- Жизнь поэта была подвигом. Подвигом было его творчество, навеки сохранившее живой огонь борьбы. Больше всего на свете Джалиль любил свою Родину. Тема Родины, Отчизны звучит во многих его стихотворениях. -Судьба поэта светла и трагична. М. Джалиль – известный татарский поэт, родился в Оренбургской области. 23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнёс в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт, а 13 июля уже надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом газеты «Отвага». Война не заставила поэта растеряться. В первые недели Отечественной войны он написал цикл стихотворений «Против врага», куда вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи. Тогда же в Казани вышел сборник Джалиля «Клятва артиллериста». Автору увидеть его уже не пришлось. При прорыве из окружения Муса был тяжело ранен в грудь и, оглушённый взрывом, потерявший сознание, попал в руки врага. Джалиля заключают в лагерь для военнопленных. Муса Джалиль оказался во вражеском плену 26 июня 1942 года. Об этом несколько лет ничего не было известно, его считали без вести пропавшим. И только после победы открылось, сколько пришлось ему пережить в концлагерях и тюрьмах. - В последних числах апреля 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось с боями во двор фашистской тюрьмы Моабит. В то время там уже никого не было. Сваленные в кучу, догорали какие-то папки. И тут один из бойцов обратил внимание на валявшийся на земле клочок бумаги, на котором было написано что-то по-русски. Боец поднял листок, разгладил и, не веря своим глазам, прочитал: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам в Москве, сообщат семье». Бойцы передали этот листок в Москву, в Союз писателей. Так на Родину пришла первая весть о подвиге Джалиля. Год спустя в Союз писателей принесли маленький свёрточек, обёрнутый в красную бумагу. В нём оказалось два блокнота, совсем маленькие по размеру. На последней странице первого блокнота рукою Мусы Джалиля было написано завещание поэта: «К другу, который умеет читать по-татарски». Их передал бывший участник Сопротивления, бельгиец, Андре Тиммерманс, который когда-то сидел в одной тюрьме с поэтом. Стихи из этих блокнотов получили широкую известность под именем «Моабитские тетради». Так мы узнали о жизни, творчестве и борьбе поэта в фашистских застенках. Из 125 статей в дошедших до нас моабитских тетрадях Джалиля сохранились 93 статьи и 2 небольших фрагмента поэмы. Строки его стихов потрясают, правда в них оплачена самой дорогой ценой - жизнью. Послушайте одно из них. Стихотворение «Варварство». Прослушайте фрагмент стихотворения «Варварство» - https://www.youtube.com/watch?v=CcO0pQpeB4o (0,17 – 1,33) = 1,16 Карточка-информатор Варвар – грубый, невежественный, дикий человек Варварство – грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям, айуандық Кучка – небольшая группа людей Бездна – пространство, имеющее большую глубину, түпсіз Хмельной – находящийся в состоянии опьянения, масайған Окинул – посмотрел Обречённый - человек, которому суждена гибель, ажал құрбандары Скорбный – печальный, қайғылы Подол – нижний край платья, киімнің етегі Проклятье – осуждение, қарғыс Палач – лицо, приводящее в исполнение приговор о смертной казни, жендет, қанішер | | | Учебник «Русский язык и литература» https://www.youtube.com/watch?v=CcO0pQpeB4o (0,17 – 1,33) = 1,16 |
Применение Работа с текстом. «Галерея образов» Опишите героев. Передайте по тексту стихотворения действия и чувства персонажей. Образ матери | Образ ребёнка | Образ природы | | | | | | | Проверьте себя Образ матери | Образ ребёнка | Образ природы | Ещё нестарой женщины. | Мальчуган больной | Плакали реки. | Смотрела, ужаса полна. | Головку спрятал в складках платья | И в ярости рыдала мать-земля. | Как не лишиться ей рассудка. | Малютка. | Солнце в последний раз детей поцеловало. | Дитя ей всего дороже. | Плачет. | Лес обезумел. | Прижала к сердцу, против дула прямо... | ...сдержать не может дрожи. | Гром грянул. | | Спрячь. | Ветер свистнул. | | Я жить хочу! | Заплакала земля... | | И страшен плач, и голос тонок. | | Поэт создает страшную картину: он обнажает чувства матери, разделяющей страдания и Я, мама, жить хочу. Стремительный диалог матери и ребёнка. В описании ребёнка используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: малютка, сынок, дитя. Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь: Но вот наступает конец: Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь! Мать и дитя – это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать – это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее. Враги же стремятся уничтожить и будущее, и саму природу. И земля не в силах вынести этот позор, “варварство такое”. Земля – тоже мать, мать для всего человечества. И она обезумела от горя. Страдания матери ребёнка и матери-земли едины. Земля тоже теряет своих детей. Сама природа восстает против этого варварства: на землю опустились тучи, “плакали… реки”, “в ярости рыдала мать-Земля”, “солнце скорбное в последний раз детей поцеловало”. | Учащиеся работают с текстом стихотворения, заполняют « Галерею образов» | Дескрипторы: -умеет работать с текстом- 1б -заполняет таблиц по содержание стихотворение-3б Наблюдения учителя | Текст стихотворения |