(1)Хлеб. (2)Это слово шелестит, как спелые колосья под лёгким ветерком. (З)Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай. (4)Я помню хлеб блокадного Ленинграда — маленькие, серые, похожие на глину комочки.
(5)Мы — счастливые. (6)Мы живём в садике- интернате и три раза в день получаем по кусочку хлеба с крохотными довесками. (7)Мы знаем, что все кусочки равны по весу, но нас не проведёшь. (8)Мы видим, что горбушка всегда больше. (9)И у нас на право съесть горбушку строжайшая очередь.
(10)3а ужином съедать свою порцию хлеба хоть и хочется, но не надо. (11)А то потом, когда сторож дядя Саша затопит в кочегарке печь и все побегут жарить свои кусочки, будет обидно. (12)И как только воспитательница отворачивается, сую хлеб в карман платья.
(13)Вечером дядя Саша настрогал нам лучинок. (14)Мы накалываем маленькие кусочки, прикладываем их к раскалённому боку печи. (15)Хлеб шипит, из него идёт белый пар, который пахнет так вкусно, что желудок сразу сводит судорогой. (16)Осторожно, не спеша ем горячий жареный хлеб. (17)Хочу, чтобы эта процедура длилась бесконечно. (18)Кусаю не просто так — где попало, а сначала медленно откусываю уголки, потом — оставшиеся между ними края, потом — опять четыре уголка, и так до тех пор, пока вдруг не обнаружится, что кусать просто нечего. (19)С тоскою смотрю тогда на оставшиеся в ладони крошки хлеба. (20)Вздохнув, аккуратно кладу их на язык, долго рассасываю и незаметно для самой себя проглатываю.
(21)Я выхожу из-за печи, где мы жарим и едим хлеб. (22)На широкой лавке у стены, попыхивая трубкой, покашливая, утирая рукавом полосатой рубахи слезящиеся глаза, седой и лохматый, в белых валенках с чёрными заплатками, в залатанных на коленях брюках, сидит наш любимец — дядя Саша. (23)Он не то сторож, не то кочегар, не то просто добрый дед из хорошей, но грустной сказки. (24)Я подхожу, сажусь возле его тёплого, пахнущего махоркой бока, молчу. (25)Исподлобья поглядываю в ту сторону, где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.
(26)Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову. (27)Его скрюченные, неразгибающиеся пальцы вздрагивают. (28)Он едва касается ими моей стриженой головы, точно боится, что если опустит тяжёлую руку, то раздавит меня. (29)Говорит тёплыми, как его бок, словами:
- Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта. (30)Ох как досыта! (31)Ещё, чего доброго, скажешь: «Не хочу хлебца, мяска давай или конфет каких!.»
- (32)Никогда так не скажу!. — угрюмо заверяю я.
- (ЗЗ)И-и, скажешь!. — тихо, с облегчённым вздохом возражает дядя Саша. — (34)3абудется всё. (35)Так, останется что-то, будто страшный сон видела. (36)Потому что мала ты ещё, птаха.
(37)Но я помню всё.
(По Л. Фатеевой)
Ответами к заданиям 2 – 16 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле бланка ответов.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему дядя Саша считает, что после войны девочка будет отказываться от хлеба? »
Пока воспитанники садика-интерната маленькие и поэтому не так остро нуждаются в других продуктах питания, как подростки.
В годы войны воспитанники садика- интерната ели один хлеб, поэтому он не мог им не надоесть.
После войны хлеб будет выпекаться по- другому и будет иметь другой вкус.
После войны люди наконец насытятся хлебом, и тогда им захочется попробовать чего-нибудь ещё.
3.Укажите предложение, в котором нет сравнительного оборота как средства выразительности.
Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай.
Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову.
Говорит тёплыми, как его бок, словами: — Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта.
Так, останется что-то, будто страшный сон видела.
4. Из предложений 13-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последующего согласного.
5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -Н-, пишется одно Н»? Напишите это слово.
6. Замените разговорное слово «провести» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «с тоскою смотрю», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите этот синоним.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 16.
9. Среди предложений 14-23 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове).
Говорит тёплыми,(1) как его бок,(2) словами:
— Вот погоди,(3) птаха,(4) кончится война, (5) наедитесь хлебца досыта. Ох как досыта! Ещё,(6) чего доброго,(7) скажешь: «Не хочу хлебца,(8) мяска давай или конфет каких!.»
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Исподлобья поглядываю в ту сторону,(1) где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.
Дядя Саша вынимает изо рта трубку,(2) что-то невнятно бормочет,(3) гладит огромной ладонью мою голову. Его скрюченные,(4) неразгибающиеся пальцы вздрагивают. Он едва касается ими моей стриженой головы,(5) точно боится,(6) что если опустит тяжёлую руку,(7) то раздавит меня.
13. Среди предложений 2-12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 14-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Варианты заданий ОГЭ по русскому языку 2017»
ВАРИАНТ 3
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-16.
(1)Хлеб... (2)Это слово шелестит, как спелые колосья под лёгким ветерком. (З)Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай. (4)Я помню хлеб блокадного Ленинграда — маленькие, серые, похожие на глину комочки.
(5)Мы — счастливые. (6)Мы живём в садике- интернате и три раза в день получаем по кусочку хлеба с крохотными довесками. (7)Мы знаем, что все кусочки равны по весу, но нас не проведёшь. (8)Мы видим, что горбушка всегда больше. (9)И у нас на право съесть горбушку строжайшая очередь.
(10)3а ужином съедать свою порцию хлеба хоть и хочется, но не надо. (11)А то потом, когда сторож дядя Саша затопит в кочегарке печь и все побегут жарить свои кусочки, будет обидно. (12)И как только воспитательница отворачивается, сую хлеб в карман платья.
(13)Вечером дядя Саша настрогал нам лучинок. (14)Мы накалываем маленькие кусочки, прикладываем их к раскалённому боку печи. (15)Хлеб шипит, из него идёт белый пар, который пахнет так вкусно, что желудок сразу сводит судорогой. (16)Осторожно, не спеша ем горячий жареный хлеб. (17)Хочу, чтобы эта процедура длилась бесконечно. (18)Кусаю не просто так — где попало, а сначала медленно откусываю уголки, потом — оставшиеся между ними края, потом — опять четыре уголка, и так до тех пор, пока вдруг не обнаружится, что кусать просто нечего. (19)С тоскою смотрю тогда на оставшиеся в ладони крошки хлеба. (20)Вздохнув, аккуратно кладу их на язык, долго рассасываю и незаметно для самой себя проглатываю...
(21)Я выхожу из-за печи, где мы жарим и едим хлеб. (22)На широкой лавке у стены, попыхивая трубкой, покашливая, утирая рукавом полосатой рубахи слезящиеся глаза, седой и лохматый, в белых валенках с чёрными заплатками, в залатанных на коленях брюках, сидит наш любимец — дядя Саша. (23)Он не то сторож, не то кочегар, не то просто добрый дед из хорошей, но грустной сказки. (24)Я подхожу, сажусь возле его тёплого, пахнущего махоркой бока, молчу. (25)Исподлобья поглядываю в ту сторону, где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.
(26)Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову. (27)Его скрюченные, неразгибающиеся пальцы вздрагивают. (28)Он едва касается ими моей стриженой головы, точно боится, что если опустит тяжёлую руку, то раздавит меня. (29)Говорит тёплыми, как его бок, словами:
- Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта. (30)Ох как досыта! (31)Ещё, чего доброго, скажешь: «Не хочу хлебца, мяска давай или конфет каких!..»
- (32)Никогда так не скажу!.. — угрюмо заверяю я.
- (ЗЗ)И-и, скажешь!.. — тихо, с облегчённым вздохом возражает дядя Саша. — (34)3абудется всё. (35)Так, останется что-то, будто страшный сон видела. (36)Потому что мала ты ещё, птаха...
(37)Но я помню всё...
(По Л. Фатеевой)
Ответами к заданиям 2 – 16 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле бланка ответов.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему дядя Саша считает, что после войны девочка будет отказываться от хлеба? »
Пока воспитанники садика-интерната маленькие и поэтому не так остро нуждаются в других продуктах питания, как подростки.
В годы войны воспитанники садика- интерната ели один хлеб, поэтому он не мог им не надоесть.
После войны хлеб будет выпекаться по- другому и будет иметь другой вкус.
После войны люди наконец насытятся хлебом, и тогда им захочется попробовать чего-нибудь ещё.
3.Укажите предложение, в котором нет сравнительного оборота как средства выразительности.
Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай.
Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову.
Говорит тёплыми, как его бок, словами: — Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта.
Так, останется что-то, будто страшный сон видела.
4. Из предложений 13-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последующего согласного.
5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -Н-, пишется одно Н»? Напишите это слово.
6. Замените разговорное слово «провести»в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом.Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «с тоскою смотрю»,построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.Напишите этот синоним.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 16.
9. Среди предложений 14-23 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове).
Говорит тёплыми,(1) как его бок,(2) словами:
— Вот погоди ,(3) птаха,(4) кончится война, (5) наедитесь хлебца досыта. Ох как досыта! Ещё,(6) чего доброго,(7) скажешь: «Не хочу хлебца,(8) мяска давай или конфет каких!..»
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Исподлобья поглядываю в ту сторону,(1) где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.
Дядя Саша вынимает изо рта трубку,(2) что-то невнятно бормочет,(3) гладит огромной ладонью мою голову. Его скрюченные,(4) неразгибающиеся пальцы вздрагивают. Он едва касается ими моей стриженой головы,(5) точно боится,(6) что если опустит тяжёлую руку,(7) то раздавит меня.
13. Среди предложений 2-12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 14-25 найдите сложное предложение с бессоюзнойи союзной подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.
Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ?
ВАРИАНТ 4
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-16.
(1)Я долго думала, что мне надеть на школьный вечер.
(2)Сначала я почти решила, что синее платье со стойкой будет в самый раз: просто и элегантно! (3)Но моя подруга Ася сказала, что я сошла с ума и что это моё платье можно надевать только на утренники в младших классах.
(4)Кроме Аси, у меня в школе нет друзей — я имею в виду, настоящих. (5)Так получилось, что все за один год, даже за лето после восьмого, умудрились вырасти и повзрослеть, а я так и осталась маленькой...
—(6)Оля, ну должно же у тебя быть хоть какое-то вечернее платье! — сказала мне Ася. — (7)То зелёное с вырезом ещё куда ни шло!
(8)Зелёное с вырезом, о котором напомнила мне Ася, делает меня похожей на малышку, нацепившую наряд старшей сестры. (9)Мы с бабушкой купили это платье случайно, даже без примерки. (10)В магазине платье мне очень понравилось, а дома я его один раз надела и тут же сняла и повесила в шкаф.
—(11)Наверное, я не пойду на вечер, — сказала я бабушке. — (12)Мне надеть нечего.
— (13)Как это нечего? — не поняла бабушка и только, видимо, хотела рассказать, что у неё в моём возрасте было всего одно платье, да и то перешитое из старого, но посмотрела на меня и передумала.
(14)Пока я запихивала в шкаф бесполезные тряпки, бабушка пошла к соседке тёте Ане Ершовой и через пять минут принесла кучу модных журналов.
— (15)Давай с тобой посмотрим и подумаем, — сказала бабушка, и мы с ней сели на мою кровать и стали перелистывать страницы. (16)Все девочки на картинках были ослепительно красивыми, и у всех у них было то, что у нас в классе называют «супер», а бабушка определяет как «стиль».
— (17)Вот посмотри-ка внимательно на эту девочку, — вдруг сказала бабушка и пододвинула ко мне журнал. — (18)Правда, на тебя похожа?
(19)Я посмотрела — а ведь точно! (20)Не совсем, конечно, копия я, но и веснушки, и нос курносый, и волосы недлинные... (21)И даже очки почти как у меня!
— (22)Нравится? — спросила бабушка. — (23)Вот такой стиль тебе и пойдёт! (24)Мы ещё раз внимательно рассмотрели девочку на обложке, и я отнесла журналы тёте Ане.
— (25)Самое главное, Олечка, — найти свой стиль! — сказала тётя Аня. — (26)Одежда — это отражение твоего внутреннего мира, того, как ты себя ощущаешь. (27)А ощущаешь ты себя подростком, а не взрослой девушкой на высоких каблуках, ведь так? (28)До твоего вечера сколько ещё? (29)Неделя? (30)Да за неделю мы из тебя такую красавицу сделаем — все просто ахнут! (31)Когда я примерила платье, которое сшила для меня тётя Аня, я минут пять молчала, недоверчиво рассматривая знакомую девочку в зеркале, а потом подпрыгнула, покружилась и бросилась к тёте Ане обниматься.
— (32)Тётечка Анечка, спасибо!!!
(По Е. Липатовой)
Елена Липатова — современный детский поэт, писатель, переводчик, преподаватель.
Ответами к заданиям 2 – 16 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле бланка ответов.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему бабушка Оли, посмотрев на внучку, не стала рассказывать ей о том, что в юности у неё самой было одно платье, причём перешитое из старого? »
Бабушка подумала о том, что её рассказ может не понравиться внучке и та может резко высказаться, а ссориться с Олей ей не хотелось.
У Оли было несколько вечерних платьев, а у бабушки в её возрасте — только одно, поэтому бабушка не хотела, чтобы внучка начала ей сочувствовать.
Бабушка рассказчицы сумела понять, что для её внучки очень важно то, что для неё самой важным не является.
Внучка, как считала бабушка, не стала бы слушать её рассказ.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
В магазине платье мне очень понравилось, а дома я его один раз надела и тут же сняла и повесила в шкаф.
Пока я запихивала в шкаф бесполезные тряпки, бабушка пошла к соседке тёте Ане Ершовой и через пять минут принесла кучу модных журналов.
Сначала я почти решила, что синее платье со стойкой будет в самый раз — просто и элегантно!
Давай с тобой посмотрим и подумаем, — сказала бабушка, и мы с ней сели на мою кровать и стали перелистывать страницы.
4. Из предложений 13 - 15 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение»?
5. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В непроизводных именах прилагательных с основой на -Н пишется одно Н»?
6. Замените разговорное слово «умудриться» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «вечернее платье», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
8. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
9. Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове).
—Наверное,(1) я не пойду на вечер,(2) — сказала я бабушке. — Мне надеть нечего.
—Как это нечего? — не поняла бабушка и только,(3) видимо,(4) хотела рассказать,(5) что у неё в моём возрасте было всего одно платье,(7) да и то перешитое из старого,(8) но посмотрела на меня — и передумала.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мы ещё раз внимательно рассмотрели девочку на обложке,(1) и я отнесла журналы тёте Ане.
— Самое главное,(2)Олечка,(3) — найти свой стиль! — сказала тётя Аня. — Одежда — это отражение твоего внутреннего мира,(4) того,(5) как ты себя ощущаешь. А ощущаешь ты себя подростком,(6) а не взрослой девушкой на высоких каблуках,(7) ведь так?
13. Среди предложений 25-31 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 14-24 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова СТИЛЬ?
ВАРИАНТ 5 Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-16
(1)Галстук-бабочку Славке подарил друг Валька. (2)То была прекрасная бабочка! (3)Плотная, с двумя парами мощных крыльев из какого-то лоснящегося материала. (4)Валька помог надеть её поверх белой сатиновой рубашки, отошёл в сторону, причмокнул: вещь!
(5)После праздника последнего звонка Славка, в тёмных брюках, сером в клетку пиджаке, новой белой рубашке под бабочку, гулял с одноклассниками. (6)Болтал с девчонками, смеялся, смотрел на фонарные столбы, у ярких макушек которых суетилась настырная мошка. (7)Как вдруг из частных домов, которые теснились в гуще опавших садов по соседству с посёлком, через дорогу, раздался крик:
— Пожар!
(8)И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. (9)Славка почувствовал жёсткий комок в горле, будто бабочка на его шее с испуга дёрнулась от огня. (10)А тут ещё девчонки заволновались:
— Ой, пойдёмте отсюда!
(11)Лучше бы их здесь сейчас не было.
— (12)Человек в доме! (13)Сгори-ит! — заголосили в дымной тьме, и все ринулись к дому, тяжко, с нарастающей тревогой покряхтывающему, задыхающемуся от дыма и жара.
(14)Славка подбежал к веранде, схватился за ручку двери, но дёрнуть не успел — какой-то мужик осадил его:
— Голову ниже, балбес! (15)Глаза спалишь!
(16)И вдвоём, пригибаясь, они рванули дверь на себя. (17)Огонь — только не вниз, а вверх, в небо, — полыхнул из глубины веранды. (18)Кто-то плеснул ведро воды вперёд по ходу, кто-то добавил ещё одно, а мужик толкнул Славку в плечо:
— Вон лежит! (19)Потащили. (20)Ниже голову!
(21)Славка схватил лежащего на диване человека, потащил по полу к двери, мешая водоносам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги. (22)Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот, изворачиваясь бешеными змеями, рвался в сенцы — не пускали.
— (23)На крышу, на крышу надо! — загудели вокруг, когда сладили с огнём на веранде.
— (24)На крышу, — буркнул Славка, хотя зачем надо лезть на крышу, кого там спасать, он даже не догадывался.
(25)Мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, полез. (26)За ним — всё тот же мужик. (27)Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.
(28)Внизу их встретили как героев. (29)Славка надел пиджак, девчонки заохали: «Ты весь мокрый, тебе надо домой!» (30)Он, конечно, никого не послушал и, пока гулял допоздна, высох и согрелся. (31)Но когда дома, довольный собой и своим подвигом, он посмотрелся в зеркало, то ахнул: рубашка вся рыжая, в пятнах!
(32)Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось: рыжие пятна и разводы остались.
—(33)Если б сразу пришёл, — вздохнула мать после пятой попытки вывести пятна, — может, и отстиралась бы. (34)Ничего, не расстраивайся. (35)Я её в чёрный цвет покрашу. (36)Тебе чёрное идёт.
—(37)Да ну! — только и сказал он ей в ответ.
(38)Мать покрасила рубашку, и, примеряя, Славка решил купить к ней белую бабочку. (39)Но Валька вовремя образумил его:
—Да куда ты в ней пойдёшь! (40)Не носят бабочку каждый день!
—(41)А зачем же их тогда сейчас везде продают? — удивился Славка.
—(42)Чтобы ты купил! — рассмеялся Валька. — (43)Для коллекции!
(По А. Торопцеву)
Александр Петрович Торопцев (род. в 1949 г.) — писатель, философ, публицист; автор книг исторического содержания для детей и взрослых.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем руководствовался Славка, действуя во время пожара? »
Юноша стремился произвести сильное впечатление на одноклассниц, вызвать у них восхищение.
Славка оказывался на самых опасных участках, потому что на пожаре было много людей, перед которыми Славка не хотел показать себя трусом.
Юноше хотелось испытать себя, доказать самому себе, что он способен на многое.
Славка действовал не раздумывая, стремясь спасти людей, которые могли пострадать.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот, изворачиваясь бешеными змеями, рвался в сенцы — не пускали.
Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.
И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей.
Славка схватил лежащего на диване человека, потащил по полу к двери, мешая водоносам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги.
4. Из предложений 32-35 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение»э
5. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе - ЕНН- имени прилагательного, образованного от основы имени существительного, пишется НН»?
6. Замените просторечное слово «настырный» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «фонарные столбы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 15.
9. Среди предложений 1-9 найдите предложение с уточняющим обособленным обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
—Человек в доме! Сгори-ит! — заголосили в дымной тъме,(1) и все ринулись к дому,(2) тяжко,(3) с нарастающей тревогой покряхтывающему ,(4) задыхающемуся от дыма и жара.
Славка подбежал к веранде,(5) схватился за ручку двери,(6) но дёрнуть не успел — какой-то мужик осадил его:
—Голову ниже,(7) балбес! Глаза спалишь! И вдвоём,(8) пригибаясь,(9) они рванули дверь на себя.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Как вдруг из частных домов,(1) которые теснились в гуще опавших садов по соседству с посёлком,(2) через дорогу,(3) раздался крик:
— Пожар!
И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку,(4) заворочалась,(5) подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. Славка почувствовал жёсткий комок в горле,(6) будто его бабочка с испуга дёрнулась от огня.
13. Среди предложений 21-31 найдите сложное предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 25-33 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ?
ВАРИАНТ 6 Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-16
(1)Моя подруга Ася получила приглашение на два лица на бал старшеклассников и предложила мне пойти с ней.
(2)У дверей трое старшеклассников в костюмах и галстуках проверяют у нас пригласительные билеты, и мы входим в школу.
—(3)Привет! — раздаётся над самым моим ухом, и рядом с нами как из-под земли вырастает высокий парень в очках с затемнёнными стёклами.
—(4)Привет, — равнодушно отвечает Ася. (5)Она не знакомит нас, хотя парень идёт рядом, и я чувствую себя лишней.
(6)В школьном фойе Ася куда-то сразу исчезает, а я стою у колонны и делаю вид, что изучаю приклеенную к ней афишу.
(7)Когда раздаётся звонок, я иду вслед за всеми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю — всё-таки мы с ней лучшие подруги! (8)Но в зале гаснет верхний свет, и вот уже появляется несколько танцующих пар.
(9)Снова медленный танец... (10)Сколько, интересно, времени я тут торчу у стенки — час или больше? (11)Говорили, что будет бал, а это — обычный школьный вечер, разница только в том, что все тут старше меня.
(14)И тут вспыхнули сразу все люстры и в зал выпорхнули десять пар: мальчики в строгих костюмах, девочки в пышных бальных платьях до колен. (15)А пока они летали по залу, все просто стояли и смотрели на них, потому что никто сейчас не умеет по-настоящему танцевать вальс. (16)А я — умею, потому что до восьмого класса нас с Асей водили на хореографию и учили всем этим бальным танцам, даже полонезу и мазурке!
—(17)Разрешите вас пригласить?
(18)Я оглядываюсь по сторонам, но рядом нет никого, к кому бы мог обратиться этот совершенно фантастический парень с кудрявыми волосами. (19)Я кладу руку на его плечо и — раз-два-три! — мы легко и плавно кружимся вместе с танцорами. (20)Я танцую на носочках, чтобы казаться выше, а партнёр уверенно направляет меня, то ускоряя, то замедляя кружение.
—(21)Вы очень хорошо танцуете, — говорит парень, и мне неловко оттого, что он говорит мне « вы ».
(22)Почему он не спросил, как меня зовут? (23)Наверное, просто не успел, потому что его сразу же после вальса окликнули ребята из оркестра.
(24)А ко мне подошла Ася и позвала погулять по коридору. (25)Она берёт меня под руку, и мы прохаживаемся по залу, как будто ничего не случилось и Ася вовсе не бросила меня одну на целый вечер...
—(26)Как тебе Вадик, ну, тот парень в тёмных очках? — спрашивает Ася. — (27)Он учится в десятом — в одном классе с Юрой Аристовым. (28)Кстати, это я попросила Вадика, чтобы Юра пригласил тебя на вальс. (29)А то просто жалко смотреть: стоишь у стенки, как сирота казанская...
(30)Ну да, всё правильно: Ася — моя лучшая подруга и поэтому позаботилась обо мне... (31)Наверное, она даже ждёт, что я скажу ей за это спасибо?
—(32)Спасибо, — говорю я с самым равнодушным видом. — (33)Ты знаешь, я, наверное, пойду домой... (34)Очень разболелась голова.
—(35)Даже и не думай, — встревожилась Ася. — (36)Куда ты одна пойдёшь?
(37)Я упрямо трясу головой и иду в гардероб.
—(38)Оль, ты что, обиделась? — кричит мне вслед Ася. — (39)Ну хочешь, мы с Вадиком тебя проводим?
(40)Я надеваю плащ и выбегаю из школы. (41)Пахнет мокрыми листьями и осенью.
(По Е. Липатовой)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Оля — рассказчица — благодарит подругу? »
Оля действительно испытывает чувство глубокой благодарности по отношению к Асе.
У рассказчицы прекрасное настроение, она счастлива, что побывала на вечере для старшеклассников.
Рассказчица оценила способность Аси испытывать по отношению к ней чувство жалости.
Оля догадывается, что подруга ждёт от неё благодарности.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Когда раздаётся звонок, я иду вслед за всеми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю — всё-таки мы с ней лучшие подруги!
А пока они летали по залу, все просто стояли и смотрели на них, потому что никто сейчас не умеет по- настоящему танцевать вальс.
Я танцую на носочках, чтобы казаться выше, а партнёр уверенно направляет меня, то ускоряя, то замедляя кружение.
— Привет! — раздаётся над самым моим ухом, и рядом с нами как из-под земли вырастает высокий парень в очках с затемнёнными стёклами.
4. Из предложений 26-34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последующего согласного.
5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
6. Замените разговорное слово «торчать» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «в школьном фойе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 41.
9. Среди предложений 14-23 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
— Как тебе Вадик,(1) ну,(2) тот парень в тёмных очках? — спрашивает Ася. — Он учится в десятом — в одном классе с Юрой Аристовым. Кстати,(3) это я попросила Вадика(4) чтобы Юра пригласил тебя на вальс. А то просто жалко смотреть: стоишь у стенки(5) как сирота казанская...
Ну да(6) всё правильно: Ася — моя лучшая подруга и поэтому позаботилась обо мне... Наверное(7) она даже ждёт(8) что я скажу ей за это спасибо?
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.
12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В школьном фойе Ася куда-то сразу исчезает(1) а я стою у колонны и делаю вид(2) что изучаю приклеенную к ней афишу. Когда раздаётся звонок(3) я иду вслед за всеми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю — всё-таки мы с ней лучшие подруги! Но в зале гаснет верхний свет(4) и вот уже появляется несколько танцующих пар.
Снова медленный танец... Сколько(5) интересно(6) времени я тут торчу у стенки — час или больше?
13. Среди предложений 18-25 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14.Среди предложений 6-16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
ВАРИАНТ 7 Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-16
(1)Этим летом стояла небывалая жара. (2)Дым, смог, мгла — как только её не называли. (3)Горели торфяники. (4)В саду у нас на даче все жасмины стояли серые, со скрученными листьями. (5)3емля под ними потрескалась и превратилась в пыль. (6)Улитки в кустах валялись белые, как мел, — вылитые окаменелости.
(7)Но жизнь продолжалась. (8)Стрекоза-пират усиленно патрулировала свою территорию, кот иногда уходил гулять, где ему вздумается, собака побрёхивала из-за забора на машины и велосипеды. (9)А огромный вертолёт то и дело проносился над нами с ужасным рокотом, причём так низко, что Ниночка сумела разглядеть свисающую лестницу.
(10)Возле зелёного сарайчика стоял Микин надувной бассейн. (11)Из него пили кошки и собака, в воде плавала сухая хвоя и всякая шелуха, прилетавшая с неба. (12)Поэтому Мика в нём не купался, а купались пластилиновые лягушки и крокодилы, а ещё вертушка на палке, которая, если водить ею по воде, умела пускать красивые волны.
(13)Утром и вечером мы с Микой брали кувшины, ведёрки и шли к колодцу. (14)Там стоял таз, большой белый бак, старое ведро из-под краски и разные другие ёмкости. (15)Они были уже с водой и ждали, когда мы начнём свои поливочные работы. (16)Ждала и птичка Робин, она же малиновка, она же зарянка, — самая красивая из всех птичек нашего сада. (17)Как только вокруг бака с водой появлялись лужицы, она прилетала и принималась радостно прыгать между вёдрами и тазами. (18)Я говорила: «Здравствуй, птичка Робин, как дела?» (19)Она кивала головой и косилась на нас круглым внимательным глазком.
(20)Вечером никакой прохлады не было — был накопившийся за день зной и дым. (21)Как будто обдавало жаром из печки. (22)Кот с собакой валялись на земле бок о бок, как неживые. (23)Стрекоза сидела на деревянном перильце крыльца с выпученными глазами и никуда не улетала.
(24)Ниночка, заходя в дом, подивилась на неё и сказала:
—Ты знаешь, Танюш, сегодня птицы как будто посходили с ума: прыгали сверху в жасмин, потом вспархивали и слушали, как звенят сухие трубочки листьев. (25)И так делали по многу раз — видно, понравилось. (26)А птичка Робин мыла ножки в твоём, Мика, бассейне.
—(27)А как? — спросили мы с Микой.
—(28)Сидела на краю, потом вспархивала, с налёту мочила ножки в середине бассейна и садилась на край с другой стороны.
—(29)А Сандюра её не трогал?
—(30)Нет, конечно. (31)Котам сейчас не до того.
(32)Перед тем как лечь спать, я включила радио. (33)Кто-то рассказывал о том, как трудно переносят аномальную жару птицы.
(34)А ночью разверзлись с треском небеса, зашумел ливень, и я, проснувшись, лежала как во сне и не верила своим глазам и ушам. (35)А потом представила себе наших птиц. (36)Счастливые, они сидят сейчас, зажмурившись, в кустах полуживого жасмина и слушают вместе с ним его давно забытую музыку.
(По Т. Стамовой)
Татьяна Стамова —поэт, переводчик.
Ответами к заданиям 2 – 16 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле бланка ответов.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему рассказчица, услышав шум дождя, вспомнила о птицах? »
Рассказчица заволновалась, смогут ли птицы укрыться от дождевых потоков.
Днём птицы прыгали в жасмин, развлекаясь шумом его сухих листьев, а теперь рассказчица не сможет увидеть, как это происходило.
Рассказчица была рада за птиц: её волновало, что им приходится с таким трудом переносить аномальную жару.
Рассказчице захотелось вместе с птицами оказаться в этот момент под кустом жасмина.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
Возле зелёного сарайчика стоял Микин надувной бассейн.
Из него пили кошки и собака; в воде плавала сухая хвоя и всякая шелуха, прилетавшая с неба.
Там стоял таз, большой белый бак, старое ведро из-под краски и разные другие ёмкости.
Счастливые, они сидят сейчас, зажмурившись, в кустах полуживого жасмина и слушают вместе с ним его давно забытую музыку.
4. Из предложений 23-24 выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется глухостью-звонкостью последующего согласного.
5. Из предложений 20-23 выпишите слово, в котором правописание суффиксане определяется общим правилом: "В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН"
6. Замените разговорное слово «валяться»в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом.Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «садовому колодцу»,построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основупредложения 22.
9. Среди предложений 4-12 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.
Ниночка,(1) заходя в дом,(2) подивилась на неё и сказала:
— Ты знаешь,(3) Танюш,(4) сегодня птицы как будто посходили с ума: прыгали сверху в жасмин,(5) потом вспархивали и слушали,(6) как звенят сухие трубочки листьев. И так по многу раз — видно,(7) понравилось. А птичка Робин мыла ножки в твоём,(8) Мика,(9) бассейне.
11. Укажите количество грамматических основв предложении 34. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.
Этим летом стояла небывалая жара. Дым,(1) смог,(2) мгла — как только её не называли. Горели торфяники. В саду у нас на даче все жасмины стояли серые,(3) со скрученными листьями. Земля под ними потрескалась и превратилась в пыль. Улитки в кустах валялись белые,(4) как мел,(5) — вылитые окаменелости.
Но жизнь продолжалась. Стрекоза-пират усиленно патрулировала свою территорию,(6) кот иногда уходил гулять,(7) где ему вздумается,(8) собака побрёхивала из-за забора на машины и велосипеды.
Среди предложений 8-17 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14.Среди предложений 20-26 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.
Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ?
ВАРИАНТ 8 Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-16
(1)3яка появился в квартире Емелиных не случайно. (2)Его подарил Наде на День рождения одноклассник Колька.
(3)Проблемы начались сразу, как только за Колькой закрылась дверь: было непонятно, где будет спать Зяка, из чего будет есть и что делать, если заболеет... (4)На ночь кролика посадили в картонную коробку из-под телевизора. (5)Но спать он не желал, поэтому встал на задние лапки и начал скрестись, пытаясь выбраться. (6)И выбрался: прогрыз в коробке отверстие и, счастливый, оказался на свободе.
(7)3яку закрыли в ванной: и тише для всех, и надёжнее. (8)Он немного побушевал в темноте, но вскоре затих. (9)А на следующий день — свобода! (10)Изучая квартиру, Зяка пробирался очень осторожно, с опаской. (11)Лапки на линолеуме расползались, и это было смешно. (12)Он действительно был потешен, его хотелось гладить и тормошить, но в руки он не давался, забираясь туда, где достать его было почти невозможно: под кухонный стол, за диван и особенно часто — под кровать в спальне. (13)Правда, отлёживался Зяка недолго. (14)Когда, успокоившись, Надя переставала звать кролика и все принимались за свои дела, он выходил из укрытия и начинал бродить по квартире. (15)Кролик быстро подружился с котом и так же, как и тот, царапал диван и грыз обои. (16)3яку прогоняли, но он настойчиво продолжал свою работу. (17)Его прямо-таки тянуло что-нибудь погрызть или порвать.
—(18)Надо купить клетку, — предложила Надя.
—(19)Ну уж нет, достаточно расходов на новые обои, — решил папа. — (20)Куда хотите, туда его и девайте.
(21)В воскресенье все вместе повезли Зяку в маленький частный зоопарк.
(22)На улице, у изгороди, несмотря на солнечный день, стояла сонная лошадь. (23)В помещении, в котором было очень душно, в нос им ударил запах, характерный для всех зоопарков. (24)3десь жили две тощие лисицы, несколько кроликов и старый дикобраз; в коробке с опилками копошились хомячки, а в пустом аквариуме дремал тоже декоративный, но не рыжий, как Зяка, а рябой кролик.
(25)Симпатичная женщина в спецовке и рукавицах сказала, что денег на покупку кролика у них нет. (26)Мама объяснила, что они хотят отдать Зяку просто так.
—(27)Тогда сажайте вашего к тому рябому, — женщина показала на аквариум. — (28)И если они уживутся...
—(29)Мамочка, он же не рыба, — расстроилась Надя.
—(30)Ничего страшного, временно посидит и в аквариуме.
(31)На следующий день, когда папа пришёл с работы, в квартире было тихо и как-то пусто. (32)Никто не путался под ногами, не трепал нервы. (33)Но ещё не один день папа по привычке вскакивал с места — ему казалось, что кто-то грызёт обои. (34)3асыпал он с головной болью. (35)Но прежде всего болела душа: как там Зяка?
(36)Дома мама с Надей его кормили, купали, потом сушили феном, расчёсывали пушистые бакенбарды и чёлочку между ушей, а там никто и за ушком не почешет.
(37)И, не вытерпев, папа поехал в зоопарк.
(38)Грязный, худой и всклокоченный, Зяка сидел, забившись в угол клетки. (39)Рядом стояла миска с нетронутой едой.
—(40)Воды даже почему-то не было, — вернувшись, рассказывал папа.
—(41)А я уже заказала большую птичью клетку, — радостно сообщила мама. — (42)Мы тоже были у Зяки и всё видели.
(43)В понедельник у мамы был выходной. (44)Она купила на рынке пластмассовую корзину для перевозки животных. (45)В зоопарке их ждал Зяка.
(По О. Корниенко)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему папа девочки изменил своё отношение к Зяке?»
Кролик подрос и уже не будет царапать диван и обгрызать обои.
Мама девочки заказала для Зяки большую клетку, чтобы он больше не стучал лапами по полу по ночам.
Папа девочки почувствовал, что скучает по Зяке и переживает за кролика.
Папа Нади понял, что на самом деле он любит купать кролика, сушить его феном и расчёсывать ему шёрстку.
3. Укажите пример, в котором нет фразеологизма.
Никто не путался под ногами, не трепал нервы.
В помещении, в котором было очень душно, в нос им ударил запах, характерный для всех зоопарков.
Дома они его кормили, купали, потом сушили феном, расчёсывали пушистые бакенбарды и чёлочку между ушей, а там никто и за ушком не почешет.
Но прежде всего болела душа: как там Зяка?
4. Из предложений 33-37 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последующего согласного.
5. Из предложений 4-12 выпишите слова,в которых правописание суффикса определяется правилом: «В именах прилагательных, образованных от имен существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН»?
6. Замените разговорное слово «потешный» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «картонную коробку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
9. Среди предложений 3-14 найдите все предложения с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции (вводном слове).
Правда,(1) отлёживался Зяка недолго. Когда,(2) успокоившись,(3) все принимались за свои дела,(4) он выходил из укрытия и начинал бродить по квартире. Кролик быстро подружился с котом и так же,(5) как и тот,(6) царапал диван и грыз обои. Зяку прогоняли,(7) но он настойчиво продолжал свою работу.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он действительно был потешен,(1) его хотелось гладить и тормошить,(2) но в руки он не давался,(3) забираясь туда,(4) где достать его было почти невозможно: под кухонный стол,(5) за диван и особенно часто — под кровать в спальне. Правда,(6) отлёживался Зяка недолго. Когда,(7) успокоившись,(8) все принимались за свои дела,(9) он выходил из укрытия и начинал бродить по квартире.
13. Среди предложений 12-23 найдите сложное предложение с однороднымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 29-38 найдите сложное предложение с бессоюзнойи союзной подчинительнойсвязью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
ВАРИАНТ 9 Часть 2
(1)Однажды Михаська опоздал на первый урок. (2)Хорошо, что математика была: Иван Алексеевич пустил. (3)Михаська сел на своё место, достал тетрадку. (4)Смотрит: Сашка ему семафорит. (5)Михаська не понял. (6)Так Сашка до конца урока всё ёрзал и на него оглядывался. (7)В переменку он кивнул Михаське, подозвал к себе.
— (8)Смотри, — сказал Сашка.
(9)На дне его кирзовой сумки лежал настоящий кинжал. (10)Михаська представил себе фашиста, который таким кинжалом замахивается на партизана — связанного, избитого, — и мурашки пошли у него по спине. (11)Таким огромным — почти в две ладони — и в человека... (12)Сашка рассказал, что вчера был на военной свалке, и, если Михаська хочет, можно ещё сегодня сходить, только тихо, без разговоров, а то мальчишки увяжутся, и тогда не проберёшься — свалку охраняют.
(13)Охранял свалку один старик с берданкой и в военной фуражке. (14)С трёх сторон свалку окружала колючая проволока, с четвёртой было свободно. (15)Но там, рядом с железнодорожным тупиком, стояла будка охранника. (16)Мальчишки лежали под кустом и ждали, когда деду в фуражке надоест ходить и он уйдёт в сторожку. (17)Да дед оказался неутомимым — всё топал и топал вокруг колючки, которой была загорожена свалка.
(18)А за колючей проволокой чего только не было: исковерканные танки с белыми крестами, пушки с расщеплёнными и загнутыми стволами, разбитые лафеты и даже хвост самолёта. (19)Горы разломанного немецкого оружия валялись тут — нестрашные, разбитые навсегда. (20)Наконец ребята дождались своего: ушёл старик с берданкой в сторожку.
(21)Они поползли к проволочному ограждению. (22)Михаська сразу представил, что он разведчик и ему надо взорвать склад оружия. (23)Извиваясь как змея, работая локтями и коленками, он пополз по траве, оставляя чуть приметный след. (24)Вот и туго натянутая проволока — не отогнёшь. (25)Натянута туго — не отогнёшь. (26)В одном месте под проволокой была какая-то ложбинка. (27)Михаська перевернулся на спину, прижался к земле и прополз под колючкой. (28)Лазать по железу приходилось осторожно: и не только потому, что можно было наступить на что- нибудь и загрохотать на всю свалку, но и потому, что железо во многих местах было рваное, безжалостно разодранное, видно, снарядами, с острыми зазубринами, и очень легко можно было порезаться.
(29)Михаська с Сашкой поцелились из разбитой пушки, поискали, нет ли где-нибудь пистолета, и залезли в люк разбитого танка без гусениц.
(30)Ржавые танковые колёса врезались глубоко в землю и уже обросли травой. (31)Сашка сел за какие-то рычаги — наверное, там место водителя, а Михаська стал командовать, как на корабле: «Право руля! Лево руля!» (32)Он просто не знал, как командуют на танке. (33)Они уже совсем решили выходить, и вдруг за танком что-то загудело, загрохотало.
(34)На железнодорожный тупичок возле свалки подогнали товарный поезд. (35)Мальчишки быстро проползли под проволокой, а дальше побежали, уже не таясь.
(36)Огромный кран на платформе скрипнул, развернулся и склонил свой клюв к танку, в котором они только что сидели.
(37)Было слышно, как натужно застонали тросы, и вот танк нехотя вздрогнул и пополз вверх.
—(38)Всё, — сказал Сашка, — капут!
(39)Михаська представил, как этот танк кинут в огромную кипящую печь и он тотчас исчезнет, расплавится, сделается жидким...
(40)И он сжал зубы. (41)Ему ни капли не было жалко фашиста. (42)Ведь из своего танка он стрелял по нашим! (43)Может, даже по Ленинграду стрелял, по нашим бойцам, по таким ребятам, как Сашка.
(44)Пушки с загнутыми и расщеплёнными стволами, лафеты, хвост самолёта, горы фашистского железа медленно перебирались на платформу.
(45)Война кончилась, и теперь увозили в печь её остатки. (46)Как хорошо, что увозили всё это!
(47)Михаська вспомнил День Победы. (48)Все обнимались и целовались. (49)Он думал, будет что-то необыкновенное, удивительное. (50)Может, земля всколыхнётся?
(51)Но ничего такого не было. (52)Даже день самый обыкновенный — серый, не весенний.
(53)Михаська орал, обнимался, радовался, как все, но он пока только чувствовал её и знал, что она пришла.
(54)А теперь он увидел её. (55)Вот она какая, победа! (56)Торжественная. (57)Тихая. (58)И какая могучая!
(59)В тишине поскрипывали тросы крана, гудел мотор, а железины, которые убивали, покорно поднимались на свою гибель. (60)Они никому не страшны, эти военные обломки, когда-то убивавшие людей. (61)А теперь они должны перестать существовать вообще.
(62)Михаська лежал, поражённый всем этим. (63)Сашка толкнул его в бок и вдруг крикнул:
—Смерть фашистским захватчикам!
(64)Они побежали. (65)Они отдали свой салют победе. (66)Из ста двадцати двух артиллерийских орудий.
(По А. Лиханову)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Михаська вспомнил о Дне Победы, когда вместе с другом Сашкой побывал на военной свалке? »
Мальчик представил, что он разведчик, взрывает склад оружия, убивает кинжалом фашиста.
Друзья вообразили себя на месте танкистов, воевавших с фашистами и победивших врагов в бою.
Михаська ненавидел фашистов, стрелявших из валявшегося на свалке оружия по нашим бойцам, по городам.
Михаська радовался, что в печи будут расплавлены обломки оружия, из которого когда-то убивали людей, и это означало для него победу, конец войны.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Ржавые танковые колёса врезались глубоко в землю и уже обросли травой.
Ему ни капли не было жалко этого фашиста.
Михаська представил, как этот танк кинут в огромную кипящую печь, и он тотчас исчезнет, расплавится, сделается жидким.
Он думал, будет что-то необыкновенное, удивительное.
4. Из предложений 4-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последующего согласного.
5. Из предложений 52-62 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
6. Замените разговорное слово «ёрзать» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом.
7. Замените словосочетание «танковые колёса», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 34.
9. Среди предложений 49-60 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции (вводном слове).
Он думал,(1) будет что-то необыкновенное,(2) удивительное. Может,(3) земля всколыхнётся?
Но ничего такого не было. Даже день самый обыкновенный — серый,(4) не весенний.
Михасъка орал,(5) обнимался(,6) радовался,(7) как все,(8) но он пока только чувствовал её и знал,(9) что она пришла.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Сашка сел за какие-то рычаги — наверное,(1) там место водителя,(2) а Михасъка стал командовать,(3) как на корабле: «Право руля! Лево руля!» Он просто не знал,(4) как командуют на танке. Они уже совсем решили выходить,(5) и вдруг за танком что-то загудело,(6) загрохотало.
13. Среди предложений 19-27 найдите сложноподчинённое предложение с однороднымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 1-7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова ДЕНЬ ПОБЕДЫ?