3 4 5. 6. 7. | Введение в тему Постановка учебной задачи на урок Запись темы урока Целеполагание Актуализация знаний. Повторение. Стадия вызова. Изучение теоретического материала Физминутка. Закрепление Рассказ детей об образовании форм настоящего времени | 6 мин 3мин. мин. | Сегодня к нам на урок пришли гости из сказочной Грамматики. Глагол и его друзья. Жил-был глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастья искать. Идёт, видит - сидит на камушке Существительное и плачет. – Что ты так пригорюнилось? - Да вот живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу. - Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят , что счастье и богатство лишь в труде. Шли они, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому так же одиноко. - Что ты кручинишься, Прилагательное? - Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать Одиноко мне. - Пойдём с нами счастье искать. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной стране Грамматике. Жители страны встретили друзей дружелюбно и предложили жить вместе. В этой стране все трудились, скучать было некогда. Друзья с радостью согласились остаться и работать в предложении, как другие. Улыбка не сходила с их лиц, потому что они приносили пользу. А что может быть прекраснее – приносить пользу другим! (Инсценируют учащиеся ) - Кем «работает» в этой стране Существительное (подлежащим); Прилагательное (определением); Глагол (сказуемым). - Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое ,а значит – трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности. - Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет, Многое о нас подскажет: Тамир пишет аккуратно, Рахим песню нам поёт. Ислам учится усердно, .Амир в школу вот идёт. Арианна вышивает, Али забивает гол, А Дарина и Самира Очень чисто моют пол. Тут Иссана с Арианной Ляну за руку берут, Затевают игры, пляски, Всех с собою в круг ведут. Вот такой наш дружный класс, Всем покажем мы вам класс ! Обо всех мы рассказали В этом нам помог (…….) Вот и вспомнили мы с вами – изучаем мы глагол. Блиц-опрос я проведу, Не стесняться вас прошу, Отвечайте смело все. Баллы пригодятся всем. Что такое глагол? Как изменяются глаголы? Чем является глагол в предложении? Как НЕ пишется с глаголами? На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола ? Какие окончания имеет неопределённая форма глагола ? На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? –несовершенного вида? На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? - Посмотрите видеоролик, снятый учениками и ответьте на вопросы : - Что делает учитель? Когда происходит это действие – до момента речи, после момента речи .в момент речи, - Какие глаголы использовал Амир? Когда происходят эти действия? - Какие глаголы использует учитель? Когда происходят эти действия? _ А сейчас отгадайте загадку и скажите, как отгадка связана с темой нашего урока. Идёт, а без ног, Летит ,а без крыльев, Не догнать, не остановить.(Время) Правильно. Запишите теперь тему урока «Настоящее время глагола: значение, образование, употребление » Какую цель урока ставим? Цель: знать, как образуются и изменяются глаголы настоящего времени, уметь выделять личные окончания глаголов. Повторить категории глагола: вид, время, инфинитив, возвратность (на доске данные термины) Таблица «Установи соответствие»( САМОПРОВЕРКА) 1.Вид | 1. Имеет суффикс –ся- | | 2.Время | 2. Что делать? Что сделать? | 3.Инфинитив | 3. Совершенный и несовершенный | 4. Возвратность | 4. Настоящее, прошедшее и будущее | Правильные ответы: 1-3;2-4;3-2;4-1. А сейчас вернёмся к нашему стихотворению Записать предложения первого куплета ,сделать синтаксический разбор предложений, выписать глаголы ,определить их вид. время, число, род, если возможно.(У доски и в тетрадях) Выписать глаголы из третьего куплета, произвести морфемный разбор, как образуются эти глаголы? Изменение глагола по лицам. А сейчас настало время для опорной схемы. В своих тетрадях для правил составьте опорную схему по теме урока. (Передаются по кругу, ученик читает чужую опорную карту). Когда происходит действие | происходит в момент речи | Образуются | От основы настоящего времени + личные окончания | Изменяются | По лицам и числам | Отвечают на вопросы (инф-я из учебника) | Что делаю, что делаешь и др. | ВЕРИТЬ | Ед.число | Множ. число | 1 л. | | | 2 л | | | 3 л | | | Потрудились хорошо-отдохнуть пора уже. Мы устроим физминутку, Собрались мы не для скуки: Встали дружно все, ребята. Время будущее –мы садимся, Настоящее –стоять всем смирно, А во времени прошедшем-ходим мы с тобой на месте. (Учу, покрасите, искал ищешь , отвечу. думал, рисует,буду лететь,верилти) Первичное закрепление: образовать от инфинитива настоящее время Соревновательный момент. Образование настоящего времени + выделить основу и окончание! Прием «Эстафета знаний» (нужно заполнить свою таблицу, передают карточку, записывают форму настоящего времени (каждый по одному слову) выделяя основу и окончание) Старший звеньевой проверяет, озвучивает ошибки, исправляет! Инфинитив | звонить | повторять | руководить | 1 лицо ед.числа (я) | | | | 2 лицо ед.ч. (ты) | | | | 3 лицо ед.ч. (он, она, оно) | | | | 1 лицо мн.ч. (мы) | | | | 2 лицо ед.ч.( вы) | | | | 3 лицо мн.ч. (они) | | | | Дифференцированное задание (раздаточные карточки): Задание 1 (на «3»): образование настоящего времени глагола и выделение окончаний и основ: Задание 2 (на «4»): Выбрать глаголы, от которых можно образовать формы настоящего времени. Заполнить таблицу личных окончаний глаголов, выделить окончания. Задание 3 (на «5»): Откорректировать текст, выделить основу и окончания глаголов. Подготовить рассказ (на примере глаголов в тексте), как образуется настоящее время глаголов. Лингвистический футбол Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил. Цифровой диктант Детям дается установка: - Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения. 1) Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы что делаю? что сделаю?. (Нет) 2) В предложении «Скоро будет лето» нет сказуемого. (Нет.) 3) Глагол совершенного вида отвечает на вопрос Что сделать ? {Да) 4) Глаголы читаю ,рисую, играю – несовершенного вида (Да) 5) Бегут, теплеют ,греет – глаголы настоящего времени (Да) 6) Увидел,обидел,взял – глаголы прошедшего времени Да) Итого ответов: 0 0 1 11 1. Синвейн, тест. | Рассуждают, предлагают. СЛАЙД 1 Проникаются проблемой урока, выдвигают свои версии. Записывают тему урока Назначить помощников! Слайд 3. Слайды 4,5.6,7 Слайды 8.9.10. Слайд 11. Слайд 12. Слайд 13. |