКА МОЙКА ЛИВЕНЬ УЧАЩИЙСЯ МЯЧ



  1. В каком слове или сочетании звучит согласный [c] ?

С ГОРЫ СЕМЬ ГЛАЗ КОСА

  1. В каком (-их) слове(-ах) есть гласный [ы]?

ЦИРК ЖИЗНЬ ПЫШКА ЩИТ



  1. В каком слове есть гласный [o]?

ЁЖИК МЁД ВОДА ПЛОЩАДЬ



  1. В каком слове все согласные твердые?

ШАРИК ЧАСТО ЦИРКАЧ ПУШИНКА РОЖЬ МАШИНА



  1. В каком слове произносится согласный [д] ?

ПРАЗДНИК ДЕРЕВО МОДА ПЛОД





  1. В каком слове или сочетании нет звука [э] ?

ВЕТЕР БЕЖИТ ЕЛЬ



  1. В каком слове нет согласного звука [й] ?

ЁЛКА СТРОЙКА ЯЗЫК ЯМА ИГОЛКА



  1. Подчеркните буквы, обозначающие в этих словах мягкие согласные звуки.

ЗАЙЧИШКИ МЫШЬ ДЕНЬГИ



  1. Подчеркните буквы, которые обозначают два звука.

БЕРЁЗКА ПОЮТ ЯБЛОЧНОЕ МЁЛ



  1. Подчеркните буквы ,которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

МИНУТА ЦИРК ЧАЙНИК МЫШЬ МЕЛЬНИЦА ДОЧЬ



  1. Подчеркните буквы, которые обозначают твердость предыдущего согласного.

ЖИВОТ ЦАПЛЯ ШАПКА ПУЛЯ



  1. Подчеркните буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.

ЦИРК ШИШКИ ЖИРНЫЙ ЛИСИЧКА



  1. Подчеркните буквы, обозначающие в этих словах глухие согласные звуки

МУХА ЗУБ КУРИЦА ЧАЩА САПОГ

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?

ПОРТФЕЛЬ ЛОШАДЬ УЛИЦА

  1. В каком слове безударный второй слог?

УРОЖАЙ МАШИНКА БОЛЬНИЦА РАССКАЗЫ

Ключи

1.В каком слове звуков больше , чем букв?

МЁД ЁЖ ЯСЕНЬ ПОЮТ

2.В каком слове звуков меньше , чем букв?

ЮНЫЙ ПЕНЬ СОЛНЦЕ ДУБОК КЛАСС

3. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

ЕЛЬ МАМА ЙОД СЪЕШЬ

  1. В каком слове четыре звука?

ЁЛКА ПЕНЬ ОТЕЦ ШЬЕШЬ

  1. В каком слове последний звук- мягкий согласный?

МЫШЬ ЛУЧ МОЙ ПЕНЬ

  1. В каком слове последний из согласных звуков – твердый?

МАЙ МОЛОДЕЖЬ МОЛОДЕЦ

  1. В каком слове последний звук- звонкий согласный?

СТОРОЖ ЧАЙ МЕДЬ ХЛЕБ

  1. В каком слове последний звук - твердый глухой согласный?

КЛЮЧ СЛУЧАЙ ПЛОВ ПЛОТ

  1. В каком слове первый звук – мягкий звонкий согласный?

ЖЁЛТЫЙ ХИТРЫЙ ЕЛЬ ЛИПА

  1. В каком слове все согласные мягкие?

ЩУКА МОЙКА ЛИВЕНЬ УЧАЩИЙСЯ МЯЧ

  1. В каком слове или сочетании звучит согласный [c] ?

С ГОРЫ СЕМЬ ГЛАЗ КОСА

  1. В каком (-их) слове(-ах) есть гласный [ы]?

ЦИРК ЖИЗНЬ ПЫШКА ЩИТ

  1. В каком слове есть гласный [o]?

ЁЖИК МЁД ВОДА ПЛОЩАДЬ

  1. В каком слове все согласные твердые?

ШАРИК ЧАСТО ЦИРКАЧ ПУШИНКА РОЖЬ МАШИНА

  1. В каком слове произносится согласный [д] ?

ПРАЗДНИК ДЕРЕВО МОДА ПЛОД

  1. В каком слове или сочетании нет звука [э] ?

ВЕТЕР БЕЖИТ ЕЛЬ

  1. В каком слове нет согласного звука [й] ?

ЁЛКА СТРОЙКА ЯЗЫК ЯМА ИГОЛКА

  1. Подчеркните буквы, обозначающие в этих словах мягкие согласные звуки.

ЗАЙЧИШКИ МЫШЬ ДЕНЬГИ

  1. Подчеркните буквы, которые обозначают два звука.

БЕРЁЗКА ПОЮТ ЯБЛОЧНОЕ МЁЛ

  1. Подчеркните буквы ,которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

МИНУТА ЦИРК ЧАЙНИК МЫШЬ МЕЛЬНИЦА ДОЧЬ

  1. Подчеркните буквы, которые обозначают твердость предыдущего согласного.

ЖИВОТ ЦАПЛЯ ШАПКА ПУЛЯ

  1. Подчеркните буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.

ЦИРК ШИШКИ ЖИРНЫЙ ЛИСИЧКА

  1. Подчеркните буквы, обозначающие в этих словах глухие согласные звуки

МУХА ЗУБ КУРИЦА ЧАЩА САПОГ

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?

ПОРТФЕЛЬ ЛОШАДЬ УЛИЦА

  1. В каком слове безударный второй слог?

УРОЖАЙ МАШИНКА БОЛЬНИЦА РАССКАЗЫ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Блиц-викторина "В мире фонетики"

Автор: Марахова Наталья Владимировна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136602


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства