В правиле среди приставок с буквами о и а есть приставки про- и пра-. (Слайд 8) Прочитайте слова: проводник поплясал прабабушка паводок – Объясни лексическое значение слов. (Проводник – многозначное слово 1.провожатый, указывающий путь; 2.железнодорожный служащий, сопровождающий вагон; 3.специалист, работающий со служебной собакой; 4.вещество, не оказывающее сопротивление электрическому току или хорошо пропускающее через себя звук, тепло. прабабушка – мама дедушки или бабушки. паводок-поднятие уровня воды в реках, водоёмах из-за быстрого таяния снега, от ливней.) -Кто заметил противоречие в выделенных приставках? ( В слове проводник приставка про-, а в слове прабабушка приставка пра-, в слове поплясал приставка по- , а в слове паводок приставка па-. Непонятно, когда надо писать про-, а когда пра-, когда по-, а когда па-.) -Чем же будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Слайд 9) (Приставки про-, пра-, по-, па-, их правописание) (Слайд 10) (Цель урока: научиться различать, когда нужно писать букву 0, а когда -а) – Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Ваши версии. (Подобрать проверочное слово / посмотреть в словарь / вывести новое правило.) Составим план нашей работы: • Наблюдать за словами с приставками про-, пра-, по-, па-. • Сделать вывод, сформулировать правило. • Упражняться в написании слов с приставками про-, пра-, по-, па-. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) (Регулятивные УУД 1 3 5, Личностные УУД 3, коммуникативные УУД 3 ) Поиск решения. 1. Наблюдение над словами с приставками пра- и про-; по- и па-. а) Упр. 154. Выполняется под руководством учителя. – Найдите слова пробежка и прабабушка. – В каких группах слов они встречаются? (Пробежка во 2-й группе с приставками про-, прабабушка в 3-й группе с приставками пра-.) – Почему слова с приставкой про- находятся в двух столбиках? (Под ударением и без ударения.) – Какое общее значение есть во всех словах в 3-й группе, с приставкой пра-? (Названия родственных отношений со значением «старый, древний».) – Можно ли среди этих слов найти проверочные для каждого вида приставок – про- и пра-? Какие это слова? (С ударным гласным в приставке.) Назовите их. Сделайте вывод: как отличить приставку пра- от приставки про-? Вывод: приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства, имеет значение «старый, древний». В остальных случаях – приставка про-. (Слайд 12) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (мультимидийная динамическая пауза "Елочка") б) Упр. 155 – организуется наблюдение над словами с приставками по- и па-. – Прочитайте задание. На какой вопрос мы должны ответить? (Как различать приставки па- и по-?) Ученики с комментированием записывают слова и выделяют приставки. – В каких словах встречается приставка па-? – Какое она имеет значение? (См. в сносках – неродной.) – В чём ещё особенность этой приставки (сравни с приставкой пра-)? Подсказка: в каком положении находится гласный в приставке? (Гласный под ударением.) – Какая приставка чаще встречается в словах? Проверьте себя: есть ли приставка па- в списке правила? Сделайте вывод: как отличить приставку па- от приставки по-? (Слайд 13) Вывод: приставка па- редко встречается в словах, она всегда ударная. Слова пасынок, паводок разбирают по составу. – Что означает слово паводок? (Познавательные УУД 1 3 4 5, Коммуникативные УУД 1 2 3) |