kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

7 класс КСП М.Джалиль "Варварство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс КСП на тему М.Джалиль "Варварство"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«7 класс КСП М.Джалиль "Варварство"»

Раздел

День Победы: почему мы должны помнить

Ф.И.О педагога

Кабулова С.И.

Дата: 28 .04.2023

Класс 7 А Г Е М

Тема урока

Муса Джалиль «Варварство»

Цели обучения в соответствии с учебной программой

7.1.5.1 прогнозировать содержание по заголовку или началу текста;



Цели урока

прогнозировать содержание по заголовку или началу текста;



Критерий оценивания

спрогнозируете содержание стихотворения по его заголовку


Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ

Межпредметные связи

История

Ход урока

Этап урока

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Создание коллаборативной обстановки к уроку.

Опрос домашнего задания

Биография Мусы Джалиля

Актуализация знаний. Слушание и говорение

Приём «Мозговой штурм»

- Посмотрите на фотографии. На них боль, страдания, смерть, разрушение. Слёзы детей и матерей. Всё это принесли фашисты на советскую землю. Варварство.

Спрогнозируйте, о чём пойдёт речь в стихотворении с таким названием. Предложите свои варианты ответа, опирайтесь на собственный опыт и знания прошлых уроков.



К. Пожелание друг другу

И

Ученики отвечают домашнее задание






-отвечает на проблемные вопросы -1б



Учебник стр.255-256












Осмысление


ГОВОРЕНИ О

И эпиграфом к уроку станут слова М. Джалиля: «Умирая, не умрёт герой – мужество останется в веках».

- Эти слова относятся к личности самого поэта. Всенародная слава пришла к нему после его гибели, когда стал известен подвиг Мусы Джалиля во время Великой Отечественной войны.

- Но всё по порядку. Познакомимся с личностью поэта.

Учащиеся рассказывают биографию писателя

Дескриптор

-рассказывает биографию -1б

-самостоятельно подготовился – 1б









- Жизнь поэта была подвигом. Подвигом было его творчество, навеки сохранившее живой огонь борьбы.

Больше всего на свете Джалиль любил свою Родину. Тема Родины, Отчизны звучит во многих его стихотворениях.

-Судьба поэта светла и трагична. М. Джалиль – известный татарский поэт, родился в Оренбургской области.


23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнёс в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт, а 13 июля уже надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом газеты «Отвага».


Война не заставила поэта растеряться. В первые недели Отечественной войны он написал цикл стихотворений «Против врага», куда вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи.

Тогда же в Казани вышел сборник Джалиля «Клятва артиллериста». Автору увидеть его уже не пришлось. При прорыве из окружения Муса был тяжело ранен в грудь и, оглушённый взрывом, потерявший сознание, попал в руки врага. Джалиля заключают в лагерь для военнопленных.

Муса Джалиль оказался во вражеском плену 26 июня 1942 года. Об этом несколько лет ничего не было известно, его считали без вести пропавшим. И только после победы открылось, сколько пришлось ему пережить в концлагерях и тюрьмах.

- В последних числах апреля 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось с боями во двор фашистской тюрьмы Моабит. В то время там уже никого не было. Сваленные в кучу, догорали какие-то папки. И тут один из бойцов обратил внимание на валявшийся на земле клочок бумаги, на котором было написано что-то по-русски. Боец поднял листок, разгладил и, не веря своим глазам, прочитал: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам в Москве, сообщат семье».

Бойцы передали этот листок в Москву, в Союз писателей. Так на Родину пришла первая весть о подвиге Джалиля.


Год спустя в Союз писателей принесли маленький свёрточек, обёрнутый в красную бумагу. В нём оказалось два блокнота, совсем маленькие по размеру. На последней странице первого блокнота рукою Мусы Джалиля было написано завещание поэта: «К другу, который умеет читать по-татарски». Их передал бывший участник Сопротивления, бельгиец, Андре Тиммерманс, который когда-то сидел в одной тюрьме с поэтом. Стихи из этих блокнотов получили широкую известность под именем «Моабитские тетради». Так мы узнали о жизни, творчестве и борьбе поэта в фашистских застенках. Из 125 статей в дошедших до нас моабитских тетрадях Джалиля сохранились 93 статьи и 2 небольших фрагмента поэмы.


Строки его стихов потрясают, правда в них оплачена самой дорогой ценой - жизнью. Послушайте одно из них. Стихотворение «Варварство».

Прослушайте фрагмент стихотворения «Варварство» - https://www.youtube.com/watch?v=CcO0pQpeB4o (0,17 – 1,33) = 1,16

Карточка-информатор

Варвар – грубый, невежественный, дикий человек

Варварство – грубость, дикость нравов, невежественное

отношение к культурным ценностям, айуандық

Кучка – небольшая группа людей

Бездна – пространство, имеющее большую глубину, түпсіз

Хмельной – находящийся в состоянии опьянения, масайған

Окинул – посмотрел

Обречённый - человек, которому суждена гибель, ажал

құрбандары

Скорбный – печальный, қайғылы

Подол – нижний край платья, киімнің етегі

Проклятье – осуждение, қарғыс

Палач – лицо, приводящее в исполнение приговор о смертной казни, жендет, қанішер










Учебник «Русский язык и литература»


https://www.youtube.com/watch?v=CcO0pQpeB4o (0,17 – 1,33) = 1,16

Применение

Работа с текстом.

«Галерея образов»

Опишите героев. Передайте по тексту стихотворения действия и чувства персонажей.

Образ матери

Образ ребёнка

Образ природы







Проверьте себя


Образ матери

Образ ребёнка

Образ природы

Ещё нестарой женщины.

Мальчуган больной

Плакали реки.

Смотрела, ужаса полна.

Головку спрятал в складках платья

И в ярости рыдала мать-земля.

Как не лишиться ей рассудка.

Малютка.

Солнце в последний раз детей поцеловало.

Дитя ей всего дороже.

Плачет.

Лес обезумел.

Прижала к сердцу, против дула прямо...

...сдержать не может дрожи.

Гром грянул.


Спрячь.

Ветер свистнул.


Я жить хочу!

Заплакала земля...


И страшен плач, и голос тонок.



Поэт создает страшную картину: он обнажает чувства матери, разделяющей страдания и

Я, мама, жить хочу.


Стремительный диалог матери и ребёнка. В описании ребёнка используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: малютка, сынок, дитя. Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь:

Но вот наступает конец:

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Мать и дитя – это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать – это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее. Враги же стремятся уничтожить и будущее, и саму природу.


И земля не в силах вынести этот позор, “варварство такое”.


Земля – тоже мать, мать для всего человечества. И она обезумела от горя. Страдания матери ребёнка и матери-земли едины. Земля тоже теряет своих детей. Сама природа восстает против этого варварства: на землю опустились тучи, “плакали… реки”, “в ярости рыдала мать-Земля”, “солнце скорбное в последний раз детей поцеловало”.

Учащиеся работают с текстом стихотворения, заполняют « Галерею образов»



Дескрипторы:

-умеет работать с текстом- 1б

-заполняет таблиц по содержание стихотворение-3б





Наблюдения учителя

Текст стихотворения


1 Определите тему стихотворения. – 1б

2 Сформулируйте основную мысль- 1б




Рефлексия

«Закончи предложение»

я узнал…

я теперь знаю…

мне было интересно…

я хочу еще узнать…


Обратная связь учителя.



Учитель предлагает выполнить домашнее задание


Выучите отрывок из стихотвореня «Варварство»














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
7 класс КСП М.Джалиль "Варварство"

Автор: Кабулова Сырга Ильясовна

Дата: 22.05.2023

Номер свидетельства: 632156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства