2.Межпредметная: развивать умение обобщать, синтезировать материал, анализировать поэтические тексты, развивать умение грамотно строить предложения, видеть грамматические ошибки; развивать умение работать в группе и самостоятельно
3. Личностная: формировать чувство прекрасного, уважительное отношение к слову, истории, традициям; воспитывать патриотичность и гражданственность через русское слово
Этапы урока | Методы, приёмы работы | Средства обучения | Форма и вид деятельности учащихся | Планируемые результаты обучения |
1. Организационный этап. | | | | |
2. Мотивационный этап. 1) Звучит песня на стихи поэта и композитора Г. Гладкова «Говорим на русском языке». Вопросы: -О чём песня? (о русском языке) -Какова основная мысль этого произведения? (гордость за величие русского языка: русское слово сопровождает человека в течение всей жизни и может выразить самые разные чувства и мысли человека) 2) Обращение И.Тургенева к молодёжи о бережном отношении к русскому слову. Задание к тексту: -Определите главный синтаксический приём, используемый автором, для передачи основной мысли текста (побудительные предложения). -Использует ли автор в данном тексте местоимения? Назовите их (наш, этот, моя и другие). - Мы готовы интересно и грамотно говорить об этой части речи? (да) | Творческий метод Фронтальная беседа Комплексная аналитическая работа с текстом, ИКТ | Музыкальное произведение Презентация, слайд №1 | Самостоятельная работа. Прослушивание, восприятие, наблюдение Устные ответы на вопросы по лирическому тексту | Личностные: развивают творческие способности Метапредметные: развивают умение воспринимать слова и музыку как единое целое Предметные: развитие умения по анализу поэтического текста, умеют выделять местоимение как часть речи среди других |
3. Формулирование темы урока, целеполагание. - Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь. - Определите задачи урока. - Поставьте 1-3 задачи для себя, учитывая цели урока. Запишите на маршрутном листе урока | Проблемный метод, индивидуальная работа | Тетрадь, доска, маршрутный лист | Формулирование темы и задач, работа в тетрадях, в маршрутном листе. | Личностные: формируют умение оценивать свои знания Метапредметные: развивают умение формулировать тему и задачи урока |
4. Орфографическая минутка. - Объясните выделенные орфограммы в данном на слайде тексте И.Тургенева -Сформулируйте название орфограмм в выписанных словах (правописание согласных в корне слова, суффиксов прилагательных, окончаний существительных и местоимений) | Проблемный метод | Текст И.Тургенева (слова с трудными орфограммами) | Запись слов и обозначение орфограмм в разных частях речи на доске и в тетрадях | Предметные:обозначают орфограммы в разных частях речи Метапредметные: умеют классифицировать орфограммы Личностные: формируют умение оценивать свои знания и умения |
5. Повторение теоретического материала. Понятия о местоимении. Задание: 1 ряд – назвать общее грамматическое значение местоимения и вопросы; 2 ряд – назвать морфологические признаки местоимения; 3 ряд – прокомментировать синтаксическую роль местоимений. Отвечает выбранный группой ученик. | Обобщение и синтез изученного материала | Материал учебника, знания по теме. Презентация, слайд №2 | Групповая форма работы Устные ответы учащихся | Личностные: умение работать в группах, с другими учениками, развитие речи Метапредметные: умение работать с учебником, обобщать материал Предметные: знают определение местоимения как части речи, морфологические признаки, синтаксическую роль |
6. Тренировочные упражнения. - На слайде представлены пословицы. Прочитайте их, вдумайтесь в смысл. Выпишите из них в тетрадь местоимения, определите разряд. С этим же заданием 2 человека работают у доски. Проверка. Отметьте в маршрутном листе количество ошибок. - Какие разряды местоимений не встретились в пословицах? (неопределённые, вопросительные). Приведите примеры. -Грамматические разборы: 1) Синтаксический разбор предложения последней пословицы в тетрадях и на доске (1 ученик) 2) Морфологический разбор 3 местоимений разных разрядов – на доске выполнят самостоятельно ученики. Кто затрудняется, можно использовать учебник. -Ученики, работающие у доски, поставьте себе оценки в маршрутные листы. | ИКТ,аналитическая работа, проблемно-деятельностные приёмы работы Индивидуально-дифференцированный подход | Презентация, слайд №3 | Индивидуальная работа Самостоятельная работа с комментированием после выполнения | Личностные: акцентирование и выбор положительных качеств человека Метапредметные: развитие навыка самостоятельной работы, синтез и обобщение знаний Предметные: знают разряды местоимений, умеют выполнять морфологический разбор местоимения, синтаксический разбор простого предложения |
7. Теоретический материал из истории русского слова и местоимений. 1) Выступление ученика «История русского слова» 2) Анализ древнерусского текста. Чтение, определение темы. - Найдите местоимения в тексте. Какую роль выполняют местоимения в тексте? (придают речи точность, позволяют избежать повторов и др.) | Работа с одарёнными детьми, ИКТ Исследовательская работа | Презентация, слайд №4-6 | Дифференцированная работа | Личностные: развитие уважения к истории своего языка и народа Метапредметные: умение найти, отобрать и донести материал по заданной теме; умение слушать научную информацию Предметные: знают о роли местоимений в тексте |
8. Культура речи. Обобщение материала по правилам употребления местоимений. -Найти грамматические ошибки при использовании местоимений, объяснить их, назвать правильный вариант -Поставьте в маршрутный лист урока число увиденных ошибок, которые вы сами смогли объяснить правильно. | Проблемный метод Аналитическая работа по культуре речи | Презентация, слайд №7 | Устная самостоятельная работа с комментированием после выполнения | Личностные: самооценка знаний и действий Обучающие: выявляют речевые и грамматические ошибки, умеют редактировать текст |
9. Оценивание работы учеников. -Проанализируйте выполнение тех задач, которые вы себе определили в начале урока, поставьте в маршрутный лист плюсы, если задача выполнена. - Сдайте маршрутные листы. | Приём рефлексии | Маршрутные листы | Самооценка деятельности. | Личностные: саморефлексия Метапредметные: самооценка знаний и действий на уроке |
10. Итог урока. - Слово учителя о главной задаче нашего поколения – знать и беречь русское слово. Используется стихотворение поэта В. Смирнова. - Послушайте окончание песни Гладкова, найдите местоимения, использованные в тексте. - Какие чувства вызывает песня у слушателя? (чувство гордости за родное слово, желание знать и грамотно использовать русское слово, чувство патриотизма) -Какие слова песни выражают идею? («Ах, какое наслаждение - говорить на русском языке…») Поэтому наш урок и назывался данной цитатой. | Межпредметные связи, ИКТ | Презентация, слайд №8-9 Музыкальное произведение | Прослушивание, наблюдение, выводы | Личностные: развивают творческие способности Метапредметные: развивают умение воспринимать слова и музыку как единое целое Предметные: развитие умения анализировать поэтический текст, умеют выделять местоимение как часть речи среди других |
11.Домашнее задание. -Найти стихотворение о русском языке. Приготовить выразительное чтение, прокомментировать смысл стихотворения. Записать стихотворенив тетрадь, найти местоимения, обозначить разряды местоимений. Произвести морфологический разбор 1-2 местоимений. | Межпредметные связи, поисково -деятельностный подход | Поэтические тексты, слово | Самостоятельная работа, анализ, обобщение | Личностные: развивают творческие способности Метапредметные: развивают умение анализировать поэтический текст Обучающие: развитие умения анализировать поэтический текст, умеют выделять местоимение как часть речи среди других |
1. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку
2. Песня Г. Гладкова «Говорим на русском языке»
3. Маршрутный лист ученика на уроке (для самооценки)
4. Материалы выступления ученика «Из истории русского слова»
5. Е.А.Быстрова. Русский языку: учебник для 6 класса в 2 ч. ФГОС – М.: Русское слово, 2013 г.
1. Программа по русскому языку УМК Е.А.Быстровой и Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по УМК Е.А.Быстровой
2. Е.А.Быстрова. Русский языку: учебник для 6 класса в 2 ч.ФГОС – М.: ООО «Русское слово», 2013 г.
3. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.