kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

1. Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное» (с применением сингапурской методики)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рассчитан на учащихся 6 класса. К концу завершения темы у учащихся уже накопился определенный багаж знаний об имени существительном.  Использование технологии развития критического мышления,  педагогики сотрудничества позволяет обобщить знания по данной теме с опорой на лингвистический опыт школьников. Применение обучающих структур Токин мэт, Раунд  тейбл, Конэрс, Файнд зе фиб    помогает учащимся  применять свои знания о существительном как части речи,  развивает навыки  эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Умелое использование ТРКМ способствует созданию  на уроке творческой атмосферы, организации индивидуальной, фронтальной, групповой работы на различных этапах. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания, поэтому считаю необходимым  использовать на уроке все дидактические ресурсы, в том числе ИКТ и ЭОР. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1. Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное» (с применением сингапурской методики) »

  1. Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное» (с применением сингапурской методики)

  2. Янилкина Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Чистополь, Республика Татарстан, e-mail - [email protected], телефон - 89375216934

  3. Русский язык, 6 класс.

  4. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

  5. Цели и задачи:

    1. Предметные: обобщение и систематизация имеющихся у детей знаний об имени существительном как части речи; развитие устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос); развитие воображения.

    2. Метапредметные: обучение навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде; формирование навыков критического и креативного мышления для генерации новых идей.

  1. Личностные: формирование интереса к анализу существительных и изучению законов русского языка, осознание богатства русского языка; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний.

  1. Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта, 2013г., компьютер, раздаточный материал, пособие «Русский язык. 6 класс. Промежуточная аттестация. Новые тесты в новом формате». Издание 2-е. Под редакцией Н.А. Сениной. 2014, проектор, карточки-задания, слайдовая презентация, доска, менеджменты, выставка работ учащихся.

  2. Программное обеспечение: электронное приложение к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта www.drofa.ru.

  3. Формы и методы обучения: технология критического мышления, обучающие структуры Токин мэт, Раунд тейбл, Конэрс, Файнд зе фиб, педагогика сотрудничества.

  4. Ожидаемые результаты урока: (предметные, метапредметные, личностные)

1) Предметные:

- ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;

- знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;

- знать падежи и падежные вопросы;

- знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение;- знать категорию числа, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении;

- знать и уметь определять способы словообразования существительных;

- знать и уметь правильно (слитно и через дефис) писать сложные существительные;

- знать о роли существительных в образной речи, уметь использовать в речи существительные в переносном значении, существительные-синонимы, существительные-антонимы.

2) Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

3) Личностные:

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

  1. План урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

  4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

  5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  8. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Ход урока

I. Организационный момент.

-Ребята, здравствуйте. Давайте мы с вами улыбнёмся друг другу, поприветствуем и пожелаем всем доброго дня.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Несколько уроков мы работали над существительным. Сегодня заключительный урок по данной теме. Теперь мы вспомним, обобщим, систематизируем всё, что узнали об этой части речи.

III. Актуализация знаний.

А для этого мы используем обучающую структуру Токин мэт. За 2 минуты вам нужно записать как можно больше слов или фраз по данной теме индивидуально и в тишине. Затем команды переходят от стола к столу, чтобы установить взаимосвязи между идеями и сформулировать вопросы по теме. Время выполнения этого этапа – 3 минуты. И, наконец, третий этап - вы возвращаетесь к своей работе, анализируете комментарии, отвечаете на заданные вопросы, подводите итоги и презентуете свои Токин мэт друг другу. На эту работу вам отводится также 3 минуты.

IV. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

-Итак, мы с вами вспомнили всё, что изучали по теме «Имя существительное». Но у меня есть еще несколько вопросов.

Вопрос 1.

-Согласны ли вы с тем, что имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи?

(Почти каждое второе слово)

Вопрос 2.

-Вы сказали, что существительное обозначает предмет в широком смысле слова. Что же входит в это понятие предмета в грамматике?

(Конкретные предметы, явления природы, растения, общественные явления, свойства, качества, действия, состояния).

Вопрос 3.

-Вспомните, какие способы образования присущи только существительному?

(Бессуффиксный, образование сложносокращенных слов).

Вопрос 4.

-Для чего нам нужна часть речи, которая называется именем существительным?

(Существительное помогает точно выразить мысль).

Вопрос 5.

-С какой целью употребляются существительные в художественной речи?

(Придают речи выразительность и красоту).

-Поблагодарите друг друга за работу.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Произведите морфологический разбор существительного (выделенное слово). Эту работу мы проведем при помощи обучающей структуры Раунд тейбл. Участники команд будут выполнять письменное задание по кругу на одном листе бумаги. Время выполнения этого задания – 3 минуты. Начинает участник под номером 2.

Родная земля и в горсти мила.

На чужбине и калач не в радость.

2. Для выполнения следующего задания вам нужно будет вспомнить основные способы словообразования существительных. Перечислите их.

(Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение).

Предлагаю выполнить следующее задание по вариантам: сгруппируйте имена существительные в зависимости от способа словообразования.

  1. Приставочный:

  2. Суффиксальный:

  3. Приставочно-суффиксальный:

  4. Бессуффиксный:

  5. Сложение:

1 вариант (участники под номерами 1, 3): музыкант, гнездышко, желтизна, ракета-носитель, бездействие, собеседник, нехватка, МХАТ, хлебозавод, неправда, наколенник, зелень, перевыборы, полководец.

2 вариант (участники под номерами 2, 4): подсвечник, синь, МГУ, рисование,

шоколадка, антивирус, новостройка, огнетушитель, штаб-квартира, безвкусица,

неудача, бегун, сокурсник, перепроверка.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.А сейчас мы выполним творческую работу.

-Вспомните, какие существительные используются в художественной речи?

(Существительные в переносном значении, существительные-синонимы,  существительные-антонимы).

Составьте небольшое рассуждение по теме «Мне очень нравится осень (лето, весна, зима)», используя существительные в переносном значении, существительные-синонимы, существительные-антонимы. Свое утверждение аргументируйте. Время выполнения – 3 минуты.

Презентация слайдов природы. Звучит музыка П.И.Чайковского – «Времена года», «Октябрь».

А сейчас при помощи обучающей структуры Конэрс вы распределитесь по разным углам в зависимости от выбранного вами времени года, обменяетесь мнениями и выберете учеников, чтобы они поделились мыслями своего партнера. Время выполнения также 3 минуты.

2. Следующим этапом нашего урока будет самостоятельная работа с самомопроверкой по эталону. Вспомните правописание сложных существительных. Работая на карточках, раскройте скобки, примените соответствующее правило и объясните написание сложных слов. Время выполнения – 3 минуты.

(Юго)восток, (био)графия, (летчик)космонавт, (Калинин)град, (пол)тетради, (кафе)мороженое, (полу)пустыня, (земле)трясение, (платеже)способность, (пол)ананаса, (юго)запад, (супер)обложка, (пол)Америки, (шкаф)купе, (полу)проводник.

А теперь проверим, как вы справились с этим заданием. Результатом этого этапа будет самомоконтроль и самомооценка, каждый для себя делает вывод, как он усвоил эту тему. Все внимание на экран.

Проверка по эталону – электронное приложение к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта www.drofa.ru, тема «Правописание сложных существительных».

3.В качестве следующего задания предлагаю вам поработать с тестами. Выполняем вариант 5 на стр. 28 (задания 1-17) с последующей взаимопроверкой.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание по выбору:

1.Написать мини-сочинение «Мое любимое время года» с использованием составленных в классе предложений.

2. Упр. 157 (стр. 63).

3. Вариант 6 тестов (стр. 34, задания 1-17).

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, подведем итоги урока при помощи обучающей структуры Файнд зе фиб. Каждый участник команды записывает три утверждения по теме «Имя существительное»: два факта и одну выдумку (очень похожую на правду). Время – 2 минуты.

Теперь первый ученик зачитывает свои три предложения команде. Команда обсуждает их, приходит к консенсусу и оглашает догадку. Если команда верно определяет выдумку, выдумщик встает и аплодирует команде. Если же команда неверно определяет выдумку, то она встает и аплодирует выдумщику. Остальные ученики зачитывают свои предложения по кругу.

Примеры утверждений учащихся:

  1. Имя существительное обозначает действие предмета (выдумка).

  2. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим, дополнением или обстоятельством.

  3. Имя существительное изменяется по падежам и числам.

-Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

-Ребята, все вы молодцы! Спасибо вам за вашу работу.

Сейчас напишите свои отзывы или вопросы о сегодняшнем нашем практикуме на стикерах (стикеры на столах).

Чтобы у всех было приподнятое настроение, мы завершим наш урок поощрением. (Team Cheer). Команды произносят кричалку.

  1. Результаты урока. Приложение 1 (Токин мэт, выполненные учащимися).

  2. Выводы учителя.

Данный урок рассчитан на учащихся 6 класса. К концу завершения темы у учащихся уже накопился определенный багаж знаний об имени существительном. Использование технологии развития критического мышления, педагогики сотрудничества позволяет обобщить знания по данной теме с опорой на лингвистический опыт школьников. Применение обучающих структур Токин мэт, Раунд тейбл, Конэрс, Файнд зе фиб помогает учащимся применять свои знания о существительном как части речи, развивает навыки эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Умелое использование ТРКМ способствует созданию на уроке творческой атмосферы, организации индивидуальной, фронтальной, групповой работы на различных этапах. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания, поэтому считаю необходимым использовать на уроке все дидактические ресурсы, в том числе ИКТ и ЭОР. Для данного урока мною был разработан раздаточный материал, слайдовая презентация. Поэтому и в данном уроке в ходе самостоятельной работы и в качестве домашнего задания использовано пособие «Русский язык. 6 класс. Промежуточная аттестация. Новые тесты в новом формате». Издание 2-е. Под редакцией Н.А. Сениной, а также электронное приложение к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта www.drofa.ru. Еще одним критерием урока русского языка является его воспитательное значение. Творческое задание на уроке было посвящено воспитанию любви к родной природе. Анимационные эффекты в презентации, музыкальное оформление, фотографии, репродукции картин создают благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала. Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Результативность урока определяется умением обучающихся применять свои знания о существительном как части речи, самостоятельно осуществлять учебную деятельность под руководством учителя, создавать творческие работы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Янилкина Надежда Михайловна

Дата: 01.09.2015

Номер свидетельства: 228145


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства