ЗАПЯТАЯ. |
Между однородным членами предложения. | С деньгами нужно расставаться легко, без стонов. |
Обособление причастного оборота. Обособление определений. | Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос. Талия её, очень тонкая, казалась ещё тоньше. |
Обособление деепричастного оборота. Обособление обстоятельств. | Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. С женитьбой на Книппер, сближение Чехова с театром стало ещё плотнее. |
Обособление уточняющих членов предложения. | У неё никто не бывал, кроме нас. |
Выделение сравнительного оборота. | Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим. |
Выделение обращения. | Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! |
Выделение вводного слова. | По-моему, у любви вообще нет размеров. |
Запятая при междометиях. | Ах, да разве можно так говорить? |
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП. | Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. |
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП. | Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом. |
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП. | Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. |
ДВОЕТОЧИЕ. |
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. | Его интересовало многое: астрономия, медицина, литература, живопись. |
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо. | Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Помни: только эта жизнь имеет цену! |
3. Перед прямой речью после слов автора. | Учитель объявил: «Завтра поедем на экскурсию». |
ТИРЕ. |
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. | Леса, луга, реки, поля – всё дорого моему сердцу. |
Тире в предложениях с обобщающим словом при однородных членах, ряд которых не заканчивает предложение. | Он испытывал многие чувства: радость, восторг, умиление – всё то, что испытывал человек, через много лет вернувшийся в родные места. |
Тире между подлежащим и сказуемым. | Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. |
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. | Здесь не житьё им — рай. И съела бедного певца — до крошки. Солнце взошло — начинается день. |
Тире могут обособлять приложение. | Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. |
Тире ставится на месте пропуска слова или слов. | Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет. |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. |
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания. | Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. |
МНОГОТОЧИЕ. |
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании . | Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер? |
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего. | Простите, государь!.. Стоять я не могу… Мои колени слабеют… |
В цитатах при пропуске слов. | «Природа… будит в нас потребность любви». И.С. Тургенев |
ТОЧКА. |
Точка ставится в конце повествовательного предложения. | Никакая дружба невозможна без взаимного уважения. |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
В конце восклицательного по интонации предложения. | Для занятого делом день не бывает слишком долгим! |
В конце междометия, стоящего в начале и в середине предложения, если такое междометие является восклицательным. | А ныне, ах! за весь его любовный жар ему готовился ему несносный столь удар. |
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. | Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
В конце вопросительного по цели высказывания предложения. | В чем смысл жизни? |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО. |
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации. | Ну как это можно не запомнить?!» |
СКОБКИ. |
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. | Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).
Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну. |
В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия. | (Входит). (Говорит тихо). |
КАВЫЧКИ. |
Кавыкам выделяются цитаты. | «Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда). |
Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемыеили, наоборот, устарелые и необычные и т. П. | Одни голосовали «за», другие – «против», но первых было явное большинство. В литературе высоко чтят «табель о рангах». «Тёмное царство», изображённое в «Грозе» . |
В кавычки заключаются различные названия. | Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», фабрика «Заря». |
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. |
Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?» А: «П?» | К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». |
Слова автора после прямой речи. «П»,- а. «П?» — а. «П!»– а. | «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал Альберт Эйнштейн. |
Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение. «П, — а,- п». | «Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь». |
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений. «П,-а.-П». | «Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости». |
1)Чтение — это работа, требующая определенного порядка.2)Предварительный просмотр книги — это ознакомление с аннотацией, введением (предисловием), оглавлением, иногда чтение отдельных абзацев книги, иногда некоторых разделов.3)Читая, делать в книгах пометки, отчеркивая, подчеркивая, выражая этим свое отношение к тексту, — это вошло в привычку многих.4)Но делать пометки можно лишь в собственных книгах, да и то не всегда: вряд ли кто станет подчеркивать и помечать что-либо в ценных изданиях, скажем, в томах из собраний сочинений. 5) В частности, поэтому приходится прибегать к выпискам. 6) Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными — мысли автора читатель излагает самостоятельно. 7)Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. 8)Наиболее яркие места из классических произведений лучше приводить дословно.
1)В городских парках осень наступает незаметно: деревья все ещё стоят в своих зелёных нарядах, но под ногами уже шуршат первые опавшие листья. 2)Начиная с Яблочного Спаса, лето сдает свои позиции и уступает осени: всё чаще небо затягивают тяжёлые грозовые тучи, они полностью закрывают солнце, но так и не проливаются дождём.3)Пасмурные дни идут стройной чередой друг за другом, но вдруг что-то меняется. 4)Пробившиеся сквозь тучи солнечные лучи озаряют мощёные дорожки, деревянные скамейки, силуэты деревьев. 5)Багряные и золотые листья так и горят, озарённые мягким светом. 6)Создаётся впечатление, что это искусный художник одним взмахом кисточки преобразил всё вокруг.7) Сколько красок у осени! 8)Если присмотреться, то можно заметить целую палитру цветов: тёмно-коричневый, охра, шафран, алый.
1)За нашей деревней расстелились широченные поля. 2)Мы направились по узкой тропинке прямо к дальней берёзовой роще:каждый год здесь можно набрать полные корзинки вкусных грибов. 3)Главное, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. 4)День выдался без дождя, а все деревья освещены яркими лучами тёплого солнца. 5)В лесу тихо и не слышно пения птиц, они готовятся к путешествию на юг.6)Гуляя по лесу, можно заметить, что из-под бурых и жёлтых листьев виднеются яркие шляпки сыроежек, но мы пройдём мимо. 7)Мы с ребятами заранее решили собрать только самые вкусные грибы: ароматные белые, красные подосиновики, симпатичные подберёзовики, лисички и рыжики. 8) Их можно приготовить по-разному: пожарить, посолить на зиму.
1)Июнь — это раннее лето, но оно уже заявляет о себе шумом, свойственным началу большого праздника. 2)В живой природе наступает период, когда самым главным становится забота о потомстве.3)С рассвета до заката слышна птичья разноголосица. 4) Писк и крик, щебетание и карканье, посвистывание и чириканье – все это наполняет пространство. 5)Воздух просто звенит от разнообразия звуков: тихих, мелодичных и резких, будоражащих, сменяющих друг друга.6) Мир птиц и букашек, снующих без устали, охвачен радостью и суетой.7)Смело рассекают воздух стрижи, криком извещая о смене погоды. 8)Они штурмуют небо, бесстрашно взмывая вверх и так же стремительно падая вниз, добывая корм своим птенцам. 9)Забота о потомстве становится главным делом их жизни. 10) Их крики – это восторг и радость!
1)Первый снег — это всегда радость, настоящее преображение природы. 2)Зима вступила в свои права, и это её щедрый подарок. 3)Хлопья снега сыпятся из тяжелых нависших над городом туч и пушистым ковром ложатся на улицы. 4)Воздух свеж и чист. 5) На голых ветках деревьев – колючий иней. 6)Тонкие заледеневшие иголочки красиво сверкают и переливаются разноцветными огнями. 7)Не деревья в парке, а заколдованный лес! 8)Морозное дыхание зимы рисует на стёклах затейливый орнамент - окна сразу приобретают сказочный вид.9)Тихо. 10)Всё вокруг замирает. 11)Деревья, тянущие изогнутые ветви к небу, напоминают заснеженных молчаливых истуканов. 12) Но стоит приблизиться - и волшебство исчезает. 13)Такая хрупкая красота!
1)Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. 2)Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. 3)Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.4)Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. 5)Пощупав корнями воду, лиственницы, берёзы и сосны раздумали купаться, остановились. 6) Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.7) Байкал вскрывается поздно, до конца мая носятся по воде ледяные стада. 8)В ию́не они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают