kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ахмерова Диляра Ильхамовна

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект урока по русскому языку

во 2 классе

«Что такое глагол?»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема. "Что такое глагол?".

Тип урока: открытие новых знаний.

Цельпознакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;
  • научить учащихся находить глаголы в тексте;
  • повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
  • закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
  • закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;
  • учить оценивать уровень усвоения нового материала

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;
  • ставить вопросы к глаголам;
  • повторить знания об имени существительном.

Метапредметные:

  • понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
  • составлять словосочетания с глаголами;
  • пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
  • развивать речь обучающихся,

Личностные:

  • знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.

Демонстративный материал:

магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, пректор.

Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, алгоритм

Ход  урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

Мы тетрадки открываем и к работе приступаем.

  1. Актуализация знаний

Работа с пословицей.

Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться. К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок

Начнем наш урок с минутки чистописания.

А для этого приготовим свои пальчики.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – большачок,

А все вместе кулачок.

Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.

Прочитайте слова и подумайте, какая это буква.

Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.

- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

-Запишите её на новую строчку, соблюдая закономерность.

- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните.

- прочитать слова с ударением.

3. Самоопределение к деятельности.

Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

Почему оно лишнее?

Как определили, что эти слова – существительные?

- Что вы знаете об имени существительном?

Что оно обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие бывают существительные?

Назовите одушевлённые имена существительные.

На какие две группы можем их разделить?

( имена сущ. и слова которые обозначают действие предмета)

4. Постановка темы и целей урока.

- Слово лететь можно назвать существительным? Почему?

- А какая это часть речи?

На какой вопрос отвечает?

- Что обозначает?

- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?

- Зачем они нам нужны?

- Оживите текст

Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.

- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему и цели урока

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. А почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать

Учитель. – Откройте учебник на стр. 68, разберём упр. 116.

- Рассмотрите рисунки.

Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.

(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

-ЧТО ДЕЛАЕТ?

- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике.

-Составим предложение по любому рисунку.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.

(Мальчик моет посуду.)

-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)

5. Работа по теме урока

1) - Как  распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

/Работа в парах/

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

(Справа на доске)

    1. Поставить к слову вопрос

  2. Узнать, что оно обозначает

  1. Определить часть речи

2) Самостоятельная работа.

На экране напечатано стихотворение:

- Прочитайте стихотворение.

Тают сугробы.

Утихли метели.

В садовую рощу

Грачи прилетели.

-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.

- Назовите глаголы, докажите.

2.Работа в группах

Раздаётся таблица (см. приложение), дети должны дописать в таблицу слова, определить, какой частью речи они являются и объяснить.

Приложение.

Лев

кошка

корова

 

Жук

ворона

заяц

 

Воробей

Свинья

змея

 

3. Работа по вариантам

- Теперь, ребята, вы точно знаете, как кричат, рычат и поют птицы и звери, поэтому я думаю, легко справитесь с упражнением в учебнике (стр.69, упр.118)

- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?

- Какие слова он перепутал?

-Давайте восстановим справедливость запишем стихотворение в тетрадь правильно;

Работаем по вариантам:

1в - 1 столбик;

2в – 2 столбик

Проверка.

6.ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

7.Продолжение работы по теме урока

1)Выполнение заданий по уровням

Самостоятельная работ

- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 ) 
1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова: 
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1)Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – …, …. 
шум – …, …. 
боль - …, ….

- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

- Проверим свою работу (Самоконтроль)

Слайд № 4

2) Открытие новых знаний о глаголе и имени существительном

– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?

- Ваши гипотезы.

- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно задание. Распределить и записать слова в два столбика.

1 столбик – имя существительное

2 столбик – глагол

(У доски работают два человека.)

Слова для диктовки: пила, печь, жгут.

Записи в тетрадях и на доске

Существительное Глагол

пила пила

печь печь

жгут жгут

- Докажите, что слово пила – это существительное,

- это глагол.

- Чтобы это доказать, что нужно сделать?

- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)

8. Итог урока.

- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

- Стали вы мудрее? В чём?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

- Что было трудным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

-  Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы узнать?

Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.

9. Рефлексия.

- Какое у вас настроение в конце нашего урока?

- Оцените свою работу на уроке.

У каждого на столе лист самооценки:

! Молодец, всё выполнял верно.

+ Хорошо, но есть ошибки

- Допускал много ошибок, нужно ещё поработать

Домашнее задание. Стр.69 упр.119


 


 


 

 

 


 


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ахмерова Диляра Ильхамовна»

Конспект урока по русскому языку

во 2 классе

«Что такое глагол?»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема. "Что такое глагол?".

Тип урока: открытие новых знаний.

Цельпознакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи:

Образовательные:


  • Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;

  • научить учащихся находить глаголы в тексте;

  • повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;

  • закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;

  • закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;

  • учить оценивать уровень усвоения нового материала.

Развивающие:


  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;

  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Воспитательные:


  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;

  • ставить вопросы к глаголам;

  • повторить знания об имени существительном.

Метапредметные:

  • понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;

  • составлять словосочетания с глаголами;

  • пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;

  • развивать речь обучающихся,

Личностные:

  • знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.

Демонстративный материал:

магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, пректор.

Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, алгоритм.


Ход урока



  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

Мы тетрадки открываем и к работе приступаем.


  1. Актуализация знаний

Работа с пословицей.

Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.


/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться. К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок

Начнем наш урок с минутки чистописания.

А для этого приготовим свои пальчики.


Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – большачок,

А все вместе кулачок.


Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.

Прочитайте слова и подумайте, какая это буква.

Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.

- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

-Запишите её на новую строчку, соблюдая закономерность.

- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните.

- прочитать слова с ударением.

3. Самоопределение к деятельности.

Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

Почему оно лишнее?

Как определили, что эти слова – существительные?

- Что вы знаете об имени существительном?

Что оно обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие бывают существительные?

Назовите одушевлённые имена существительные.

На какие две группы можем их разделить?

( имена сущ. и слова которые обозначают действие предмета)

4. Постановка темы и целей урока.

- Слово лететь можно назвать существительным? Почему?

- А какая это часть речи?

На какой вопрос отвечает?

- Что обозначает?

- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?

- Зачем они нам нужны?

- Оживите текст

Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.



- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему и цели урока

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. А почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать

Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.

- Рассмотрите рисунки.

Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.

(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

-ЧТО ДЕЛАЕТ?

- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике.

-Составим предложение по любому рисунку.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.

(Мальчик моет посуду.)

-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)

5 . Работа по теме урока

1) - Как  распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

/Работа в парах/

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

(Справа на доске)

    1. Поставить к слову вопрос

  2. Узнать, что оно обозначает


  1. Определить часть речи


2) Самостоятельная работа.

На экране напечатано стихотворение:

- Прочитайте стихотворение.

Тают сугробы.

Утихли метели.

В садовую рощу

Грачи прилетели.

-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.

- Назовите глаголы, докажите.

2.Работа в группах

Раздаётся таблица (см. приложение), дети должны дописать в таблицу слова, определить, какой частью речи они являются и объяснить.


Приложение.



Лев

кошка

корова


Жук

ворона

заяц


Воробей

Свинья

змея




3. Работа по вариантам

- Теперь, ребята, вы точно знаете, как кричат, рычат и поют птицы и звери, поэтому я думаю, легко справитесь с упражнением в учебнике (стр.69, упр.118)

- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?

- Какие слова он перепутал?

-Давайте восстановим справедливость запишем стихотворение в тетрадь правильно;

Работаем по вариантам:

1в - 1 столбик;

2в – 2 столбик.



Проверка.

6.ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

7.Продолжение работы по теме урока

1)Выполнение заданий по уровням

Самостоятельная работа



- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 ) 

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова: 
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1)Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – … , … . 
шум – … , … . 
боль - … , … .

- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

- Проверим свою работу (Самоконтроль)

Слайд № 4

2) Открытие новых знаний о глаголе и имени существительном

– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?

- Ваши гипотезы.

- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно задание. Распределить и записать слова в два столбика.

1 столбик – имя существительное

2 столбик – глагол

(У доски работают два человека.)

Слова для диктовки: пила, печь, жгут.

Записи в тетрадях и на доске

Существительное Глагол

пила пила

печь печь

жгут жгут


- Докажите, что слово пила – это существительное,

- это глагол.

- Чтобы это доказать, что нужно сделать?

- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)

8. Итог урока.

- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

- Стали вы мудрее? В чём?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

- Что было трудным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

-  Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы узнать?

Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.

9. Рефлексия.

- Какое у вас настроение в конце нашего урока?

- Оцените свою работу на уроке.

У каждого на столе лист самооценки:

! Молодец, всё выполнял верно.

+ Хорошо, но есть ошибки

- Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.



Домашнее задание. Стр.69 упр.119









Приложение 2



! Молодец, всё выполнял верно.



Хорошо, но есть ошибки



Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ахмерова Диляра Ильхамовна

Автор: Диляра Ильхамовна Ахмерова

Дата: 01.05.2020

Номер свидетельства: 548520


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства