Ашы? саба? «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов»
Ашы? саба? «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов»
Цель:
1. формировать умение выделять суффиксы в словах, познакомить со словообразующей ролью суффиксов;
2. развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов, речь, мышление, внимание, память учащихся;
3. воспитывать интерес к русскому языку, усидчивость, внимательность, аккуратность.
Ход урока.
1. Оргэтап
Отчет дежурного
Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.
Сегодня октября, день недели - . Погода сегодня_____________.
2. Этап проверки домашнего задания
Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ашы? саба? «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов» »
Ашық сабақ «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов»
Цель:
формировать умение выделять суффиксы в словах, познакомить со словообразующей ролью суффиксов;
развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов, речь, мышление, внимание, память учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку, усидчивость, внимательность, аккуратность.
Ход урока.
1. Оргэтап
Отчет дежурного
Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.
Сегодня октября, день недели - . Погода сегодня_____________.
2. Этап проверки домашнего задания
Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с.
3. Этап проверки знаний
Тест по теме «Правописание приставок»
Инструкция: каждое тестовое задание содержит один правильный ответ.
1) В каком слове одна приставка оканчивается на –с?
а) и.черпать;
б) чре.мерный;
в) бе.жизненный;
г) во.делать.
2) В каком слове одна приставка оканчивается на –с?
а) во.наградить;
б) бе.шумный;
в) ра.жечь;
г) и.мутить.
3) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) ни.ходить;
б) во.произвести;
в) ра.чёт;
г) в.дохнуть.
4) В каком слове приставка оканчивается на –з?
А) и.жарить;
Б) и.царапать;
В) ра.шнуровать;
Г) бе.ценный.
5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) и.царапать; и.жарить;
б) и.числять; бе.ценный;
в) бе.жалостный; бе.шумный;
г) бе.вкусица; ра.шнуровать.
4. Этап подготовки к активному усвоению новой темы.
Какие ягоды вы знаете?
· Как можно назвать маленькую ягоду малины?
Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.
· Как называется участок земли, где растут кусты малины?
Участок земли, где растут кусты малины, называется малинник.
· Давайте запишем слова – малина, малинка, малинник
· Выделите в каждом слове окончание, корень, основу
· Какую часть в первом и втором слове вы не выделили?
Мы не выделили часть слова, которая стоит после корня.
5. Этап объяснения новой темы
Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом.
Суффикс обозначается значком ^.
· Выделите суффиксы в словах малинка и малинник.
Суффиксов, как и приставок, в русском языке много:
Каждый суффикс вносит свое значение в слова. Мы это видели, когда образовывали новые слова от словамалина с помощью суффиксов -к и -ник.
Для чего же служат суффиксы?
· Суффиксы служат для образования новых слов.
Таким образом, Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффиксов в русском языке много: -к, -ник, -ов, -ев, -чик, -щик и т.д. Суффикс обозначается значком ^.
Запись конспекта в тетрадь для правил
6. Этап закрепления новой темы
Физ. Минутка
На доске записаны слова: если я покажу на слово, в котором нет суффикса, то вы топаете. Если в словеесть суффикс – хлопаете в ладоши.
гора – горка
лес – лесок
поле – полюшко
сом – сомище
внук – внучек
город – городок
мяч – мячик
слово – словечко
Назовите суффиксы, имеющиеся в данных словах, которые вы запомнили.
Первичное закрепление
Работа с учебником. Упражнение № 3 на странице 80. добавьте суффикс к слову. Объясните, как изменилось значение
Устно – упражнение 4 - 7
Задание № 1. Первичный контроль (карточки)
Образуй от данных слов однокоренные слова с помощью суффиксов -ик или -к. Напиши. Выдели части слова.
Дом – домик, сад, кот, береза, осина, ягода, морковь.
Задание № 2. Укажи слова, построенные по схеме: корень+суффикс+окончание
1. Зима 6. Румянец
2. Дорожка 7. Весна
3. Картинка 8. Домишко
4. Пригородный 9. Корзинка
5. Лужок 10. Подбородок
7. Этап рефлексии
Для чего служит суффикс?
Как обозначается на письме?
В какой части слова стоит суффикс?
Какие суффиксы вам запомнились?
8. Этап оценивания
9. Этап информированности о домашнем задании. Правило выучить. Упражнение № 12 на странице 83. образуйте новые слова при помощи суффиксов, используя образец
Карточка № 1
Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.