kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская разработка урока русского языка для 5 класса "Изменение глаголов по временам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Изменение  глаголов по временам"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока русского языка для 5 класса "Изменение глаголов по временам"»


Класс: 5. Урок русского языка Дата проведения: 03.05.2024

Тема урока:  «Изменение глаголов по временам. Настоящее время: значение, образование, употребление»

Тип урока: открытие новых знаний

Дидактическая цель: создать условия для успешного освоения учащимися понятия о времени глагола, для формирования умения изменять глаголы настоящего времени по лицам и числам, видеть их грамматические признаки, выделять окончания и правильно употреблять в речи.

Задачи:

образовательные:

Определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи; различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного);

развивающие:

развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать эмоциональную сферу ребенка

воспитательные:

воспитывать трудолюбие, терпение к учебному труду, способность ставить цель и достигать ее.

метапредметные:

познавательные УУД:


регулятивные УУД:


коммуникативные УУД:


  • развивать творческое и аналитическое мышление;

  • развивать умение выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи


  • уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и операции;

  • уметь контролировать свою речь при выражении собственной точки зрения по заданной тематике.


  • развивать умение работать в парах;

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.





Методы: активные методы обучения (системно- деятельностный подход, проблемная ситуация, технология критического мышления, игровые приемы, игра «Найди различия»), прием «Установи соответствие», работа с таблицей работа с опорной схемой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

По источникам знаний:

Словесные: беседа; наглядные: использование презентации, видео- и аудиофайлов; практические: использование раздаточного материала, таблиц

По степени взаимодействия учитель-ученик:

Беседа, создание ситуации выбора, создание условий для активизации мыслительной деятельности, выполнения учебных задач

Относительно дидактических задач:


Открытие нового знания, первичное закрепление знаний, освоение аналитических умений ;


Относительно характера познавательной деятельности:

проблемный, частично-поисковый;

Место проведения:

МКОУ «СОШ с.Псыншоко»

Оборудование:

Видеоролик, раздаточный материал, мультимедиа, компьютер, колонки, фишки за правильные ответы



Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

2 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, «Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. Запишем число, классная работа. Тему запишем чуть позже

Включение в урок: приветствие учителю, пожелание успеха себе и своим одноклассникам.























































































3











4




5.




















6.









7.

Введение в тему






































































Постановка учебной задачи на урок



Запись темы урока




Целеполагание




Актуализация знаний. Повторение.










Стадия вызова.




Изучение теоретического материала

















Физминутка.







Закрепление















Рассказ детей об образовании форм настоящего времени





6 мин




















































































3мин.











мин.

Сегодня к нам на урок пришли гости из сказочной Грамматики.

Глагол и его друзья.

         Жил-был глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастья искать. Идёт, видит - сидит на камушке Существительное и плачет. – Что ты так пригорюнилось?

- Да вот живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу. - Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят , что счастье и богатство лишь в труде.

        Шли они, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому так же одиноко.

- Что ты кручинишься, Прилагательное?

- Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать Одиноко мне.

- Пойдём с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной стране Грамматике.

        Жители страны встретили друзей дружелюбно и предложили жить вместе. В этой стране все трудились, скучать было некогда. Друзья с радостью согласились остаться и работать в предложении, как другие. Улыбка не сходила с их лиц, потому что они приносили пользу. А что может быть прекраснее – приносить пользу другим! (Инсценируют учащиеся )

- Кем «работает» в этой стране Существительное (подлежащим); Прилагательное (определением); Глагол (сказуемым).



- Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое ,а значит – трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности.


- Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет,

Многое о нас подскажет:


Тамир пишет аккуратно,

Рахим песню нам поёт.

Ислам учится усердно,

.Амир в школу вот идёт.


Арианна вышивает,

Али забивает гол,

А Дарина и Самира

Очень чисто моют пол.


Тут Иссана с Арианной

Ляну за руку берут,

Затевают игры, пляски,

Всех с собою в круг ведут.


Вот такой наш дружный класс,

Всем покажем мы вам класс !


Обо всех мы рассказали

В этом нам помог (…….)

Вот и вспомнили мы с вами – изучаем мы глагол.


Блиц-опрос я проведу,

Не стесняться вас прошу,

Отвечайте смело все.
Баллы пригодятся всем.

Что такое глагол? Как изменяются глаголы? Чем является глагол в предложении? Как НЕ пишется с глаголами? На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола ? Какие окончания имеет неопределённая форма глагола ? На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? –несовершенного вида? На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?



- Посмотрите видеоролик, снятый учениками и ответьте на вопросы :

- Что делает учитель? Когда происходит это действие – до момента речи, после момента речи .в момент речи,

- Какие глаголы использовал Амир? Когда происходят эти действия?

- Какие глаголы использует учитель? Когда происходят эти действия?


_ А сейчас отгадайте загадку и скажите, как отгадка связана с темой нашего урока.

Идёт, а без ног,

Летит ,а без крыльев,

Не догнать, не остановить.(Время)

Правильно. Запишите теперь тему урока «Настоящее время глагола: значение, образование, употребление »

Какую цель урока ставим?


Цель: знать, как образуются и изменяются глаголы настоящего времени, уметь выделять личные окончания глаголов.


Повторить категории глагола: вид, время, инфинитив, возвратность (на доске данные термины)

Таблица «Установи соответствие»( САМОПРОВЕРКА)

1.Вид

1. Имеет суффикс –ся-


2.Время

2. Что делать? Что сделать?

3.Инфинитив

3. Совершенный и несовершенный

4. Возвратность

4. Настоящее, прошедшее и будущее

Правильные ответы: 1-3;2-4;3-2;4-1.


А сейчас вернёмся к нашему стихотворению Записать предложения первого куплета ,сделать синтаксический разбор предложений, выписать глаголы ,определить их вид. время, число, род, если возможно.(У доски и в тетрадях)


Выписать глаголы из третьего куплета, произвести морфемный разбор, как образуются эти глаголы? Изменение глагола по лицам.


А сейчас настало время для опорной схемы. В своих тетрадях для правил составьте опорную схему по теме урока. (Передаются по кругу, ученик читает чужую опорную карту).



Когда происходит действие

происходит в момент речи

Образуются

От основы настоящего времени + личные окончания

Изменяются

По лицам и числам

Отвечают на вопросы (инф-я из учебника)

Что делаю, что делаешь и др.


ВЕРИТЬ

Ед.число

Множ. число

1 л.



2 л



3 л




Потрудились хорошо-отдохнуть пора уже.

Мы устроим физминутку,

Собрались мы не для скуки:

Встали дружно все, ребята.

Время будущее –мы садимся,

Настоящее –стоять всем смирно,

А во времени прошедшем-ходим мы с тобой на месте.

(Учу, покрасите, искал ищешь , отвечу. думал, рисует,буду лететь,верилти)


Первичное закрепление: образовать от инфинитива настоящее время

Соревновательный момент. Образование настоящего времени + выделить основу и окончание!

Прием «Эстафета знаний» (нужно заполнить свою таблицу, передают карточку, записывают форму настоящего времени (каждый по одному слову) выделяя основу и окончание) Старший звеньевой проверяет, озвучивает ошибки, исправляет!


Инфинитив

звонить

повторять

руководить

1 лицо ед.числа (я)




2 лицо ед.ч. (ты)




3 лицо ед.ч. (он, она, оно)




1 лицо мн.ч. (мы)




2 лицо ед.ч.( вы)




3 лицо мн.ч. (они)






Дифференцированное задание (раздаточные карточки):

Задание 1 (на «3»): образование настоящего времени глагола и выделение окончаний и основ:

Задание 2 (на «4»): Выбрать глаголы, от которых можно образовать формы настоящего времени. Заполнить таблицу личных окончаний глаголов, выделить окончания.

Задание 3 (на «5»): Откорректировать текст, выделить основу и окончания глаголов. Подготовить рассказ (на примере глаголов в тексте), как образуется настоящее время глаголов.


  • Лингвистический футбол

  • Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

Цифровой диктант

Детям дается установка:

  • - Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

  • 1) Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы что делаю? что сделаю?. (Нет)

  • 2) В предложении «Скоро будет лето» нет сказуемого. (Нет.)

  • 3) Глагол совершенного вида отвечает на вопрос Что сделать ? {Да)

  • 4) Глаголы читаю ,рисую, играю – несовершенного вида (Да)

  • 5) Бегут, теплеют ,греет – глаголы настоящего времени (Да)

  • 6) Увидел,обидел,взял – глаголы прошедшего времени Да)

  • Итого ответов: 0 0 1 11 1.

Синвейн, тест.


Рассуждают, предлагают.

СЛАЙД 1

Проникаются проблемой урока, выдвигают свои версии.

Записывают тему урока

Назначить помощников!
























Слайд 3.


































Слайды 4,5.6,7


Слайды 8.9.10.



Слайд 11.



Слайд 12.



Слайд 13.

7.


Рефлексия






8888.

Домашнее задание и оценивание


Объявить оценки

Домашнее задание: 

1 уровень: для всех. Составьте словарный диктант из глаголов неопределённой формы, которые есть в орфографическом словаре учебника. Рядом запишите эти слова в форме настоящего времени, ед. числа. Стр.235-237

2 уровень: по выбору (средняя сложность)

Задание: решите орфографические задачи. Замените глаголы на слова в форме прошедшего времени .

Соб..рают цв..ты.

Всё зам..рает.

Звёзды забл..стят.

Заж..гать костёр.

Взб..раемся на вершину.

 3 уровень: по выбору (повышенная сложность)

Задание: решите орфографические задачи. Дайте полную характеристику выделенным глаголам.

Тот, кто труда /не/боит?ся, тот умеет трудит?ся.

Мне с..годня  /не/зд..ровит?ся.

Надо трудит?ся, а /не/ленит?ся.

Мы /не/д..умевали.

Чужую б..ду руками ле..ко разв..сти.

  Объясни смысл выделенной пословицы /напиши мини-сочинение/.


Слайд 14

Работают по восстановлению правильных ответов, самопроверка.







Слайд 15





Мораль урока.Итог



В начале урока мы прочитали стихотворение о нашем дружном классе. Смогли ли мы показать ,что мы дружные и трудолюбивые? Кто больше всех трудился на уроке?

Спасибо всем.

Слайд

Решают учебную задачу:

Выводы:

Настоящее время образуется только от глаголов несовершенного вида









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Авторская разработка урока русского языка для 5 класса "Изменение глаголов по временам"

Автор: Хамукова Мадина Мухтаровна

Дата: 27.05.2024

Номер свидетельства: 651548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "приемы работы с одаренными детьми"
    ["seo_title"] => string(31) "priiemyrabotysodariennymidietmi"
    ["file_id"] => string(6) "313093"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459433092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства