Русский язык.9 класс.
Урок 16.
Тема урока: Сложные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении.
Цель: повторить основные виды сложных предложений, уметь различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания, знать структурные и семантические особенности ССП; закрепить знание орфограмм в суффиксах причастий.
Оборудование: электронные схемы по теме, текст для анализа.
|
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания. Происхождение слов: эффект, искусство, масса.
Словарный диктант.
В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; строящиеся дома; дремлющий старик; трепещущий на ветру; скачущая лошадь; ясно видящий цель; шепчущиеся кусты; увидите стелющийся над речонкой туман; зависимое от обстоятельств решение; тревожащая вас мысль; нещадно жалящие комары; прыснет, будто сеющий через сито дождь; грохочущий водопад; движимые чувством страха; лечащийся травами; рокочущие раскаты грома; едва брезжущий рассвет; плачущего малыша; выращиваемые растения; плещущейся волны.
II. Сообщение темы урока. Углубление понятия о сложносочиненном предложении.
1. Работа у доски.
Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить.
1-й учащийся. Быстро несется вниз по течению красивый и сильный буксирный пароход «Ермак», по оба бока его медленно движутся навстречу ему берега Волги. (М. Горький.)
2-й учащийся. Родина нам мать, чужая сторона – мачеха. (Пословица.)
3-й учащийся. дым шел от костра, туман поднимался над болотом.
Вывод делают учащиеся.
Сложносочиненное предложение – это такое сложное союзное предложение, в котором два и более простых предложения связаны между собой сочинительными соединительными, сочинительными противительными или сочинительными разделительными союзами и интонацией.
2. Определение сложного предложения.
Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогичных простому предложению.
3. Работа с учебником (с. 38-39).
4. Основные виды сложных предложений. Чтение материала учебника –
с.42-44.
5. Выполнение упражнения 60 (ССП).
6. Составление схемы классификации видов сложных предложений.
IV. Тренировочные упражнения.
- Определить тип сложного предложения. Составить схемы. Объяснить правописание согласных в корне.
Между голов вдруг стал виден перрон, и я сразу стала искать Сковородниковых, но перрон пробегал, а их не было видно.
[=-],и[-=],но[-=],а[=].
Это были люди искусства, таланта, а у меня не было никакого таланта, и я, конечно, напрасно расстроилась.
[ =-], а [=], и [-=].
Лёгкий запах смолы донёсся от барок, которые стояли за Биржевым мостом.
Было жарко, дети просили пить.
[=],[-=]
2. Самостоятельная работа с материалом § 12, с. 36–38.
Задание. Внимательно прочитайте опорный материал § 12 и подготовьте устное сообщение на тему «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении».
Домашнее задание: упр.59 (у), упр.67.