Просмотр содержимого документа
«8 класс "Определённо-личное предложение"»
Тема: Определённо-личное предложение
8 класс
Баяманова Гульзам Кинаятовна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа с.Енбек сельского округа имени М.Омарова г.Аксу»
Цель:
- формирование понятия «определённо-личное пердложение»;
-развитие умения отличать определённо-личные предложения от других типов односоставных предложений, употреблять в речи;
-воспитание доброжелательности.
Тип урока: изучение нового материала
Форма: работа в группах
Ход урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята. Давайте, вспомним пословицу: «Знания зовут, а дела не ждут!». Мы отправляемся вперёд!
II. Мотивационный этап.
-Сегодня мы будем работать в группах, поэтому вспомним правила работы в группе (на интерактивной доске):
Правила работы в группе:
- каждый имеет право на ошибку;
-будьте доброжелательны друг к другу;
-умейте слушать точку зрения другого;
-умейте уважать чужок мнение.
III. Обязательный этап (оценивание по специальной таблице).
Теория Практика
-У каждой группы на столах пронумерованные карточки.
Найдите карточку №1.
-Перед вами таблица. Знакома ли вам данная таблица? Что она напоминает?
-Учащиеся: Это таблица «Типы односоставных предложений».
-Учитель: В группах обсудите и перечислите всё, что знаете по теме, заполнив пустые клетки таблицы.
- Работа с карточкой №2.
-Выступления учащихся (дополняют друг друга).
IV. Актуализация знаний.
- Работа с карточкой №3.
-Задания:
1.Найдите главные члены предложения.
2.Сколько их в предложении?
3.Подчеркните. Какими частями речи они выражены?
4.Можем ли определить лицо в данных предложениях? Как?
5.Как называют такие предложения?
-Выход на тему урока: «Определённо-личные предложения» (записать в тетрадь).
V. Новая тема.
-Что мы знаем об определённо-личных предложениях? Составление «Кластера» (карточка №4).
-Самостоятельное изучение темы по учебнику.
-Что нового узнали? (дополнить «Кластер»).
-Расскажите друг другу и выдайте другой группе лучшее определение.
-Самостоятельная работа: докажите, что это определённо-личное предложение):
1. Гляжу в озера синие, В полях ромашки рву. (И.Шаферан).
2.Не бойтесь быть настигнутым в пути.
3. Ищи свою дорогу с малых лет, уверенно вперед иди сквозь годы. (С.Островой) .
4. Взгляну на звезды: много звезд в безмолвии ночном горит… (Е.Баратынский) .
VI. Закрепление.
-Карточка №5. Заполни таблицу.
-Карточка №6. Преобразуйте определенно-личные предложения в двусоставные.
Вывод:
-Определите приём, помогающий отличить определённо-личные предложения от других типов односоставных предложений. (ответ учащихся: возможность вставки в определённо-личные предложения подлежащего –местоимения 1 или 2 лица единственного, множественного лица).
- Употребляются ли в определенно-личных предложенияхформы глагола3 лица и прошедшего времени (попрощается, попрощаются, попрощался). (ответ учащихся: нет, т.к. они не указывают на определённое лицо).
VIII. Составление «Пятистишия»
1.Улыбка
2.Приятная, доброжелательная
3. Радует, веселит, поднимает настроение
4. увеличивает продолжительность жизни
5. Радость
X. Рефлексия.
-Что нового узнали?
-Чему научились?
-Было ли интересно?
XI. Оценивание.
XII. Информация о домашнем задании: эссе «Роль улыбки в моей жизни»
Приложение.
Карточка №1.
неопределённо-личное
с главным членом -подлежащим
Карточка №2.
Знаю
Хочу об этом знать
Чему хочу научиться?
1. Простые предложения делятся на односоставные и двусоставные
2. Односоставные делятся на 2 группы: с главным членом-подлежащим и с главным членом -сказуемым
О каждом из типов односоставных предложений
1. На практике отличать типы односоставных предложений.
2.Употреблять односоставные предложения в речи.
Карточка №3.
-Найдите главные члены предложения.
-Сколько их в предложении?
-Подчеркните. Какими частями речи они выражены?
-Можем ли определить лицо в данных предложениях? Как?
1. Люблю тихие, долгие зори.
2.Пойдёте вечером в лес наблюдать за его пробуждающейся жизнью. (Огнев)
3. Возьми на радость из моих ладоней немного солнца и немного мёда. (Мандельштам)
4.С тех пор уже и не палим из проклятой пушки. (Пушкин)
Карточка №4.
Лицо известное, сказуемое выражено глаголом тип односостав
можем определить лицо 1 или 2 л. ед.или мн.числа предложения
сказуемое может употребляются
Определённо-личное предложение
выражаться в живой разгов.
глаголом речи
прош.времени
глагольные с главным
предложения членом-сказуемым
Карточка №5.
-Заполни таблицу.
Двусоставные
Односоставные
с главным членом -сказуемым
с главным членом -подлежащим
определённо-личные
неопределённо-личные
безличное
назывное
1. Солнце светит ярко. 2. Грустно в эту пору в лесу. 3. В это время позвонили в дверь. 4. Я сегодня всю ночь не спал. 5. Жаркий полдень.6.Спешим на зов костра. 7. Ведут ко мне коня. 8. В доме было прохладно. 9. Синее море. 10. Ему отвели под кухней каморку. 11. Веет с поля ночная прохлада. 12. Стою один среди равнины голой.
Карточка №6.
-Определённо-личные предложения преобразовать в двусоставные:
1. Стою и любуюсь сверканьем зарниц.
2. Люблю весенний лепет тенистой рощи.
3.Теперь подслушаем украдкой героев наших разговор.