kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Его любовь родилась в 1828 году( зал благородного собрания, декабрь)

1 марта 1829г. Пушкин делает предложение Гончаровой. Но, получив отказ, поэт не оставил надежду. Пушкин пишет письмо будущей теще.

Сообщение учащегося:

Из письма Пушкина теще Н. Ив. Гончаровой:

« На коленях, проливая слезы благодарности, вот как бы я должен вам писать теперь, когда граф Толстой привез мне ответ.- не отказ, вы позволяете мне еще надеяться. Тем не менее, если я еще ропщу, если грусть и горечь примешиваются к чувству счастья- не обвиняйте меня в неблагодарности. Простите нетерпение сердца больного и пьяного от счастья. Я еду сейчас и увожу в глубине души образ небесного существа, обязанного вам своим существованием».

И в это же ночь выезжает из Москвы в Грузию. Грузия была прекрасна. Воспоминания овладевают им.  Любовная тоска не развеялась, не прошла.

  • « На холмах Грузии лежит ночная мгла».

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

        Шумит Арагва предо мною.

 Мне грустно и легко; печаль моя светла;

        Печаль моя полна тобою,

 Тобой, одной тобой. Унынья моего

        Ничто не мучит, не тревожит,

 И сердце вновь горит и любит — оттого,

        Что не любить оно не может. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.»

Дата: Класс: 10 урок 3


Тема:

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

Цель урока:


Познакомить учащихся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина.

Задачи урока:

А) Обучающая. Сделать обзор творчества Пушкина этого периода, раскрыть его значение в жизни поэта.

Б) Развивающая. Развивать навыки конспектирования по опорным словам, навыки читательской компетентности, выразительного чтения, развивать связную речь учащихся.

Ожидаемый результат


развивать умение работать совместно с одноклассниками, критическое мышление, умение оценивать свою деятельность и одноклассников, навыки выразительного чтения; воспитывать уважение к творчеству Пушкину


Оргмомент.

Эмоциональный настрой.














Сообщение темы.




Общая постановка

целей урока.



Ликвидация пробелов




Проверка домашнего

задания.



Мозговой штурм


Учитель: Здравствуйте, ребята!

- Продолжаем разговор о жизни и творческой деятельности А. С. Пушкина.

Сухая, звенящая осень

Касается щек, точно жесть

Листами, которые сносит

На травы, которым не цвесть.

Уже под ногой каменеет

Песок опустевших аллей.

Но зрелым спокойствием веет

От вечно прямых тополей.

И в рыжей, вот этой метели

Я думаю только о том,

Как в Болдине листья летели

В бессмертие- лист за листом. ( В.Соколов)


- Ребята, мы сегодня познакомимся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, который получил название «Болдинская осень». Именно в Болдино пушкинский талант достиг наибольшего расцвета. Это была вершина его поэтического творчества.

Наша цель на уроке: получить ответы на вопросы: В каком году и при каких обстоятельствах А.С. Пушкин оказался в своём имении в Болдино? Какие произведения относятся r этому творческому периоду?

- Как вы думаете, о каком временном отрезке сегодня пойдет речь? (1830)

- Какова была тема прошлого урока?

- Почему А. С. оказался в Михайловском?

- Задайте друг другу вопросы по теме прошлого урока.


Послушаем стихотворение:

Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье...»)-наизусть



- Взаиморецензирование:

- Кто сегодня хорошо подготовился к уроку?

- Кто подготовился лучше всех?

- Обоснуйте свою точку зрения.



Пятый этап жизненного пути.

1830г.

Учащиеся записывают основные положения по ходу сообщения.


















Чтение и анализ стихотворения.





































































Чтение стихотворения.
































Выводы





Объяснение домашнего задания





Рефлексия






Итоги









Достижение учителем поставленных целей.



В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с нею, робкой и унылой,

Твою любовь воспоминать…


Его любовь родилась в 1828 году( зал благородного собрания, декабрь)

1 марта 1829г. Пушкин делает предложение Гончаровой. Но, получив отказ, поэт не оставил надежду. Пушкин пишет письмо будущей теще.

Сообщение учащегося:

Из письма Пушкина теще Н. Ив. Гончаровой:

« На коленях, проливая слезы благодарности, вот как бы я должен вам писать теперь, когда граф Толстой привез мне ответ.- не отказ, вы позволяете мне еще надеяться. Тем не менее, если я еще ропщу, если грусть и горечь примешиваются к чувству счастья- не обвиняйте меня в неблагодарности. Простите нетерпение сердца больного и пьяного от счастья. Я еду сейчас и увожу в глубине души образ небесного существа, обязанного вам своим существованием».



И в это же ночь выезжает из Москвы в Грузию. Грузия была прекрасна. Воспоминания овладевают им. Любовная тоска не развеялась, не прошла.


  • « На холмах Грузии лежит ночная мгла».


На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.


Учитель:

- Какое чувство осталось после прочтения?
- Как вы думаете, почему А.С. Пушкин адресовал стихотворение Наталье Николаевне? ( Потому что «сердце вновь горит»).
- Какие изобразительные средства присутствуют в этом стихотворении?

Почему их так мало?
(Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; здесь, по выражению Гоголя, все просто: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит»…)
- Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? (Потому что источник этой печали – любовь, а любовь у Пушкина – это жизнеутверждающее чувство.)
- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта?

(Шумит – горит, мгла – грусть.)
- Почему сердце «не любить не может»?
Выводы:
Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.


Сообщение учащегося:

За самовольную поездку Пушкин получил выговор… Шло время, и Пушкин решил повторить свое предложение. И оно было принято.

По случаю помолвки с Натальей Гончаровой Пушкин ходатайствовал у царя разрешение на печатание своего “Бориса Годунова” . Правительство одобрило намерение Пушкина сделаться семьянином. “Бориса Годунова” разрешили напечатать, однако под личную ответственность автора.

Отец поэта определил во владение сыну деревню Кистеневку, поблизости от Болдина. Пушкину пришлось выехать для устройства своих дел в Болдино. После того как поэт вступил во владение деревней, он мог уехать в Москву, к любимой невесте, но его задержала холера. Он застревает в Болдине и проводит там ту самую осень, которая, как горный кряж с целым рядом отдельных вершин, возвышается в его творчестве.

  • Просмотр ролика «Болдинская осень».


- Задайте вопросы друг другу по увиденному и услышанному Материалу.

Итак, «Болдинской осенью» называют осень 1830 года, проведенную Пушкиным в имении Болдино Нижегородской губернии, прославленную творениями поэта. Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного мастерства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю его жизнь.

Того, что было написано им за три месяца в Болдино, хватило бы на несколько жизней. Поэзия и проза, драматургия и критические статьи, сказки и письма – всего не вспомнить в один час, не рассказать подробно. Мы перелистаем сегодня некоторые страницы тех произведений, которые создал А.С.Пушкин осенью 1830 года в его первую Болдинскую осень.

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

Сообщение учащегося:

Он работал целыми днями с 6 утра.

Приехал в Болдино Пушкин 3 сентября,

9-го уже закончил “Гробовщика” , 14-го “Станционного смотрителя” , 20-го “Барышню-крестьянку” , 25-го - девятую главу романа “Евгений Онегин” ; между 5 и 10-м написан “Домик в Коломне” , между 12 и 14-м - “Выстрел” , 20-го окончена “Метель” , 23-го - “Скупой рыцарь” , 26 - го - “Моцарт и Сальери” , и в октябре же окончено “Путешествие Онегина” , 4 ноября окончен “Каменный гость” , и в ноябре же написан “Пир во время чумы” . В этом же месяце Пушкиным также написаны: «История села Горюхино», «Цыгане», критические статьи и заметки, письма Гончаровой, Дельвигу.

За эти болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений.


Я не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья...

Сообщение учащегося:

- А знаете ли вы, какое стихотворение в Болдино было первым?

Первое болдинское стихотворение:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле

Колокольчик дин – дин – дин

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин.

(«Бесы»)

Когда холерный карантин был закончен, Пушкин вернулся в Москву.

Но он снова приедет сюда три года спустя, изъездив тысячи верст дорогами Пугачева, приедет и почувствует себя радостно: будет трудиться здесь над «Историей Пугачева», напишет «Анджело», «Медный всадник», «Пиковую даму». И еще год спустя, осенью 1830 года, в последний раз приедет он в Болдино. Деревня, несмотря на сентябрь, встретит его первым снегом. Пушкин будет ждать вдохновения, но оно не расщедрится – заботы, хлопоты, тревоги. Опять трудный год. Да много ли выпало на долю поэта легких годов? Это будет позже, а пока лошади бегут резво, и тяжелый дорожный сундучок, набитый рукописями, теснит взор надеждами – Москва!


18 февраля 1831 года состоялась свадьба. Вскоре Пушкин с женой переехал в Петербург. Но об этом периоде жизни поэта на следующем уроке.

Формирование умений и навыков. (10 мин).

Подведем итоги:

-В каком году и при каких обстоятельствах А.С. Пушкин оказался в своём имении в Болдино? -Какие произведения относятся в этому творческому периоду? Назовите их.

Эссе: « Болдинская осень в жизни поэта».

(Болдинская осень в жизни А.С.Пушкина – творческий праздник. В это время его талант достиг наивысшего расцвета).

Сравнить стихотворения “Если жизнь тебя обманет…” и “Элегия” (1830г) по настроению и способу выражения его, отношению к творчеству, пониманию смысла человеческого существования

Анализ успешности

-Какое было настроение на уроке? - Почему?

- Нарисуйте осеннюю эмблему вашего настроения ( солнышко, яркое или закрытое тучками, осенние листья).


Комментирование оценок:

Всего опрошенных учащихся :

Оценки:

«5»

«4»-

«3»

_

дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями




рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.


2.




1.


2.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

Автор: Арыкова Айнагуль Конимкосовна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства