kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

9 сыныпта орыс тілінен Сложноподчиненные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Цели урока:

  2. образовательная: повторение и закрепление знании учащихся по теме «Сложнопод­чиненное предложение»;
  3. развивающая: развитие умений и навыков по определению и конструированию слож­ноподчиненных предложений, развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности;
  4. воспитательная: повышение интереса к русскому языку, осуществление трудового и эстетического воспитания.
  5. Тип урока: урок-повторение.

    Методы: словесный, практический.

    Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, слайды.

                                                              Ход урока:

    I. Организационный момент                                    

    Приветствие.                                                            

    Постановка цели урока.                                          

    П. Вступительная беседа                                      
    Обращаюсь к  эпиграфу  - словам Л.П.Толстого: «Можно с уверенностью ска- 

    зать, что человек, говорящий на хорошем, на чистом хорошем  богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит   на плохом и бедном языке».

    Для того, чтобы наша речь была хорошей, выразительной,  богатой, мы должны уметь правильно строить предложения. В связи с этим мы сегодня на уроке будем повторять тему «Сложноподчиненные предложения».   

    III. Лингвистическая разминка

    Учитель задает вопросы,  ответы  появляются на интерактивной лоске постепенно по ходу ответа.
    1. Что такое фонетика? Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, буквы, слоги и ударение.

    2.Что   такое   лексика''  Лексика  —  это раздел науки о языке, в котором изучается значение слова и употребление слов.

    3.Что такое морфология? Морфология -это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

    4.Что такое синтаксис? Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение,

    IV. Построение схемы

    Сегодня мы остановимся на синтаксисе.

    А начнем повторения с того что нарисуем дом и назовем его «Предложение».

    На интерактивной доске поэтапно возни­кают этажи дома в соответствии с вопросом учителя.

  6. Что будет фундаментом нашего дома? Простое предложение.
  7. Какие предложения называются прос­тыми?  Они имеют одну граммати-ческую основу.
  8. Составим простое предложение? Нас­тупила золотая осень.
  9. Какие предложения называются слож­носочиненными?   Части равно-правны   по смыслу, соединены сочинительными союза­ми.
  10. Виды   сложносочиненных   предложе­ний?   Сложносочиненные   предло-жения   соединительными   союзами,    сложносочи­ненные предложения с противительными союзами,  сложносочиненные предложения
    с разделительными союзами.
  11. Какие предложения называются бес­союзными?   Части  предложения  связаны интонационно.
  12. Знаки    препинания     в     бессоюзных предложениях? Запятая,  тире, двоеточие(объяснение постановки каждого знака).
  13. Какие предложения называются слож­ноподчиненными?   Они состоят  из  неза­висимой части   и   нескольких подчиненных частей (придаточной части).
  14. Сколько   видов   сложно подчиненных предложений  вы  знаете?  Три вида:  изъя­вительные,      определительные,      обстоя­тельственные.
  15. 10.Что называется сложным синтакси­ческим  целым? Группа самосто-ятельных предложении, которые тесно связаны друг с другом по смыслу.

     

     

    V. Конструирование предложений

    Составьте и запишете сложноподчиненные предложения, подобрав к главной части подходящее по смыслу придаточную часть.

     

     

    Главная часть

    Придаточная часть

    1.

    Надо упорно учиться.

    Д.

    . когда уже стемнело.

    2

    Яблони не зацвели.

    Б.

    .если воробьи чирикают.

    j.

    Он добрался до города.

    В.

    . как красива паша Земля.

    4.

    Мы знаем.

    Г.

    .чтобы познать себя.

    5.

    Будет теплая метель.

    Д-

    . потому что было холодно.

       

    Ответы: I г. 2 д, 3 а, 4 в. 5 б.

       

    VI. Занимательная лингвистика

     

    Синтаксическая загадка: Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».

    Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть.

     

     

    Найдите и вы его решение.

    Отец забыл поставить запятую. Видимо, 011 предполагал такое прочтение: «Поставь­те на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять r другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу дер­жащую». Золотой в этом случае оказыва­лась лишь чаша.

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«9 сыныпта орыс тілінен Сложноподчиненные предложения»

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели урока:

  • образовательная: повторение и закрепление знании учащихся по теме «Сложнопод­чиненное предложение»;

  • развивающая: развитие умений и навыков по определению и конструированию слож­ноподчиненных предложений, развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности;

  • воспитательная: повышение интереса к русскому языку, осуществление трудового и эстетического воспитания.

Тип урока: урок-повторение.

Методы: словесный, практический.

Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, слайды.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие.

Постановка цели урока.

П. Вступительная беседа
Обращаюсь к эпиграфу - словам Л.П.Толстого: «Можно с уверенностью ска-

зать, что человек, говорящий на хорошем, на чистом хорошем богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».

Для того, чтобы наша речь была хорошей, выразительной, богатой, мы должны уметь правильно строить предложения. В связи с этим мы сегодня на уроке будем повторять тему «Сложноподчиненные предложения».


III. Лингвистическая разминка

Учитель задает вопросы, ответы появляются на интерактивной лоске постепенно по ходу ответа.
1. Что такое фонетика? Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, буквы, слоги и ударение.

2.Что такое лексика'' Лексика — это раздел науки о языке, в котором изучается значение слова и употребление слов.

3.Что такое морфология? Морфология -это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

4.Что такое синтаксис? Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение,

IV. Построение схемы

Сегодня мы остановимся на синтаксисе.

А начнем повторения с того что нарисуем дом и назовем его «Предложение».

На интерактивной доске поэтапно возни­кают этажи дома в соответствии с вопросом учителя.

  1. Что будет фундаментом нашего дома? Простое предложение.

  2. Какие предложения называются прос­тыми? Они имеют одну граммати-ческую основу.

  3. Составим простое предложение? Нас­тупила золотая осень.

  4. Какие предложения называются слож­носочиненными? Части равно-правны по смыслу, соединены сочинительными союза­ми.

  1. Виды сложносочиненных предложе­ний? Сложносочиненные предло-жения соединительными союзами, сложносочи­ненные предложения с противительными союзами, сложносочиненные предложения
    с разделительными союзами.

  2. Какие предложения называются бес­союзными? Части предложения связаны интонационно.

  3. Знаки препинания в бессоюзных предложениях? Запятая, тире, двоеточие(объяснение постановки каждого знака).

  4. Какие предложения называются слож­ноподчиненными? Они состоят из неза­висимой части и нескольких подчиненных частей (придаточной части).

  5. Сколько видов сложно подчиненных предложений вы знаете? Три вида: изъя­вительные, определительные, обстоя­тельственные.

10.Что называется сложным синтакси­ческим целым? Группа самосто-ятельных предложении, которые тесно связаны друг с другом по смыслу.





V. Конструирование предложений

Составьте и запишете сложноподчиненные предложения, подобрав к главной части подходящее по смыслу придаточную часть.





Главная часть


Придаточная часть

1.

Надо упорно учиться.

Д.

... когда уже стемнело.

2

Яблони не зацвели.

Б.

...если воробьи чирикают.

j.

Он добрался до города.

В.

... как красива паша Земля.

4.

Мы знаем.

Г.

...чтобы познать себя.

5.

Будет теплая метель.

Д-

... потому что было холодно.




Ответы: I г. 2 д, 3 а, 4 в. 5 б.



VI. Занимательная лингвистика


Синтаксическая загадка: Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».

Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть.


Найдите и вы его решение.

Отец забыл поставить запятую. Видимо, 011 предполагал такое прочтение: «Поставь­те на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять r другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу дер­жащую». Золотой в этом случае оказыва­лась лишь чаша.


VII. Работа с таблицей

Найти сходство и различие в таблице.

Сложноподчиненные

предложения с при­даточными определи­тельными

С лож н о под чиненные предложения е придаточ­ными изъяснительными

Сложноподчиненные пред­ложении с придаточными обстоятельственными


Вот тот дом, где жил пи­сатель.

Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.

Я не вижу, где граница**еж-

ду товарищем и другом. Мы не помним, когда это было.

Мы поехали туда, где я давно не был.

Лес особенно хорош, когда на землю летят золотые листья, краснеют я годы и рябины.


Один и тот же союз или союзное слово употребляются в сложноподчиненных пред­ложениях с разными видами подчинения.

VIII. Объяснительное списывание

Вставьте нужные по смыслу союзы.

Чтобы познать себя, надо упорно учить­ся. Деревья жалобно шумели, когда наста­ли холода. Если небо затянуто тучами, оно становится неприветливым, серым, хмурым. Он был рад, что родился таким одно­любом.

IX. Реконструкция

Подобрать к схемам предложения. 1-L И )■ 2.( ).{ ].

А.. Деревня, где скучал Евгений, была пре­лестный уголок.

Б. Когда дверь была закрыта на ключ. Арина Петровна приступила к делу.

В. Стоит он тяжко и вздыхает, пока не озарится восток.

Ответы. ! В, 2 Б, 3 А.

  1. Синтаксический разбор

Ученикам предлагаются 2-3 предложения на казахском языке.

Перевести с казахского определить вид и составить схему сложноподчиненно-го предложения.

Егср оқығанын әбден біліп алмаса, ол алға жылжи алмайды. Если он не усвоит изу­ченное, то не продвинется вперед. (Если) [ ]

Басы жергс тигенше, ел ойын ойлайды.

Пока голова не коснется земли, он думает о думах Отечества. {Пока J, [ ].

XI. Тестовая проверка

1.Что образует грамматическую основу предложения?

  1. подлежащее и сказуемое;
    Б) главное и зависимое слово;

  2. союзы и предложения.

2.Укажите подчинительные союзы:

A)однако, то... не то, зато;

Б) лишь, если, словно, чтобы, когда;

B) а. но да (в значении но).

3.Какие предложения называются слож­ноподчиненными?

A) такие предложения, в которых простые предложения равноправны
по смыслу:

Б) предложения, части которых не равноправны;

B) предложения, части которых не равноправны: одна из них главная,
другая зависимая.

4.Найдите сложноподчиненное предло­жение:

A) Человек, если ему дать свободу, творит чудеса

Б) Весь небосвод дышал, безжалост­ным жаром.

B) Ожидая неприятного разговора, я вошел в комнату.

5.Определите вид придаточного предло­жения: Поэт хочет, чтобы его стихи были доступны и понятны народу.

  1. изъявительное;
    Б) определительное:

  2. обстоятельственное.

6.Вставьте ПОДХОДЯЩИЙ союз в сложно­подчиненное предложение: Знакомый лесни­
чий усмехнулся... мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.

А) чтобы; Б) когда: В) что.

7.Определите вид сложноподчиненного предложения Чтобы познать себя, надо упорно учиться.

А) причины: Б) цели; В) времени.

8.Сколько придаточных в данном слож­ноподчиненном предложении? Учитель отметил, что новый материал заинтере­совал учеников, что псе были готовы отве­чать.

А; одно: Б) два; В) три.

9.На какой вопрос отвечает придаточное цели?

А) почему? Б) зачем? В) где?

10.Какие предложения отвечают на воп­рос Какой?

  1. изъяснительные;
    Б) определительные;

  2. обстоятельственные.

XII. Защита проекта

Проверка домашнего задания. Групповая работа.

Ученики заранее поделены на группы по принципу уровневой дифференциации.

1 группа: сложноподчиненное предло­жение с одним придаточным. Я невольно улыбаюсь от радости, когда солнце подни­мается лад лугами. Ученики ассоциируют это предложение с яблоком, висящим на ветке.

  1. группа: сложноподчиненное предло­жение с двумя параллельными придаточ­ными. Я увидел, как звезды стали тума­ниться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прох­лада. Ассоциация- две вишенки, висящие на одной ветке.

  2. группа: сложноподчиненное предло­жение с двумя последовательными прида

точными. В тишине отчетливо послыша­лось, как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. Ассоциация - серьги.

4 группа: сложноподчиненное предло­жение с тремя придаточными, последо­вательное подчинение. Долго было слышно,как он шагал туда, где светился огонек, чтобы поведать чужим людям о своем
счастье. Ассоциация - кулон.

5 группа: сложноподчиненное пред­ложение стремя параллельными прида­точными. Кутузов писал, что русские не

отступили ни на шаг, что французы поте­ряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще соб­рать последних сведений. Ассоциация — ка­захский национальный браслет с кольцами.

XIII. Подведение итога урока

Рефлексия.

XIV. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему «Ве­сенний день», используя сложноподчинен­ные предложения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
9 сыныпта орыс тілінен Сложноподчиненные предложения

Автор: Когиева Жайнагуль Кенжибековна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства