kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активный и пассивный словарный состав. Лексические и фразеологические словари

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активный и пассивный словарный состав. Лексические и фразеологические словари

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активный и пассивный словарный состав. Лексические и фразеологические словари»

План урока русского языка в на 1 курсе

ФИО учителя, название: Крамарева Ирина Александровна. ГБПОУ «Благодарненский агротехнический техникум»

Целевой компонент

Тема урока:

«Активный и пассивный словарный состав. Лексические и фразеологические словари»

Образовательная цель

Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, развитие познавательной самостоятельности десятиклассников, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей на основе изучения лексического состава русского языка с точки зрения активного и пассивного словарного запаса.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР: - проявляет интерес к изучаемой теме;

- отстаивает своё мнение ненасильственными способами;

МР: - формулирует своё мнение по изучаемой теме;

- формулирует учебные задачи, как шаги достижения поставленной цели;

-выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками;

- выделяет основную мысль в тексте;

-выделяет существенные признаки понятия, даёт его определение;

-анализирует информацию, выделяет общие и отличительные признаки объектов;

- группирует слова по определённым признакам;

- организует самостоятельную работу;

- находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в кластере;

- соотносит своё мнение с мнением одноклассников;

- формулирует вывод.

ПР:- характеризует понятия «активный» и» пассивный словарь»;

- группирует слова по их принадлежности к пластам русского языка;

- работает со словарями;

- объясняет отличительные особенности «неологизмов», «архаизмов», «историзмов»;

- поясняет причины деления лексики на пласты;

- соотносит слово и его значение;

- находит устаревшие слова в текстах художественных произведений и поясняет значение;


Программные требования к образовательным результатам раздела «Лексика и фразеология»



Ученик научиться:

- анализировать лексический текст;

- применять полученные знания и умения в собственной речевой практике;

Ученик будет знать связь языка и истории, культуры русского и других народов.


Программное содержание

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Мировоззренческая идея

Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью. (А. И. Куприн)

Ценностно-смысловые ориентиры

Бережное отношение к слову

План изучения учебного материала

1. Совершенствование состава русского языка.

2. Активный пласт русской лексики.

3. Пассивный пласт русской лексики:

а) неологизмы;

б)устаревшие слова и фразеологизмы.

4. Роль слов различных пластов в развитии русского языка.

Основные понятия

Неологизм, архаизм, историзм, фразеологизм.

Основные законы, закономерности

-

Тип урока

урок-изучения нового

Форма урока

конференция

Организационно-деятельностный компонент

Образовательная технология

ТИО

Оснащение урока

рабочие папки с раздаточными материалами, лексические и фразеологические словари.

Мизансцена урока

4 группы по 5 человек

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Повторить:

1. Что такое лексика?

2. Фразеологизм.

Домашнее задание

Знать стилистические особенности фразеологизмов.























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

русского языка на 1 курсе «Активный и пассивный словарный состав. Лексические и фразеологические словари»

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3-5 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Распределение на группы. Психологический настрой на урок


Выбор лидера группы

Определение общих правил работы в группе


II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.)

Вводное слово

Язык как система постоянно находится в движении, развитии. И, в первую очередь, самым подвижным уровнем языка является лексика, потому что она реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов, явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления.

- Прочитайте данные предложения. Все ли вам понятно.


1. Словарный состав языка находится в постоянном движении.

2. «Во-первых, это сложные бизнес-процессы, упакованные в интерфейс. (МК от 22.03.16 статья «Посредники и спекулянты стали новыми жертвами экономической революции»)

3. Прошло сто лет, и юный град,

Полночных стран краса и дива,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво.

А. С. Пушкин.

4. И вот отроковица на бале.

Уже были галоп, мазурка, вальс…

А. С. Пушкин.


Вводная беседа с элементами дискуссии:

- Скажите, о чем идет речь в первом предложении? Есть ли слова, которые вызвали у вас затруднения в понимании их значения?

- Что необычного вы обнаружили в предложении, взятого из статьи газеты «Московский комсомолец»?

- Все ли слова вам понятны? Смогли бы вы пояснить значение слов «бизнес-процессы», «интерфейс». В случае затруднения, куда нам надо обратиться за помощью?

- В какой сфере деятельности можно использовать эти слова?

- Что характерно для третьего предложения?

- Понятно ли вам значение слов 3 предложения?

- Можно услышать эти слова в речи современного человека?

- Какими словами мы пользуемся в обычном общении, а какими нет?

- Назовите слова из 4 предложения, которые вызвали затруднения в понимании их значения? Почему? В случае затруднения, куда нам необходимо обратиться за помощью?


Задание: Сформулируйте тему урока.

Тема урока «Активный и пассивный состав русской лексики».

Главный вопрос урока:

- Какие группы слов входят в состав русской лексики с точки зрения ее употребления?


- Как вы думаете, что нам нужно знать о лексическом составе русского языка, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Распределение заданий по группам:

Задание 1 группе: Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса.

Задание 2 группе: Пассивный запас лексики. Неологизмы.

Задание 3 группе: Пассивный запас лексики. Устаревшие слова. Историзмы.

Задание 4 группе: Пассивный запас лексики. Устаревшие слова. Архаизмы.

Распределение заданий внутри группы









Знакомятся с примерами.



















Фронтально

























Запись темы в тетрадь





Высказывают свое мнение.







Знакомство с содержанием рабочих папок: инструкции, учебные материалы, листы оценки и самооценки













Проявляют

интерес к изучаемой теме













Формулирует своё мнение по изучаемой теме

























- формулирует учебные задачи, как шаги достижения поставленной цели (МР)


III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)

  1. Практическая работа в микрогруппах

Работа 1 группы: (Приложение 1)

1 ученик: изучает теоретический материал, определяет основные пласты лексики с точки зрения ее употребления.

2 ученик: изучает теоретический материал, анализирует причины деления лексики на активный и пассивный пласты, приводит примеры.

3 - 4 ученик: изучают теоретический материал, письменно выполняют задание – заполняют таблицу, работают со словарями.

5 ученик: оформляет кластер.

  1. Микрогрупповая дискуссия:

обсуждение, выработка общего мнения, планирование презентации итоговой работы



Работа 2 группы:(Приложение 2)

1 ученик: изучает теоретический материал, дает определение «неологизму» и причинах появления в речи;

2 ученик: анализирует информационный источник, выясняет «продвижение» неологизмов: «пас»- «неолог» - «акт»-«пас» - «устар»; приводит примеры.

3-4 ученики: изучают теоретический материал, выполняют упражнение, заполняют таблицу, работают со словарями.

5 ученик: вносит в «пустой» кластер информацию.

Микрогрупповая дискуссия:

обсуждение, выполнение общей работы, подготовка к презентации итогов работы.


Работа 3 группы:(Приложение 3)

1 ученик: изучает теоретический материал, поясняет термины: «устаревшие слова», «историзмы», «архаизмы» и их отличие.

2-3 ученики: анализируют информационный источник, работают с литературными текстами (отрывки из произведения А. С. Пушкина «Борис Годунов»). Выписывают из текстов архаизмы и историзмы.

4 ученик : изучает теоретический материал, выполняет 2 задание, работает со словарями.

5 ученик: изучает теоретический материал, выполняет 3 задание, работает со словаря-ми.

Микрогрупповая дискуссия:

обсуждение, подготовка к презентации итогов работы.


Работа 4 группы:(Приложение 4)

1 ученик: изучает теоретический материал, поясняет чем отличается архаизм от историзма; называет виды архаизмов, дополняет информацией кластер (1 группы)

2-3 ученики: анализируют информационный источник, работают с литературным текстом (Б. В. Холкин «Августейший посол»). Выписывают из текстов архаизмы.

4 ученик : изучает теоретический материал, выполняет 1 задание (распределяет архаизмы по группам), работает со словарями.

5 ученик: изучает теоретический материал, выполняет 3 задание, работает со словаря-ми.

Микрогрупповая дискуссия:

обсуждение, подготовка к презентации итогов работы.





Индивидуальная и групповая работа




-выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР);


- выделяет основную мысль в тексте (МР);


-выделяет существенные признаки понятия, даёт его определение (МР);


-анализирует информацию, выделяет общие и отличительные признаки объектов (МР);


- группирует слова по определённым признакам (МР);



- отстаивает своё мнение ненасильственными способами (ЛР);


- организует са-мостоятельную работу (МР);


- находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в кластере (МР);


- соотносит своё мнение с мнением одноклассников (МР)


IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.)

  1. Презентация итогов групповой работы

Презентация работы 1 группы: «Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса»

Презентация работы 2 группы: «Пассивный словарный запас. Неологизм» .

Презентация работы 3 группы: «Устаревшие слова. Историзмы» .

Презентация работы 4 группы: «Устаревшие слова. Архаизмы».

  1. Коллективная дискуссия

1. Как происходит совершенствование словарного состава русского языка?

2. Какие слова относятся к активному словарному запасу? Приведите пример.

3. Какие слова относятся к пассивному словарному запасу? Приведите примеры.

4. На какие две группы делятся устаревшие слова?

5. Что такое историзмы? Приведите примеры.

6. Что такое архаизмы? Какие различают типы архаизмов? Примеры.

7. Какова стилистическая функция устаревших слов?

8. Что такое неологизмы?

Вывод, обобщение по уроку:

- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока?

- Какие группы слов входят в состав русской лексики с точки зрения ее употребления?


у доски вся группа










фронтально

- характеризует понятия «активный» и» пассивный словарь» (ПР);

- группирует слова по их принадлежности к пластам русского языка (ПР);

- работает со словарем (МР);

- объясняет отличительные особенности «неологизмов», «архаизмов», «историзмов» (ПР);

- поясняет причины деления лексики на пласты (ПР);

- соотносит слово и его значение (ПР);

- находит устаревшие слова в текстах художественных произведений и поясняет значение (ПР);

- формулирует вывод (МР)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.)


Рефлексия.

Заполните таблицу «Плюс-минус-интересно»

«+» - Что понравилось на уроке? Что может быть вам полезно в будущем?

«-» - Что не понравилось или осталось непонятным?

«И» - Что бы еще хотелось узнать по данной теме?



«+»

«-»

«И»

1.



2.












Приложение 1

Активный и пассивный словарный запас


Процесс совершенствования словарного состава русского языка – это не односторонний исторический процесс, скорее его можно назвать двусторонним, так как с одной стороны, словарный состав пополняется новыми словами и значениями, с другой – из повседневной нашей лексики уходят ненужные, старые слова. Поэтому в лексике всегда можно выделить одновременно активный и пассивный словарный запас. При этом следует помнить, каждой эпохе свойственна своя активная и своя пассивная лексика.

К активному словарному запасу относятся слова, которые постоянно употребляются в повседневной жизни и понятны всем или большинству носителей языка. Активный словарный запас включает в себя не только общеупотребительную лексику (мама, жизнь, вода, бежать, радоваться, небесный, солнечный, счастливо, быстро и т.д.), но и слова, употребление которых ограничено средой использования (профессионализмы, термины, книжные, эмоционально экспрессивные слова и т.п.: фонема, синтаксис, индукция, аорта, синхронно и т.д.).

К пассивному словарному запасу относятся слова, которые редко употребляются. В пассивном словарном запасе выделяются две группы: устаревшие слова (слова, которые в силу изменения внеязыковой действительности ушли из языка) и неологизмы (слова, которые полностью не вошли в общелитературное употребление или только что появились в языке). В свою очередь, устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

Историзмы – слова, вышедшие из употребления с теми предметами и явлениями реальной действительности, которые они обозначали. Например: царь, опричник, помещик, декабрист, народоволец, разночинец, народник, нигилист; верста, пуд, фунт, золотник, целковый, червонец и др.

Архаизмы – устаревшие названия современных предметов и явлений реальной действительности. Они ушли в пассивный запас, потому что в языке появились новые названия для обозначения тех же предметов и явлений: отверстый – открытый, острог – тюрьма, лицедей – актер и т.д. В отличие от историзмов, архаизмы имеют синонимы в современном русском языке.









ЗАДАНИЕ (1 группа)


1. Заполните таблицу, используя предложенные слова. Пользуясь словарями, дайте толкование неологизмов и устаревших слов.


Вежды, ремесленник, уста, помещик, рамена, оффшор, книга, глаголить, подьячий, знание, холоп, толмач, роуминг, перст, смотреть, цирюльник, воевода, выя, флешмоб, ланиты, манимейкер, земля.


Активная лексика

Пассивная лексика

неологизмы

устаревшие слова






2. Что означают следующие фразеологические неологизмы:

Выйти сухим из воды, девятый вал, толочь воду в ступе, умывать руки, нагнетать атмосферу.


Начало кластера.

Итоговая работа 1 группы.

Приложение 2.

Лексический запас языка может обогащаться разными путями. Например, в определенные периоды развития государства в его языке появляется значительное количество заимствованной лексики, что наблюдается, например, в настоящий период в русском языке. Однако основным источником пополнения словарного запаса является не заимствование, а образование новых лексических единиц на базе родного языка путем использования разных способов словообразования. Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Так, в 60-е гг. в связи с развитием космонавтики появилось много новых слов, связанных с космосом: космонавт, космодром, ракетодром, луноход и др. Конечно, в настоящее время их уже нельзя считать неологизмами, поскольку они давно вошли в язык, широко в нем употребляются. Примеры неологизмов нашего времени: спонсор, сериал, плейер, ликомбез (ликвидация компьютерной безграмотности), программист, кварки (элементарные частицы), хромодинамика (раздел физики).

Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств, называются неологизмами (от rp. neos - новый + logos - слово). Возникший вместе с новым предметом, вещью, понятием неологизм не сразу входит в активный состав словаря. После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом. Такой путь прошли, например, слова советский, коллективизация, колхоз, звеньевая, тракторист, комсомолец, ленинец, пионер, мичуринец, метростроевец, целинник, лунник, космонавт и многие другие. С течением времени многие из подобных слов также устаревают и переходят в пассив языка.

Следовательно, в силу непрерывного исторического развития лексического состава языка многие слова, еще в XIX в. воспринимавшиеся как неологизмы с отвлеченным значением (например, беллетристика, вольность, действительность, гражданственность, гуманизм - гуманность, идея, коммунизм - коммунистический, общественный, равенство, социализм - социалистический и др.), в современном языке входят в состав активного запаса словаря. А некоторые слова, возникнув сравнительно недавно (продналог, продразверстка, нэпман, партмаксимум, партминимум, нарком и др.), успели перейти в разряд устаревших.

Бывает, что неологизмы создает конкретный человек, который испытывает необходимость назвать новую реалию. Так, в свое время Н. М. Карамзин создал слово промышленность, которое стало настолько общеупотребительным, что авторским неологизмом признано быть не может. Писатель Д. Данин назвал кентавристикой новую науку, предмет которой — совместимость несовместимого, сочетаемость несочетаемого.





Упражнение (для 2 группы)

1. Распределите слова по первым двум колонкам таблицы.

Аккаунт, космополит, кутюрье, аэронавт, портал, браузер, буденовец, скриншот, октябренок, девальвация, нэпман, траффик.


Современные

неологизмы

Устаревшие

неологизмы

Авторские неологизмы.






2. В стихотворениях В. Маяковского и С. Есенина найдите авторские неологизмы и заполните третью колонку таблицы.


1. «Богаты мы лесом

и водью,

Есть пастбища, есть поля».

(С. Есенин «Анна Снегина»)


2. Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

(С. Есенин «Эта улица мне знакома...», 1923)


3. Уйди,

жантильный,

с томной тоской,

комнатный век

и безмясый.

(В. Маяковский «Что такое парк?», 1928)


3. Что означают следующие фразеологические неологизмы:

Получить прописку, выйти из прорыва, глухая оборона, взять тайм-аут, встреча в верхах, с высоких трибун, голосовать обеими руками.








Начало работы с кластером 2 группы


Результат работы с кластером (2 группа)











Приложение 3.

К пассивному словарному запасу относятся слова, которые редко употребляются. В пассивном словарном запасе выделяются две группы: устаревшие слова (слова, которые в силу изменения внеязыковой действительности ушли из языка) и неологизмы (слова, которые полностью не вошли в общелитературное употребление или только что появились в языке). В свою очередь, устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

Историзмы – слова, вышедшие из употребления с теми предметами и яв-лениями реальной действительности, которые они обозначали. Например: царь, опричник, помещик, декабрист, народоволец, разночинец, народник, нигилист; верста, пуд, фунт, золотник, целковый, червонец и др.

Архаизмы – устаревшие названия современных предметов и явлений ре-альной действительности. Они ушли в пассивный запас, потому что в языке по-явились новые названия для обозначения тех же предметов и явлений: отвер-стый – открытый, острог – тюрьма, лицедей – актер и т.д. В отличие от исто-ризмов, архаизмы имеют синонимы в современном русском языке.

К историзмам относятся наименования предметов, которые использовались нашими предками, а на сегодняшний день встречаются разве что в музеях. Например, слово «пищаль», которое обозначает древний вид оружия, использовавшийся на Руси несколько веков назад. К историзмам относится и слово «секира», обозначавшее один из видов боевых принадлежностей. Она представляла собой нечто, похожее на современный топор, но с двумя лезвиями.

Основной причиной того, что с течением времени в языке появились историзмы, стало изменение привычной жизни наших предков, обычаев, развитие науки и культуры. Так, например, исчезнувшие виды одежды - армяк, кафтан, камзол - перестали использовать, и это привело к исчезновению их названий из языка. Сейчас подобные понятия могут встречаться разве что в исторических описаниях. Существует множество слов, которые перестали использоваться, и сейчас их относят к категории «историзмы». Пример тому - понятия, которые так или иначе касались крепостного права в России. Среди них - оброк, барщина, подать.

Фразеологические историзмы – «это фразеологические обороты, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением соответствующего явления в действительности». Например: частный пристав, требовать удовлетворения, держать стол, суконное рыло, боярский сын.











ЗАДАНИЕ (для 3 группы)


1. Из данных отрывков выпишите слова общеупотребительной лексики, историзмы и архаизмы.

1) – Приезжайте,

Ты, Трубецкой, и ты, Басманов: помочь

Нужна моим усердным воеводам.

Бунтовщиком Чернигов осаждён.

Спасайте град и граждан.


2) Так точно дьяк, в приказах поседелый,

Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева.


3) Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Всё царство вдруг: границы, грады, реки.

А. С. Пушкина «Борис Годунов»


- Найдите в тексте фразеологизм и дайте ему толкование.


2. Задание на соответствие.


1.Челядь


2. Латы


3. Лапоть



4. Фашина


5. Келья


6. Лучина

А) крестьянская обувь, сплетённая из лыка;

Б) при крепостном праве: дворовые помещика;

В) связка прутьев, хвороста, камыша для укрепления откосов, насыпей, дорог по болоту, для вязки плотов;

Г) металлические доспехи, броня;

Д) тонкая длинная щепка от сухого полена (в старину: для освещения избы);

Е) уединённое и скромное жилище, комната.




3. Что означают следующие фразеологизмы:

Положить под сукно, поднимать на щит, черный двор, поднять на царя, тайный

советник, вольная грамота.



Приложение 4

К пассивному словарному запасу относятся слова, которые редко упо-требляются. В пассивном словарном запасе выделяются две группы: устаревшие слова (слова, которые в силу изменения внеязыковой действительности ушли из языка) и неологизмы (слова, которые полностью не вошли в общелитературное употребление или только что появились в языке). В свою очередь, устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

Историзмы – слова, вышедшие из употребления с теми предметами и яв-лениями реальной действительности, которые они обозначали. Например: царь, опричник, помещик, декабрист, народоволец, разночинец, народник, нигилист; верста, пуд, фунт, золотник, целковый, червонец и др.

Архаизмы – устаревшие названия современных предметов и явлений ре-альной действительности. Они ушли в пассивный запас, потому что в языке по-явились новые названия для обозначения тех же предметов и явлений: отвер-стый – открытый, острог – тюрьма, лицедей – актер и т.д. В отличие от исто-ризмов, архаизмы имеют синонимы в современном русском языке. В зависимо-сти от того, устарело ли все слово или какие-то отдельные его значения, в со-временном русском языке различают два вида архаизмов: лексические, фонети-ческие и семантические архаизмы.

Лексические архаизмы- это слова, устаревшие во всех значениях: льзя (можно), брадобрей (парикмахер), зело (очень), всуе (напрасно), тать (разбойник, вор), всуе – напрасно; уста – губы, ланиты – щеки, ле-карь – врач, нервический – нервный, брадобрей –парикмахер.

Фонетические архаизмы - слова, у которых устарело их фонетическое оформление, потерпевшее в процессе исторического развития языка некоторые изменения: пашпорт – паспорт, прошпект – проспект, го-шпиталь – госпиталь, сумнение – сомнение, солодкий – сладкий, музы'ка – мýзыка и др.

Семантические архаизмы - слова, поменявшие свое значение в современ-ном языке. Например, яма – тюрьма, позор – зрелище, язык – народ, натура –природа и др.

Фразеологические архаизмы – «это фразеологические обороты, вышедшие из активного употребления в связи с вытеснением их другими устойчивыми сочетаниями или отдельными словами, оказавшимися более подходящими для выражения соответствующих понятий» Например: биться об заклад – держать пари, блуждающие звезды – планеты, камень горючий – сера, обладать собой – владеть собой, сырная неделя – масленица.











ЗАДАНИЕ (для 4 группы)


1. Распределите слова в три колонки: лексические, фонетические и семантические архаизмы. Подерите к архаизмам синонимы.

Штиль(поэтический), осьмнадцать, зерцало, чело, лик, пиит, глад, лобзать, святыня, глагол, сполох, вещать, сей, ворог, младой, брег, уста, выя,


2. Прочитайте текст, найдите и выпишите архаизмы, подберите к ним синонимы.

«Царь стоял у окна в шерстяной душегрее с белым отложным воротником, курил. Круто повернувшись, вынул изо рта трубку: «Почто баранами прете? Шум и драку учиняете. Чай, не в терем боярский с челобитьем валите. Сраму от вас уйму более, чем от бородатых на Москве. Почто не вразумляете малой толики обхождения европейского? Уж не до балов да политесов – какое там, – хоть ступать да держать по-людски обыкли. Истинное слово – бараны».

Б. В. Холкин «Августейший посол»


3. Дайте толкование следующим фразеологическим единицам.

Денно и нощно, бить челом, один как перст, из уст в уста, беречь как зеницу ока, аки тать в нощи, из огня в полымя, притча во языцех.


Дополненный кластер.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активный и пассивный словарный состав. Лексические и фразеологические словари

Автор: Крамарева Ирина Александровна

Дата: 06.11.2017

Номер свидетельства: 437298


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства