9 сыныпта орыс тілінен Сложноподчиненные предложения
9 сыныпта орыс тілінен Сложноподчиненные предложения
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели урока:
образовательная: повторение и закрепление знании учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение»;
развивающая: развитие умений и навыков по определению и конструированию сложноподчиненных предложений, развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности;
воспитательная: повышение интереса к русскому языку, осуществление трудового и эстетического воспитания.
П. Вступительная беседа
Обращаюсь к эпиграфу - словам Л.П.Толстого: «Можно с уверенностью ска-
зать, что человек, говорящий на хорошем, на чистом хорошем богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».
Для того, чтобы наша речь была хорошей, выразительной, богатой, мы должны уметь правильно строить предложения. В связи с этим мы сегодня на уроке будем повторять тему «Сложноподчиненные предложения».
III. Лингвистическая разминка
Учитель задает вопросы, ответы появляются на интерактивной лоске постепенно по ходу ответа. 1. Что такое фонетика? Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, буквы, слоги и ударение.
2.Что такое лексика'' Лексика — это раздел науки о языке, в котором изучается значение слова и употребление слов.
3.Что такое морфология? Морфология -это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
4.Что такое синтаксис? Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение,
IV. Построение схемы
Сегодня мы остановимся на синтаксисе.
А начнем повторения с того что нарисуем дом и назовем его «Предложение».
На интерактивной доске поэтапно возникают этажи дома в соответствии с вопросом учителя.
Что будет фундаментом нашего дома? Простое предложение.
Какие предложения называются простыми? Они имеют одну граммати-ческую основу.
Какие предложения называются сложносочиненными? Части равно-правны посмыслу, соединены сочинительными союзами.
Виды сложносочиненных предложений? Сложносочиненные предло-жения соединительными союзами, сложносочиненные предложения с противительными союзами, сложносочиненные предложения
с разделительными союзами.
Какие предложения называются бессоюзными? Части предложения связаны интонационно.
Знаки препинания в бессоюзных предложениях? Запятая, тире, двоеточие(объяснение постановки каждого знака).
Какие предложения называются сложноподчиненными? Они состоят из независимой части и нескольких подчиненных частей (придаточной части).
Сколько видов сложно подчиненных предложений вы знаете? Три вида: изъявительные, определительные, обстоятельственные.
10.Что называется сложным синтаксическим целым? Группа самосто-ятельных предложении, которые тесно связаны друг с другом по смыслу.
V. Конструирование предложений
Составьте и запишете сложноподчиненные предложения, подобрав к главной части подходящее по смыслу придаточную часть.
Главная часть
Придаточная часть
1.
Надо упорно учиться.
Д.
. когда уже стемнело.
2
Яблони не зацвели.
Б.
.если воробьи чирикают.
j.
Он добрался до города.
В.
. как красива паша Земля.
4.
Мы знаем.
Г.
.чтобы познать себя.
5.
Будет теплая метель.
Д-
. потому что было холодно.
Ответы: I г. 2 д, 3 а, 4 в. 5 б.
VI. Занимательная лингвистика
Синтаксическая загадка: Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».
Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть.
Найдите и вы его решение.
Отец забыл поставить запятую. Видимо, 011 предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять r другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«9 сыныпта орыс тілінен Сложноподчиненные предложения»
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели урока:
образовательная: повторение и закрепление знании учащихся по теме «Сложноподчиненноепредложение»;
развивающая: развитие умений и навыков по определению и конструированию сложноподчиненных предложений, развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности;
воспитательная: повышение интереса к русскому языку, осуществление трудового и эстетического воспитания.
П. Вступительная беседа Обращаюсь к эпиграфу - словам Л.П.Толстого: «Можно с уверенностью ска-
зать, что человек, говорящий на хорошем, на чистом хорошем богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».
Для того, чтобы наша речь была хорошей, выразительной, богатой, мы должны уметь правильно строить предложения. В связи с этим мы сегодня на уроке будем повторять тему «Сложноподчиненные предложения».
III. Лингвистическая разминка
Учитель задает вопросы, ответы появляются на интерактивной лоске постепенно по ходу ответа. 1. Что такое фонетика? Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, буквы, слоги и ударение.
2.Что такое лексика'' Лексика — это раздел науки о языке, в котором изучается значение слова и употребление слов.
3.Что такое морфология? Морфология -это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
4.Что такое синтаксис? Синтаксис — этораздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение,
IV. Построение схемы
Сегодня мы остановимся на синтаксисе.
А начнем повторения с того что нарисуем дом и назовем его «Предложение».
На интерактивной доске поэтапно возникают этажи дома в соответствии с вопросом учителя.
Что будет фундаментом нашегодома? Простое предложение.
Какие предложения называются простыми? Они имеют одну граммати-ческую основу.
Какие предложения называются сложносочиненными? Части равно-правны посмыслу, соединены сочинительными союзами.
Виды сложносочиненных предложений? Сложносочиненные предло-жения соединительными союзами, сложносочиненные предложения с противительными союзами, сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
Какие предложения называются бессоюзными? Части предложения связаны интонационно.
Знаки препинания в бессоюзных предложениях? Запятая, тире, двоеточие(объяснение постановки каждого знака).
Какие предложения называются сложноподчиненными? Они состоят из независимой части и нескольких подчиненных частей (придаточной части).
Сколько видов сложно подчиненных предложений вы знаете? Три вида: изъявительные, определительные, обстоятельственные.
10.Что называется сложным синтаксическим целым? Группа самосто-ятельных предложении, которые тесно связаны друг с другом по смыслу.
V. Конструирование предложений
Составьте и запишете сложноподчиненные предложения, подобрав к главной части подходящее по смыслу придаточную часть.
Главная часть
Придаточная часть
1.
Надо упорно учиться.
Д.
... когда уже стемнело.
2
Яблони не зацвели.
Б.
...если воробьи чирикают.
j.
Он добрался до города.
В.
... как красива паша Земля.
4.
Мы знаем.
Г.
...чтобы познать себя.
5.
Будет теплая метель.
Д-
... потому что было холодно.
Ответы: I г. 2 д, 3 а, 4 в. 5 б.
VI. Занимательнаялингвистика
Синтаксическая загадка: Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».
Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть.
Найдите и вы его решение.
Отецзабыл поставить запятую. Видимо, 011 предполагал такое прочтение: «Поставьтена моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять r другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.
VII. Работа стаблицей
Найти сходство и различие в таблице.
Сложноподчиненные
предложения с придаточными определительными
С лож н о под чиненные предложения е придаточными изъяснительными
Сложноподчиненные предложении с придаточными обстоятельственными
Вот тот дом, где жил писатель.
Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.
Я не вижу, где граница**еж-
ду товарищем и другом. Мы не помним, когда это было.
Мы поехали туда, где я давно не был.
Лес особенно хорош, когда на землю летят золотые листья, краснеют я годы и рябины.
Один и тот же союз или союзное слово употребляются в сложноподчиненных предложениях с разными видамиподчинения.
VIII. Объяснительное списывание
Вставьте нужные по смыслу союзы.
Чтобы познать себя, надо упорно учиться. Деревья жалобно шумели,когда настали холода. Еслинебо затянуто тучами, оно становится неприветливым, серым, хмурым. Он был рад, что родился таким однолюбом.
IX. Реконструкция
Подобрать к схемам предложения. 1-LИ )■ 2.().{ ].
А.. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Б.Когдадверь была закрыта на ключ. Арина Петровна приступила к делу.
В. Стоит он тяжко и вздыхает,пока не озарится восток.
Ответы. ! В, 2 Б, 3 А.
Синтаксический разбор
Ученикам предлагаются 2-3 предложения на казахском языке.
Перевести с казахского определить вид и составить схему сложноподчиненно-го предложения.
Егср оқығанын әбден біліп алмаса,ол алға жылжи алмайды. Если онне усвоит изученное, тоне продвинется вперед. (Если)[ ]
Басы жергс тигенше, ел ойынойлайды.
Пока голова не коснется земли, он думает о думахОтечества. {Пока J, [ ].
XI.Тестовая проверка
1.Что образуетграмматическую основу предложения?
подлежащее и сказуемое; Б) главное и зависимое слово;
союзы и предложения.
2.Укажите подчинительные союзы:
A)однако, то... не то, зато;
Б) лишь, если, словно, чтобы, когда;
B) а. но да (в значениино).
3.Какие предложения называются сложноподчиненными?
A) такие предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу:
Б) предложения, части которых неравноправны;
B)предложения,части которых неравноправны: одна из них главная, другая зависимая.
4.Найдите сложноподчиненное предложение:
A) Человек, если ему дать свободу, творит чудеса
Б) Весь небосвод дышал, безжалостным жаром.
B) Ожидая неприятного разговора, я вошел в комнату.
5.Определите вид придаточного предложения: Поэт хочет, чтобы его стихи былидоступны и понятны народу.
изъявительное; Б) определительное:
обстоятельственное.
6.Вставьте ПОДХОДЯЩИЙсоюз в сложноподчиненное предложение:Знакомый лесни чий усмехнулся... мы рассказали ему о своейпопытке спасти зеленую листву на березе.
А) чтобы; Б) когда: В) что.
7.Определите вид сложноподчиненного предложения Чтобы познать себя, надоупорно учиться.
А) причины: Б) цели; В) времени.
8.Сколько придаточных в данном сложноподчиненном предложении? Учительотметил, что новый материал заинтересовал учеников, что псе были готовы отвечать.
А; одно: Б) два;В) три.
9.На какой вопрос отвечает придаточное цели?
А) почему? Б) зачем? В) где?
10.Какие предложения отвечают на вопрос Какой?
изъяснительные; Б) определительные;
обстоятельственные.
XII. Защита проекта
Проверка домашнего задания. Групповая работа.
Ученики заранее поделены на группы по принципу уровневой дифференциации.
1 группа:сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Я невольно улыбаюсь от радости, когда солнцеподнимается лад лугами. Ученики ассоциируют это предложение с яблоком, висящим на ветке.
группа: сложноподчиненное предложение с двумя параллельными придаточными. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, каклегким вздохом пронеслась по земле прохлада. Ассоциация- две вишенки, висящие на одной ветке.
группа:сложноподчиненное предложение с двумя последовательными прида
точными. В тишинеотчетливо послышалось, как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. Ассоциация - серьги.
4 группа: сложноподчиненное предложение с тремя придаточными, последовательное подчинение. Долгобыло слышно,как он шагал туда, где светился огонек,чтобы поведать чужим людямо своем счастье. Ассоциация - кулон.
5 группа: сложноподчиненное предложение стремя параллельными придаточными. Кутузов писал, что русские не
отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения,не успев еще собрать последних сведений. Ассоциация — казахский национальный браслет с кольцами.
XIII.Подведение итогаурока
Рефлексия.
XIV.Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему «Весенний день», используя сложноподчиненные предложения.