kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Афанасий Фет. Поэт-музыкант, поэт-художник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предварительные задания: класс поделён на две группы. Группа "музыкантов" выясняла роль музыки в лирике Фета, группа "художников" рассматривала живописную манеру Фета.

Оформление урока: портрет Фета, пейзажные работы художников-импрессионистов, романс на стихи Фета, слайдовая презентация на проекторе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Афанасий Фет. Поэт-музыкант, поэт-художник »

Муса Роза Шынгысхановна, учитель русского языка и литературы

Разработка урока по литературе: "Афанасий Фет. Поэт-музыкант, поэт-художник".







Цель урока :

-рассмотрение особенностей художественного мира поэта.

-введение учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха, выявление выразительных средств, придающих музыкальность. мелодичность стихотворениям, анализ изобразительных приёмов, связанных с созданием импрессионистических образов природы в лирике Фета.

Предварительные задания: класс поделён на две группы. Группа "музыкантов" выясняла роль музыки в лирике Фета, группа "художников" рассматривала живописную манеру Фета.

Оформление урока: портрет Фета, пейзажные работы художников-импрессионистов, романс на стихи Фета, слайдовая презентация на проекторе

Ход урока.

Как беден наш язык!- Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною

волною…

А. Фет

1. Объявление темы урока. Смысл эпиграфа. Отзывы критиков о поэзии Фета.

Фета называют "шёпотом русской поэзии". О живописном начале поэзии Фета заговорили современные исследователи его творчества. Е. А. Маймин говорит об импрессионистической манере Фета. Б. Я. Бухштаб пишет: "Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведённое предметом". Наша задача - найти подтверждения этим критическим отзывам.

2. Прослушивание романса на стихи Фета «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь…»

«На заре ты ее не буди»

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она…

Музыкальность поэзии Фета почувствовали многие композиторы 19-20 веков. Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке.

Сообщение учащегося о роли и месте музыки в жизни поэта.

Музыка была для Фета философией жизни. Там , где всё прекрасно, гармонично, там мир музыки.

Наблюдения учащихся за музыкальностью фетовского стиха .

- Анализ ключевых слов, тематически связанных с музыкой, поющие птицы у Фета, звучащие явления неживой природы, музыка космоса ( "…и мукой блаженства исполнены звуки", "уж давно поёт синичка", "истерзался песней соловей без розы", "это листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье…", "и задрожал весь хор небесный", "как тепло в нём звёздный хор повторялся", " как звучала их песнь с поднебесья").

- Как стихотворения Фета тематически связаны с музыкой?

- Какие художественные приёмы помогают озвучить Фету окружающий мир( приводятся примеры использования метафор, сравнений, ассонансов, анафор и др.).

Обобщение наблюдений учащимися.

3. Анализ поэтического текста "Сияла ночь…"(стихотворение читается наизусть)

Вопросы для анализа:

  • - найдите аллитерацию. Что достигается повтором тех или иных звуков?

  • - что можете сказать о синтаксисе стихов? Влияет ли он на напевность стихов?(синтаксический параллелизм во второй строфе, повтор союза что, использование однородных членов)

  • - С какой целью использует Фет анафору и повтор ( третья строфа)

  • - значение эпифоры в стихотворении. Как она связана с композицией, динамикой фетовской лирической миниатюры?

4. Другая особенность творческой манеры Фета - его умение видеть мир и художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия.

Сообщение о импрессионизме.







Картины художников импрессионистов

5. (Текст стихотворения “Шепот, робкое дыханье” и иллюстрация к нему)

Чтение учеником наизусть и анализ стихотворения “Шепот, робкое дыханье…”



6. Подведение итогов .Прослушивание выступлений учащихся

Тема любви

В жизни поэта была большая светлая любовь, но любимая была бедна и не могла дать Фету столь желанное для него материальное благополучие и дворянский титул. Она сгорела в пламени, не желая бороться с огнем: жизнь без любимого была для нее немыслима, да и его предательство было невыносимо для ее любящей души. Для Фета это было горем, трагедией. Может быть, поэтому стихи о любви такие пронзительные, эмоциональные, наполненные чувством любви, сожаления, утраты по истинному счастью.

Сияла ночь

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!



7. Вывод

Итак, обратимся вновь к эпиграфам нашего урока. Действительно, Фет сумел доказать, что “целый мир от красоты” и “как мир, бесконечна любовь”. мы увидели, что поэзия Афанасия Фета достойна того, чтобы к ней обращались люди разного возраста, ведь каждый из нас может найти в поэтических строках “ и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь”.



8.Словарная работа

Романс

Аллитерация

Ассонанс

Анафора

Импрессионизм



9. Домашнее задание

Выучить наизусть и проанализировать стихотворение Фета.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Афанасий Фет. Поэт-музыкант, поэт-художник

Автор: Муса Роза Шынгысхановна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212810


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства